Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

А. Козьяков, канд. техн. наук, генеральный директор ООО «Тахограф+»

Данная статья продолжает актуальную тему: введение в нашей стране цифровых тахографов.

Содержание статьи вновь подтверждает знаменитый афоризм М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Строгость российских законов компенсируется необязательностью их выполнения» (по некоторым данным, афоризм еще старше и принадлежит П.А. Вяземскому, но это тема для обсуждения в журналах по филологии).

В связи с введением обязательного оснащения транспортных средств категорий М2, М3 и N2, N3 тахографами многие руководители задаются вопросами «Какой тахограф выбрать?», «Как уменьшить затраты на установку тахографов?», «Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?». Постараемся ответить на них.

Особенности законодательства

Сразу отмечу: не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов, ставьте европейские тахографы и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР (Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки). Никто и никогда не сможет обвинить вас в нарушении, если вы не виноваты. Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают, и вы заранее знаете, когда, за что и в каком размере вас могут оштрафовать.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Вооружимся законодательством и начнем разбираться.

Откроем самый старый документ – постановление правительства № 922 от 03.08.1996 г. Согласно этому документу, с 1998 г. все новые грузовики массой свыше 15 т и автобусы с количеством пассажиров более 20 должны оснащаться тахографами по нормам ЕСТР на заводе-изготовителе.

Ваше транспортное средство (ТС) не оснащено? Поздравляю! Вы живете в России.

На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – на некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!

Если ваше предприятие не завод-производитель, вас не могут привлечь за нарушение постановления № 922 (хотя некоторые мастерские по установке тахографов цитируют это постановление как норму и для машин, находящихся в эксплуатации).

Следующий законодательный документ, который касается оснащения контрольными устройствами, – постановление правительства № 720 от 10.09.2009 г. Согласно этому постановлению, все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 г.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Многие представители тахосервисов заявляют, что эти два приказа противоречат друг другу: один говорит – должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Но при внимательном прочтении вы обнаружите: один касается новых машин, т. е. выходящих с завода, второй – машин в эксплуатации.

Источник: https://os1.ru/article/7338-vybiraem-tahograf

Какой тахограф выбрать

Тахограф — оборудование для учёта и фиксации скорости передвижения, километража, а также оптимизации графика работы и отдыха водителя. Законодательство России обязывает установку тахографов на крупногабаритный транспорