Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Простой метроном скорости

Тахометр происходит от двух греческих слов: «тахо» означает «скорость», а «метроном» — «измерять». Он работает по принципу генератора и определяет напряжение, соответствующее скорости вала. Он также известен как счётчик оборотов. Принцип работы:

  • индукционный;
  • электромагнитный;
  • электронный;
  • оптический.

Исторически сложилось так, что первый механический тахометр был разработан на основе измерения центробежной силы.

В 1817 году они были использованы для измерения скорости тяговых машин, но после 1840 года применялись преимущественно для измерения скорости транспортных средств.

Цифровой тахометр — оптический датчик, предназначенный для определения угловой скорости вращающегося элемента. Области применения:

  1. Электронный тахометр — наиболее точный измерительный приборАвтомобили, самолёты, тракторы, поезда, лёгкие рельсовые транспортные средства и их ремонт.
  2. Лазерные инструменты.
  3. Медицинское применение. Гематахометр — устройство, установленное в артерию или вену, оценивает скорость движения крови по вращающейся турбине. Показания используются для диагностики проблем кровообращения, таких как тромбофлебит.
  4. Аналоговая запись звука, измеряющая скорость аудиокассеты.
  5. Оценка скорости и объёма трафика.

Типы современных тахометров

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

В приборе контактного типа он входит в контакт с вращающейся частью. В фотоэлектрическом устройстве для измерения скорости используются световые лучи, видимые или инфракрасные. Частота разрыва, которого применяется для расчёта скорости. Индуктивные инструменты используют магнитные элементы для индукции магнитных полей, а частота активации — для измерения скорости. Конструктивные особенности:

  • счётчики;
  • таймеры;
  • стробоскоп.

Конфигурации дисплея включают аналоговые визуальные индикаторы, цифровые или графические видеодисплеи.

Пользовательские интерфейсы и типы управления имеют аналоговые лицевые или цифровые панели и компьютерные программируемые интерфейсы.

Современные тахометры оснащаются программным обеспечением для работы на ПК. У многих есть сетевые или коммуникационные интерфейсы. Доступные электрические выходы:

  • аналоговое напряжение;
  • аналоговый ток;
  • аналоговая модулированная частота;
  • переключатель или сигнализация;
  • светодиодный экран.

Тахометры классифицируются на основе технологии сбора данных. Типы применяемых устройств:

  1. Электронный тахометр — наиболее точный измерительный приборАналоговые. Состоят из измерителя и интерфейса набора номера. Они не имеют возможности хранить базу данных, а также не вычисляют средние показания и их отклонения. Скорость движения преобразовывается в напряжение с использованием внешнего преобразователя частоты. Затем это измерение отображается аналоговым вольтметром.
  2. Цифровые — состоят из ЖК-дисплея или светодиодного индикатора и памяти для хранения информации. Они осуществляют статистические операции и подходят для точного измерения и мониторинга любых видов времени. Цифровые тахометры чаще встречаются в наши дни, они дают числовые показания вместо использования циферблатов.
  3. Контактный тип, контактируют с вращающимся валом, прикрепляется к дизелю или электродвигателю. Например, оптический кодер или магнитный датчик измеряет обороты. Они способны измерять скорость вращения в пределах от 0, 5 об / мин до 10 тыс. об / мин, имеют ЖК-дисплей, работает с диапазоном рабочих температур от 0 до + 40 C.
  4. Электронный тахометр — наиболее точный измерительный приборБесконтактный тип не нуждается в физическом контакте с вращающимся элементом. В этом типе лазерный или оптический диск соединён с валом, результат считывается инфракрасным лучом или лазером. Этот тип замеряет скорость от 1 до 99,999 об/мин (токарный станок), угол обмера составляет меньше 120 градусов. Оборудованы ЖК-дисплеем, эффективны, долговечны, точны и компактны, а также видны с большого расстояния.
  5. Временной, который вычисляет скорость по интервалу между входящими импульсами. Разрешение этого тахометра не ограничено, поэтому он более точен при измерениях низкой скорости.
  6. Частотный, который вычисляет скорость по частоте импульсов. Этот тип работает с использованием красного светодиода, а оборот его зависит от вращающегося элемента. Он используется для высокоскоростных измерений. На рынке продаётся недорогой и высокоэффективный китайский вариант.

  Изготовление металлоискателя своими руками

Микроэлектрическая машина генерированного напряжения

Генератор тахометра преобразует показатель вращения вала в электрический сигнал. Работа его использует свойства угловой скорости ротора, поток возбуждения, которого пропорциональный генерируемой ЭДС.

Большинство современных тахогенераторов — это тип постоянного магнита. Эти устройства используют вращающееся соединение, один конец которого подключён к валу машины, индуцирует электродвижущую силу (напряжение), пропорциональную скорости вала.

Контакты якоря соединены к цепи вольтметра, преобразуя напряжение в значение скорости.

Эти тахометры отличаются точностью, максимально допустимыми показателями и рабочей температурой. Используются в качестве датчиков в различных автомобильных и электромеханических компьютерных устройствах. Действуют в сетях переменного или постоянного тока.

Принцип работы автомобильного счётчика

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Он позволяет водителю выбирать подходящие настройки дроссельной заслонки и шестерни во время движения, поскольку длительное использование на высоких скоростях вызывает недостаточную смазку, влияющую на двигатель, создаёт перегрев и приводит к ненужному износу трущихся деталей и к отказу машины.

Проверка оборотов двигателя

В процессе эксплуатации автомобиля нужно знать, как проверить тахометр в домашних условиях. Большинство машин оборудованы спидометром, манометром, датчиком температуры охлаждающей жидкости и тахометром. Они установлены по-разному в зависимости от марки и модели авто. Последовательность действий:

  1. Электронный тахометр — наиболее точный измерительный приборПроверить тахометр перед поездкой, внимательно осмотреть датчики. Циферблат обычно показывает одно- или двузначные числа, которые ограничены красной полосой разрешённого предела работы.
  2. Запустить автомобиль. Нажать педаль тормоза правой ногой и включить ключ зажигания. Показания тахометра должны расти, прежде чем остановиться на количестве оборотов двигателя на холостом ходу.
  3. Нажать педаль газа и обратить внимание на поведение тахометра.
  4. Контролировать показания во время движения на каждой передаче и при переключении на следующую.
  5. Избегать чрезмерного перегруза двигателя. Красная линия на шкале представляет наибольшее количество оборотов, которые двигатель способен безопасно выдерживать.
  6. Если нужно дополнительно измерить RPM автомобиля, чтобы помочь диагностировать проблему, используют ручной тахометр, измеряющий число оборотов во время работы.

  Какой электрод выбрать для сварки инвертором

Электронный тахометр своими руками

С широкими возможностями рынка электроники сделать схему тахометра дома своими руками с использованием мультиметра не сложно. Более того, результаты, полученные в таких схемах, точны в оценке общего рабочего состояния измеряемой системы.

Принципиальная схема с использованием IC 555:

  1. Электронный тахометр — наиболее точный измерительный приборИмпульс выводится из свечи зажигания скутера и подаётся до конца R6.
  2. Транзистор реагирует на импульсы в соответствии с триггерами.
  3. Транзистор активирует моностабильность с каждым входящим импульсом.
  4. Моностабильный остаётся включённым в течение определённого момента, а при срабатывании генерирует среднее время включения на выходе прямо пропорционально средней скорости запуска.
  5. Конденсатор и резистор на выходе IC объединяют результат так, что он напрямую считывается вольтметром с напряжением 10 В.
  6. R3 отрегулирован таким образом, чтобы выход генерировал точную интерпретацию скорости подачи RPM.

Вышеуказанная настройка выполнена с помощью обычного тахометра. Детали для изготовления широкодоступны и их можно приобрести в любом магазине радиотоваров. Список деталей для самодельного варианта:

  1. R1 = 4K7.
  2. R2 = 47E.
  3. R3 = 100 КБ, может быть переменный.
  4. R4 = 3K3.
  5. R5 = 10K.
  6. R6 = 470 К.
  7. R7 = 1K.
  8. R8 = 10K.
  9. R9 = 100K.
  10. C1 = 47n.
  11. C2 = 100n.
  12. C3 = 100n.
  13. C4 = 33uF / 25V.
  14. T1 = BC547.
  15. IC1 = 555.
  16. M1 = измеритель FSD 10 В.
  17. D2 = 1N4148.
  18. C5 с любым значением между 3, 3uF и 4, 7uF.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Принципиальная электрическая схема содержит IC555, MOC 7811, IC CD4081, IC CD4069 и IC 4033 и семисегментный дисплейный блок LTS 543. На первом таймере IC 555, сконфигурированном как моностабильный мультивибратор, он генерирует импульс синхронизации при нажатии переключателя S2, зелёный светодиод 1 указывает время обнаружения.

  Как правильно пользоваться ручным самодельным плиткорезом

MOC 7811 IC2 содержит ИК-передатчик и фотодиод для создания изменяющихся логических уровней, зависит от блокирующего или прерывающего ИК-луча. Логический вентиль N1 включает счётчик детектора Johnson (CD 4033), он управляет семисегментным дисплеем LTS 543. Есть два десятичных счётчика и два семисегментных дисплея для отображения RPS от 00 до 99.

По этой схеме можно сделать тахометр для бензопилы своими руками с вращающим прерывателем. Одно прерывание инфракрасного луча будет приниматься за один счёт, а общий отсчёт вращения — RPS, умножают 60 на RPS, чтобы узнать Revolution Per Minute (RPM).

Онлайн-приложение для iPhone

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

В программе приведены элементы управления подсказки, определяющие диапазон RPM. Имеется коррекция фонового шума для истинного определения звука двигателя. Подсказка определяется значением центра и допуска в процентах. Прокручивая левую или правую область в синих полосах ниже подсказки, регулируют значение центрального RPM и допуск. Вместо фиксированного диапазона используется режим отслеживания, работающий во всём диапазоне измерений.

В этом режиме элементы управления подсказки заменяются, что позволяет начать истинное отслеживание. Ниже контрольных данных — график функции автокорреляции, для проверки надёжности отображаемого RPM.

Имеется руководство по настройке диапазона RPM. Вертикальные жёлтые линии на графике соответствуют периодам звука, производимого двигателем. Если они хорошо совпадают с пиками на графике — значение RPM точное.

Преобразование звука в тональное видео в RPM зависит от конфигурации двигателя.

Можно выбрать из нескольких встроенных конфигураций, включая 4-тактные и 2-тактные двигатели и указать общий коэффициент, который может компенсировать любое передаточное отношение между двигателем и валом.

Помимо этого представления, есть две страницы настройки конфигурации. На каждой есть своя контекстная справка, которая даёт больше информации о том, как использовать приложение.

Существует также подробное руководство по эксплуатации.

Ранние модели тахометров зависели от механических приводов, таких как маховик, распределительный вал, шкив вентилятора и т. д. Они вращают магнит, тем самым вызывая вихревые токи на алюминиевом диске (спидометр) в оборотах/минуту. Тахометр современного типа является электронным, управляемым импульсом, способным измерять как самую малую, так и меганагрузку.

Источник: https://pochini.guru/sovety-mastera/avtomobilnyiy-elektronnyiy-tahometr

Что такое электронный тахеометр и для чего он используется?

Технический прогресс позволил человеку значительно ускорить выполнение многих инженерных работ и в том числе геодезических. Благодаря современному измерительному оборудованию теперь можно получить точные данные в кратчайшие сроки. Именно поэтому самым востребованным на сегодняшний день геодезическим прибором считается тахеометр, с устройством которого ознакомимся более детально.

Что такое тахеометр?

Тахеометр – это инструмент, предназначенный для измерения вертикальных и горизонтальных углов, а также превышений и расстояний.

У электронных приборов, благодаря встроенному микропроцессору и программному обеспечению, измерения и расчеты выполняются за достаточно короткий промежуток времени. При этом отклонения, в случае правильно выполненных работ, будут минимальными.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Основные конструктивные элементы тахеометра в первом положении

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Конструктивные элементы тахеометра во втором положении

Читайте также:  Как установить сигнализацию пантера с автозапуском?

Конечно же, у данного инструмента есть свои недостатки, вроде высокой стоимости, но они с лихвой компенсируются его достоинствами. Именно поэтому у каждого предприятия на сегодняшний день наличие этого прибора является обязательным требованием.

Где применяется?

  • Удачно совместив в себе функции, как теодолита, так и светодальномера тахеометр используется для реализации следующих задач:
  • – определения координатных значений точек при топосъемке и составления топокарт;
  • – проведения строительных и геодезических разбивочных мероприятий;
  • – выноса на местность высот, проектных точек;
  • – проведения прямых и обратных засечек;
  • – выполнения измерений со смещением;

– тригонометрического нивелирования и т.д.

История создания

До появления этого инструмента геодезические измерения выполнялись при помощи теодолита, рулетки, нивелира и других приборов, а расчеты заносились в специальные журналы и обрабатывались вручную. По этой причине появления ошибок и их накапливания нельзя было избежать. Еще один негативный момент – время, затраченное на проведение измерительных работ.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Теперь же процесс измерений ускорился во множество раз, а большую часть работ теперь берет на себя специальное программное обеспечение(такое как ГИС ГЕОМИКС). Тем не менее, этот прибор стал неотъемлемой частью современной геодезии относительно недавно.

  Что такое геодезия: история развития и основные направления

Инструменты, отдаленно напоминающие современные тахеометры, начали выпускать в 70-х годах. Основное препятствие состояло в невозможности совместить теодолит со светодальномером, введу чересчур больших габаритов последнего. Однако, когда его размер стал более компактным, эта проблема была благополучно решена.

Уже в 80-х в Швеции изготавливается самый первый электронный тахеометр AGA-136 от фирмы Geodimetr. Для инженерной геодезии он стал инновационным достижением. Вскоре на рынке стали появляться приборы, изготовленные в Японии (Sokkia, Topcon, Nikon), Швейцарии (Leica) и других странах.

Как работает

Работа этого инструмента строится на двух основных методах, которые обусловлены его конструктивными особенностями:

  1. Фазовый. Расстояние вычисляется посредством определения разности между фазами излучаемого и отражаемого светового луча.
  2. Импульсный. Используется в самых современных инструментах, предназначенных для проведения измерений крайне высокой точности. Определяется расстояние по времени, через которое лазерный луч достигает отражателя и возвращается.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

  1. Режим, в котором будет работать прибор, также определяется диапазоном вычисления дальности расстояний. В зависимости от его интервала тахеометр можно разделить на два следующих типа:
  2. – отражательный (5 и более километров);
  3. – безотражательный (может выполнять измерения до произвольной плоскости в диапазоне до 1,5 километров, но дальность также зависит от отражающих свойств поверхности).

Основным преимуществом тахеометра является возможность измерений при наличии различных препятствий, вроде листвы деревьев. Кроме того, работы можно проводить при условиях не только нормальной, но и плохой или слишком яркой освещенности.

Многие производители сейчас делают акцент на приборах со встроенной системой GPS для быстрого обнаружения объекта по его координатам.

Разновидности тахеометров

Классификация этих приборов достаточно обширна и разделяется по свойствам, функционалу и эксплуатации. По принципу работы принято различать следующие инструменты:

  1. Оптические (монограмные) – по своей сути являются сложными теодолитами со специальным номограммным кипрегелем.
  2. Электронные – цифровые приборы с установленным ПО. Может хранить данные замеров и вычислений во внутренней памяти. Сочетает в себе теодолит и светодальномер.
  3. Автоматизированные – используются для выполнения сложных инженерных работ, поскольку позволяют произвести максимально точные измерения за короткий период времени. На сегодняшний день наиболее востребованные и дорогие.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

По конструкции принято различать:

– модульные (отдельно сконструированные элементы теодолита, светодальномера и т.д.);

  • – интегрированные (все составляющие прибора объединены в один механизм);
  • – неповторительные (лимб монолитно закреплен на подставке).
  • В зависимости от сферы применения тахеометры разделяют на:
  • – строительные (геодезическое сопровождение работ);
  • – технические (элементарные задачи);
  • – инженерные (исполнительные съемки и другие сложные работы, требующие высокой точности).

Эксплуатация

Как можно подытожить из вышесказанного, тахеометр является достаточно сложным инструментом, а работа с ним требует определенных умений. Поэтому у начинающих пользователей может появиться много вопросов по поводу его правильной эксплуатации.

Однако измерения при помощи этого инструмента всегда проходит в такой последовательности:

  1. Поставить штатив на точке и закрепить, задав нужную высоту.
  2. Установить инструмент на штатив и при помощи оптического отвеса отцентрировать его положение над точкой.
  3. Включить прибор и отцентрировать его.
  4. Дальнейшая работа с устройством зависит от его модели и характера съемки.

Подробная информация об эксплуатации тахеометра описана в инструкции от производителя, с которой необходимо тщательно ознакомится перед его использованием.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Взаимодействие между пользователем и устройством осуществляется при помощи специального программного обеспечения. Устанавливая необходимые параметры на дисплее, геодезист выполняет измерительные работы, после чего все полученные данные сохраняются в памяти тахеометра. Дальнейшая их обработка и составление итогового материала будет производиться на компьютере.

Заключение

Здоровая конкуренция и технологическое развитие активно способствуют появлению точных и многофункциональных инструментов, отвечающих всем современным требованиям.

Конечно же, цена на современные приборы подобного типа достаточно высока. Тем не менее, как показывает практика, скорость работы, функциональность и удобство в эксплуатации с лихвой окупят затраченные на приобретение этого инструмента средства.

Источник: https://geomix.ru/blog/geodesy/taheometr/

Как выбрать тахометр

Тахометр – небольшой прибор, который можно увидеть на панели практически всех автомобилей. Если он есть, то занимает видное место. Водители часто недооценивают тахометр и предпочитают не пользоваться им вовсе.

А назначение его предельно простое: замерять и показывать обороты коленвала ДВС автомобиля. Как показывает практика, в автомобилях с установленным тахометром более плавно расходуется ресурс двигателя. А все дело в том, что прибор может серьезно облегчить выбор правильной передачи.

Разберемся же с тем, как работает тахометр и как его выбирать.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Принцип работы устройства

Автомобильные тахометры делятся на два типа:

  • Цифровой. Это электронное табло, на которое и выводится необходимая водителю информация. Тахометр очень полезен как для произведения настройки мотора, так и для операций с электронным блоком зажигания;
  • Аналоговый. Простейшее электронное устройство, видимой частью которого является циферблат с движущейся стрелкой;
  • Механический. Предшественник аналогового тахометра, который имеет надежную и довольно простую конструкцию.

Оба типа тахометров нужны в первую очередь для того, чтобы водитель мог наиболее правильно подобрать момент для переключения с одной передачи на другую. Если переключение осуществляется не вовремя, то ресурс сразу нескольких дорогостоящих узлов автомобиля начинает расходоваться быстрее.

Работа аналоговых и цифровых аналогов завязана на одном принципе: специальные датчики подсчитывают импульсы и паузы между ними и переводят значения в человеко-понятную форму (цифры, движения стрелки по градуированной шкале). К слову, тесты показывают, что данные с аналоговых тахометров (стрелочных) воспринимаются водителями быстрее. Быстрая смена цифр на цифровых тахометрах утомляет и рассредоточивает.

Подробнее о конструкции тахометров

Принцип работы любого тахометра по сути такой же, как у всякого измерительного устройства. То же можно сказать и о конструкции. Так, например, современные цифровые тахометры состоят из вот таких элементов:

  • Микросхема;
  • Процессор;
  • ЖК-панель, на которую выводятся цифры;
  • Восьми- и более зарядный преобразователь;
  • Оптрон (преобразователя сигнала в свет и света в сигнал);
  • Температурный датчик.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Цифровые тахометры в силу более сложной конструкции оказываются более дорогими, нежели аналоговые. Вместе с тем они очень надежные и точные. Проблема лишь в том, что на дороге большая точность не нужна.

Довольно точный тахометр может «похвастать» погрешностью порядка сотни оборотов в минуту. Рядовое механическое устройство – до пяти сотен оборотов (это серьезная погрешность).

Более простые и менее точные аналоговые тахометры состоят из вот таких элементов:

  • Провода;
  • Микросхема;
  • Градуированная шкала;
  • Стрелка;
  • Магнитная катушка.

За простоту аналогового устройства приходится платить меньшей точностью. Наименее точными являются механические тахометры. Можно сказать, что аналоговые устройства являются эволюцией механических – вместо прямого соединения с коленвалом двигателя он подключается к катушке зажигания. Проще говоря, в конструкции механики уже нет тросика, но появилось несколько проводов.

Как связан тахометр с датчиками авто

Под датчиками тахометра специалисты подразумевают несколько важных регистрирующих компонентов, без которых невозможна работа измерительного прибора. К примеру, к датчикам тахометра относят датчик коленвала и датчик холостого хода. Вот для чего они нужны:

  • Датчик колнвала двигателя фиксирует в конкретный момент времени угловое положение автомобильного коленчатого вала. Как правило, датчик устанавливают возле маховика. Если устройство исправно замеряет число оборотов и преобразует данные в сигнал, то этот сигнал можно выводить на приборную панель и перевести в человеко-понятную форму;
  • Датчик холостого хода также участвует в замере числа оборотов, но при измерении «опирается» на кол-во подаваемого топлива. Датчик ХХ ставится на автомобильном карбюраторе и все так же передает сигнал, преобразуемый в тахометре.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Существует и другой вариант: электронные компоненты автомобиля соединяются с ЭБУ. Датчики взаимодействуют с блоком и все так же передают сигналы на измерительные приборы авто.

Способы установки тахометра

Сегодня существует всего два варианта установки тахометров. В штатной комплектации автомобиля этот способ всегда один, а вот если водитель хочет заменить устройство на другое или он просто недоволен местом расположения, то ему придется идти по второму пути. Установка бывает следующая:

  1. На панели автомобиля (штатный). В подавляющем большинстве случаев тахометр располагается в стороне от спидометра. Прибор является частью базовой комплектации автомобиля и, по словам многих автолюбителей, он расположен, с практической точки зрения, не лучшим образом;
  2. Устройство выносится за панель. В этом случае тахометр монтируется на торпедную панель автомобиля, т.е. выше всех остальных приборов автомобиля. Во-первых, это интересное изменение дизайна. Во-вторых, такой тахометр заметнее. Есть только одна проблема: сегодня на рынке большая часть тахометров представлена аналоговыми, информацию с которых считывать труднее, чем с цифровых.

Любой из вариантов по-своему хорош, так что здесь водителю стоит опираться на свои предпочтения. Современные тахометры оснащены подсветкой – в этом огромном плюсе кроется и минус. Выносные устройства «маячат» прямо перед глазами и могут утомить водителя. А если тахометр расположен недалеко от спидометра, то он никак не будет привлекать к себе излишнее внимание.

Читайте также:  Какие преобразования пережил кузов ваз 2108 за свою долгую карьеру

Основные неисправности тахометров

Причин, по который устройство перестает работать или же работает некорректно, не так уж и много. Как правило, причиной поломки является нарушение целостности проводки. Вот чем «болеет» тахометр:

  • Стрелка аналогового прибора скачет как по ходу движения автомобиля, так и при запуске ДВС. Необходимо проверить провода и убедиться в целостности контакта. Если вы заметили следы коррозии, трещины или ослабление креплений, то можно обойтись заменой части проводок или же чисткой и пайкой. Если это не помогает, то менять приходится всю проводку;
  • Стрелка сильно колеблется и часто проваливает до нуля. Такое происходит при замене штатной проводки на силиконовую. Помогает уменьшение номинала резистора, расположенного на плате;
  • Тахометр перестал работать. Опять же, не обойтись без проверки контактов и проводов. Также нужно оценить работоспособность датчика оборотов двигателя – возможно, он вышел из строя и его придется заменить;
  • Дисплей цифрового тахометра перестал работать. Необходима замена светодиодного экрана;
  • После всех манипуляций прибор показывает неверные данные. Стоит проверить датчик внутреннего сгорания.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

В подавляющем большинстве случаев проблема неработающего тахометра решается частичной заменой проводки. В профилактических целях можно разобрать аналоговый тахометр, проверить стрелку на предмет пыли, вызвавшей заедание, а также промыть спиртом и тщательно продуть магнитную систему устройства. В редких случаях неработоспособность тахометра указывает на проблемы с датчиками.

Выбор тахометра и его установка

Как и всегда, у водителя есть несколько вариантов:

  • Искать по VIN-коду. Самый верный способ найти оригинальное устройство и без проблем заменить им старое. Вероятность выбрать что-то не то сведена к нулю;
  • По данным авто. Так можно с легкостью найти и оригинал, и ближайшие аналоги, если таковые имеются.

В самой процедуре выбора подводных камней нет. Устройство может быть установлено в любой автомобиль. Различны лишь способы установки, которые во многом зависят от того, бензиновый у вас двигатель или дизельный. В бензиновых авто тахометр подключается следующим образом:

  1. Черный провод подводится к «массе» автотранспортного средства;
  2. Красный провод нужно соединить с клеммой замка зажигания. Так устройство будет получать питание при напряжении ровно в 12 Вольт (замерьте мультиметром);
  3. Третий провод, обычно имеющий разные цвета в зависимости от страны производства, подключается в соответствии с системой зажигания авто. Для контактной: провод нужно подключить через так называемый прерыватель-распределитель. Для бесконтактной: подключить к выводу катушки зажигания или же к коммутатору напряжения;
  4. Подсветка замкнуть на габаритные огни;
  5. Если устройство имеет расширенный функционал, то на нем имеется еще несколько дополнительных проводов. К примеру, вольтметр соединяется с «плюсом» АКБ.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Если мотор автомобиля дизельный, то для подключения тахометра нужно сделать следующее:

  1. Отсоединить защиту генератора;
  2. Выходной провод подключается к клемме генератора, которую можно распознать по букве «W». Если таковой не имеется, то генератор придется разбирать и выводить контактный провод самостоятельно;
  3. Отсоединить провод, который идет к выпрямителю генератора от обмотки. Он соединяется с проводкой тахометра, изолируется;
  4. Производится полная сборка и установка автомобильного генератора.

Как видите, ничего сложного нет. Если вы хорошо разобрались с устройством своего автомобиля, то поставить тахометр – дело легкое. Эту работу также можно поручить работникам автомастерской. Они быстро справятся с установкой прибора.

Экскурс по брендам

Сегодня можно выделить несколько достойный восточноевропейских брендов, под именами которых выпускаются универсальные и недорогие тахометры. Вот например:

  • Helios (Россия). Стоит обратить внимание для цифровой Helios 500 для карбюраторных двигателей. Вообще, все тахометры от Helios имеют интересные функции: имитация сигнализации, вольтметр, часы, таймер парковки, изменение яркости индикатора. Качество исполнения устройств выше среднего;
  • Multitronics (Россия). Производитель известен в первую очередь своими бортовыми компьютерами. Выпускает также несколько интересных моделей тахометров. Универсальный DD5 имеет часы, таймер, регулируемую яркость. А вот DM10 и DM20 таких функций не имеет. Погрешность всех тахометров при больших оборотах не выше 3%.

На рынке автомобильной электроники и измерительных устройств неплохо себя зарекомендовали, как ни странно, китайские производители. Но лишь некоторые! Не забывайте о том, что в Китае можно выпускать автозапчасти любого качества – меньше вложений в производство, ниже качество товара. Отметим лучших китайских производителей:

  • CEM (Китай). Достойна внимания модель AT-5. Она очень универсальна, имеет низкую погрешность (до 10 оборотов в минуту), компактна. Минус: высокая цена;
  • Ket Gauge (Китай – Тайвань). Выпускает простые стрелочные тахометры. Стоят они совсем недорого. Качество выше среднего. Пожалуй, Ket Gauge предлагает лучшие бюджетные решения по выносным автомобильным тахометрам.

Также отличные приборы выпускают Apexi (Япония), Defi (Япония). Их тахометры отличаются долговечностью и высочайшей точностью. Лучшие решения предлагают именно японские производители.

Есть лишь одно но: если вы решите взять прибор от Defi или Apexi, то будете неприятно удивлены высокой ценой.

Тем не менее, установленный прибор может прослужить ровно столько, сколько вы будете ездить на автомобиле – никаких прыгающих стрелок, нулевых показаний на холостых оборотах и прочего.

Вывод

Тахометр – относительно простое и очень полезное устройство, которое серьезно облегчает пользование автомобилем. Тахометр редко выходит из строя и водитель меняет его на новый по другим причинам.

К примеру, штатное устройство расположено не слишком удачно – это отмечают многие автолюбители. Выносной же тахометр намного нагляднее и удобнее в эксплуатации. К тому же выносные модели обычно имеют множество дополнительных функций.

Пусть даже часы и таймер есть в любом смартфоне, очень удобно, когда они объединены в одном автомобильном устройстве.

С выбором тахометра особых сложностей не возникает. Автолюбитель может найти как простейшие модели, так и те, что имеют множество функций.

И первый, и второй вариант можно найти в каталогах известных производителей.

Цена на «навороченный» тахометр кусается, так что можно с умом сэкономить, взяв устройство с подсветкой и регулируемой яркостью – оно удобно в эксплуатации и прекрасно справляется со своими основными задачами.

Источник: https://avto.pro/autonews/kak_vibrat_tahometr-20170813/

Стационарные электронные тахометры

Тахометр — прибор для измерения угловой или линейной скорости вращающихся или движущихся частей машин и механизмов. Тахометры широко применяются в системах, где необходимо контролировать скорость вращения. Наиболее часто встречающиеся в повседневной жизни тахометры — это автомобильные.

Каждый автомобилист знаком с этим прибором. В настоящее время тахометром оборудован практически каждый автомобиль. И это не спроста.

Тахометр помогает водителю контролировать режим работы двигателя и своевременно переключать передачи, что позволяет продлить срок службы автомобиля, сэкономить топливо и, что самое важное, повышает безопасность.

Прибор ВЕХА-Т в настенном исполнении
Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Существует много разновидностей тахометров и каждый из них находит своё применение. Тахометры бывают как портативными так и стационарными. По принципу действия они подразделяются на центробежные, магнитно-индукционные, электрические и электронные. Рассмотрим подробнее основные принципы действия тахометров.

Одними из первых были изобретены центробежные тахометры, работающие только благодаря энергии вращающегося механизма, сопряжённого с его осью.

Принцип действия центробежных тахометров основан на использовании действия центробежных сил на грузы, установленные на валу, которые в свою очередь приводят в движение стрелку.

В магнитно-индукционных тахометрах стрелка отклоняется под действием силы взаимодействия магнитных полей алюминиевого диска и вращающегося ротора с постоянными магнитами. Эти силы пропорциональны частоте вращения ротора.

Основой электрического тахометра служит тахогенератор — небольшой генератор постоянного тока. Напряжение с тахогенератора измеряется стрелочным вольтметром, проградуированным в единицах угловой скорости (об/мин).

Электронный тахометр, как правило, строится на микропроцессорном модуле который тактируется высокоточным и высокостабильным кварцевым генератором. Благодаря цифровой обработке сигнала и отсутствию аналоговых цепей в измерительном тракте, электронный тахометр является самым точным и стабильным среди всех прочих. Более того индикация у электронного тахометра не стрелочная а цифровая.

Электронные тахометры самые современные и технически совершенные приборы среди всех выше перечисленных. Рассмотрим их более детально. Каждый электронный тахометр измеряет скорость, обрабатывая данные с дискретных датчиков. Эти датчики могут быть интегрированными в корпус прибора или подключаться к прибору посредством соединительных проводов.

Сами датчики могут быть контактными или бесконтактными, иметь различный выходной каскад типа “сухой контакт”, “открытый коллектор” или “напряжение”. В настоящее время чаще всего используются бесконтактные датчики с транзисторным выходом. Они надёжны, не имеют движущихся частей и “дребезга” по выходу.

По принципу они могут быть индуктивными, емкостными или оптическими. Выходной каскад такого датчика представляет собой транзистор NPN или PNP структуры с открытым коллектором. Тем не менее многие электронные тахометры прекрасно работают и с механическими датчиками.

Для этого в них предусмотрены цифровые фильтры дребезга контактов.

Электронные тахометры могут измерять скорость (частоту) следования сигналов с датчиков несколькими способами. Первый — считать количество импульсов за фиксированный интервал времени (метод временных ворот). Второй — измерять время между смежными импульсами и вычислять обратную функцию.

Первый способ даёт достаточно большую погрешность на малых частотах, когда период следования импульсов сравним с периодом, за который совершается измерение.

Второй способ технически более сложен но и более универсален и позволяет динамично реагировать на изменение входной частоты, так как вычисление происходит по поступлению очередного импульса, а не по окончанию фиксированного интервала.

Сложность реализации второго способа заключается в необходимости ведения в реальном времени высокоскоростного счёта (десятки мегагерц) на достаточно длительном интервале (интервал следования импульсов с датчика), что требует высокой разрядности счётчиков и их синхронизации. Но игра стоит свеч, т.к. достигается отличная точность и малая инерционность прибора в целом.

В некоторых случаях требуется не только измерять абсолютную скорость но знать её направление, например нужно понять включен сейчас реверс или нет. Для решения такого рода задач некоторые электронные тахометры оборудуются дополнительным входом для подключения второго датчика. И тогда тахометр автоматически получает всю необходимую информацию для получения знака скорости.

Этот механизм основан на принципе двухфазного счёта. Для его осуществления необходимо соответствующим образом установить датчики. Сигналы с датчиков должны представлять из себя пару меандров, сдвинутых друг относительно друга на половину периода. Следующие рисунки поясняют этот принцип.

В первом случае сигнал на входе 2 опережает сигнал на входе 1 на половину периода, а во втором случае обратная ситуация.

Читайте также:  Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, мультиметром
Вращение в одну сторону Вращение в другую сторону
Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Более интеллектуальные приборы имеют встроенные функции простейшей математической обработки данных. Это позволяет упростить установку датчиков. Если необходимо, например, измерять частоту вращения вала открытого редуктора, то удобно установить индуктивный датчик на зубчатое колесо.

В таком случае параметр “Предделитель” устанавливается в значение, равное количеству зубцов и прибор адекватно отображает скорость вращения вала. Если в приборе предусмотрен только параметр “Множитель”, то он устанавливается в значение обратное количеству зубцов.

Возможен вариант, когда удобно установить датчик не на тот вал редуктора, скорость которого необходимо изменять, а на другой более доступный. Это так же решается правильно установленным множителем. Функция множителя также позволяет задавать коэффициент пересчета скорости в любую физическую величину.

Например, прибор может показывать мгновенный расход жидкости или линейную скорость конвейерной ленты.

RS485

Некоторые из электронных тахометров оснащаются цифровым интерфейсом передачи данных RS485, наличие которого позволяет интегрировать их в системы автоматического управления технологическими процессами и сбора данных (SCADA). Интерфейс RS485 — один из наиболее распространенных промышленных стандартов физического уровня связи.

Логически, в сети RS485 обмен данными как правило ведётся по протоколу MODBUS, являющемуся стандартом де-факто в отрасли промышленной автоматизации. В ряде случаев, благодаря встроенному в тахометр интерфейсу RS485, имеется возможность передачи информации непосредственно с тахометра на тахометр или на другой прибор.

Благодаря этому свойству была внедрена и успешно эксплуатируется корабельная бортовая система, в которой тахометр ВЕХА-Т установлен в машинном отделении, а на мостике и в ходовой рубке расположены дублирующие показания тахометры в форме достаточно крупных индикаторных табло, исполненных в корпусах с пыле-влагозащитой по классу IP65.

Все устройства соединены через интерфейс RS485 и текущее значение оборотов двигателя постоянно и синхронно отображается на всех сочленённых приборах (коих может быть до нескольких сотен).

ЦАП

Тахометр может быть оснащен аналоговым выходом, который генерирует унифицированный аналоговый сигнал тока или напряжения, пропорциональный измеренному значению. Параметры преобразования обычно задаются из меню тахометра. Сигнал с аналогового выхода можно использовать для передачи информации на другие приборы.

Такие как регистраторы, стрелочные индикаторы. Можно использовать аналоговый выход и для автоматического регулирования частоты вращения. К примеру пропорционально управляя приводом тормозного механизма.

Тахометр ВЕХА-Т опционально может оборудоваться аналоговым выходом, более того содержит встроенный изолированный источник питания этого выхода.

Счетчик времени наработки (моточасов)

Счетчик времени наработки предназначен для учета суммарной наработки оборудования. Данные счетчика могут быть использованы для своевременной замены изнашивающихся деталей оборудования или постановки последнего на плановый ремонт.

Все рассматриваемые сегодня приборы имеют функцию счётчика времени наработки, но реализована она в них по-разному. Тахометр ТХ-01 измеряет время в течении которого на специальный вход прибора подается управляющий сигнал.

ВЕХА-Т учитывает лишь реальное время наработки, когда показания скорости отличны от нуля. Значение времени наработки хранится в энергонезависимой памяти прибора и продолжают суммироваться, пока не будут сброшены оператором.

Можно запрограммировать пороговое значение времени наработки, при превышении которого будет срабатывать внешний дискретный выход. Приборы производства ARCOM не могут совмещать функцию счётчика наработки с функцией тахометра.

Отличительные функции и характеристики тахометра ВЕХА-Т

  • Реверсивный счёт. Определение направления вращения происходит полностью автоматически согласно двухфазному принципу или согласно состоянию входа 2 (замкнуто — реверс)
  • Регулировка яркости индикаторов. Так как полная яркость индикаторов прибора весьма высока, в слабоосвещённом помещении может возникнуть необходимость уменьшить яркость
  • Счётчик оборотов. ВЕХА-Т кроме времени наработки также считает импульсы поступившие с датчика. Эта цифра может быть просмотрена оператором с панели прибора, а также считана через интерфейс RS485
  • Внешний логический вход управления с программируемой функцией: смена предделителя, аварийная блокировка, удержание показаний
  • Индикация аварийных диапазонов. Есть возможность задать два “аварийных” диапазона, длительная работа в которых нежелательна. При нахождении текущего значения в одном из этих диапазонов, основной индикатор прибора будет мигать
  • Анимированная индикация направления вращения
  • Два варианта исполнения корпуса: щитовой и настенный IP65
  • Два варианта цвета индикации: красный и зелёный
  • Два варианта напряжения питания 220В и 24В
  • Универсальный измерительный вход для подключения любых типов датчиков
  • Одобрен Морским регистром с выдачей сертификата, а также Речным регистром в составе комплекса
  • Универсальный аналоговый выход (ЦАП)
  • Возможность дублирования показаний на нескольких тахометрах одновременно

Сравнительная таблица

Источник: http://www.automatix.ru/articles/?id=28634

echome.ru

Наиболее универсальным и распространенным среди точных геодезических измерительных инструментов является электронный тахеометр, впервые появившийся в близком к современному виде в конце прошлого столетия.

Конструктивно инструмент представляет собой объединение в едином корпусе теодолита, светодальномера и микроЭВМ. Его основным предназначением является:

  • выполнение угломерных плоскостных и дальномерных измерений, а также полярных координат с минимальной погрешностью;
  • составление подробных карт местности с точной фиксацией координат, высот и линейных особенностей рельефа;
  • определение расположения различного типа объектов, съемка электронным тахеометром;
  • автоматизированный режим множества измерений, в том числе измерения расстояний и превышений недоступных объектов;
  • проектирование трассы и поперечников, обратные засечки;
  • сохранение полученных данных по множеству точек;
  • автоматическое вычисление показателей, зависящих от измеряемых параметров;
  • устройство может быть использовано как функциональный дальномер и целеуказатель.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Основные функции и высокая производительность определяют сферы применения тахеометров: геофизические исследования, строительно-инженерные изыскания, земельный кадастр, нефтегазовая отрасль, маркшейдерское дело, строительные и многие другие области работ, связанных с точностью выполнения дальних замеров.

Устройство и принцип работы

Современные и далеко непростые условия работы предъявляют к измерительным устройствам все более высокие требования, как в плане конструктивных решений и технического оснащения, так и функциональности программного обеспечения.

Ключевыми составляющими любого электронного тахеометра являются:

  • подъемное трехопорное устройство – трегер;
  • пиксельный или сенсорный жидкокристаллический дисплей, отражающий данные измерений и предоставляющий возможность управления ими;
  • зрительная труба;
  • автономный дальномер или дальномер, совмещенный с системой фокусирования визирной трубы;
  • встроенный оптический лазерный отвес – центрир;
  • автоматический компенсатор (одноосевой или двухосевой), позволяющий выявить угловое отклонение тахеометра по оси/осям от уровня горизонта: в случае выхода за пределы допустимого диапазона функционирование прибора будет блокировано;
  • клавиатура, выполняющая функции панели управления и служащая для ввода данных станции;
  • современный мощный микропроцессор;
  • встроенная память, обеспечивающая хранение большого объема данных;
  • операционные системы Windows SE и Mobile и сопутствующее программное обеспечение, формирующие пользовательский интерфейс и выполняющие проведение полевых замеров и расчетов на их основе;
  • в современных цифровых тахеометрах предусмотрен широкий набор интерфейсов связи: USB-порты, Wi-Fi, Bluetooth, картридеры различных типов карт памяти;
  • использование в конструкциях современных моделей встроенного GPS-модуля делает возможным определение координат точек стояния с помощью спутниковой навигации;
  • аккумуляторные батареи, обеспечивающие интенсивную работу устройства и низкое энергопотребление в течение продолжительного времени.

Лежащий в основе электронно-оптических приборов принцип разности фаз испускаемого и отраженного представляет собой фазовый метод работы тахеометра. В более редких случаях используется импульсная технология, основанная на расчетах по времени прохождения лазерного луча до отражателя и в обратном направлении.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Имеющие безотражательный режим измерений модели могут производить замеры линейных расстояний практически до любого объекта. В этом режиме следует исключить попадание на пути следования луча посторонних предметов и климатических образований: веток, листьев, сильного тумана, дыма и т.д., могущих повлиять на достоверный промер расстояний.

Разновидности тахеометров

Виды электронных тахеометров весьма разнообразны, и их классификация, определяемая свойствами и функциями, достаточно развернута.

По сферам применения:

  • технические — наиболее простые, предназначенные для решения базовых задач;
  • строительные – обеспечивающие геодезическое сопровождение топографической съемки;
  • инженерные – сложные профессиональные инструменты для многогранных разбивочных работ, обладающие исключительной точностью получаемых данных и расширенным функционалом.

По точности вычислений:

  • точные, гарантирующие максимальную точность вычислений;
  • технические, обладающие большей, по сравнению с точными, погрешностью замеров.

По заложенному методу разбивочных работ:

  • полярный метод;
  • ортогональный;
  • по координатам строительной сетки.

Некоторые новейшие профессиональные модели предусматривают автоматическую коррекцию измерений, делают поправки на кривизну земной поверхности и рефракцию, фиксируют точку зенита.

Электронный тахометр — наиболее точный измерительный прибор

Основы работы

Для того, чтобы работа с электронным тахеометром была удобна, оптимальна и эффективна, прежде всего следует внимательно прочитать инструкции, прилагаемые производителем к каждому прибору.

  1. Перед началом работы необходимо установить инструмент на трехопорный штатив на устойчивой поверхности, отцентрировав его по плоскостным ватерпасам, круглому пузырьковому или электронному уровню. Цифровые модели достаточно чувствительны к возможным вибрациям, которые могут повлиять на точность измерений.
  2. Убедиться, что трегер установлен правильно, в противном случае проверить юстировочные винты.
  3. На достоверности полученных данных могут отрицательно сказаться резкие перепады температуры, при необходимости следует дать время инструменту и его призменным механизмам адаптироваться к условиям окружающей среды.
  4. Устанавливать или снимать аккумуляторную батарею следует только при выключенном приборе, в противном случае хранящиеся данные будут утеряны.
  5. Работа с электронным тахеометром предполагает определенную квалификацию и опыт в геодезических исследованиях. Персоналу важно понимать правила пользования и техники безопасности, а также методику проведения поверок и юстировок.

Грамотно и квалифицированно используемый тахеометр способен заменить в сложных работах несколько традиционно используемых геодезических инструментов (нивелиров, дальномеров и реек, теодолитов).

Его правильная эксплуатация существенно повысит точность производимых измерений при сокращении трудо- и временных затрат на составление точных планов местности, топопривязки различных строительных объектов и прочие виды геодезических работ.

На стоимость цифрового тахеометра влияет ряд факторов: точность и дальность работы, наличие целе- и створоуказателя, удобство и разнообразие формата передаваемых данных, режим энергопотребления, наличие аккумуляторных батарей и т.д. Цена варьируется в диапазоне от 350000 (для технических моделей) до 700000 и выше (для профессиональных инженерных с расширенным функционалом).

На текущий момент наиболее широко распространены электронные тахеометры Sokkia, Nicon, Leica, Trimble и некоторых других зарекомендовавших себя производственных концернов.

Видео: знакомство с электронным тахеометром

Источник: http://echome.ru/elektronnyj-taxeometr.html

Ссылка на основную публикацию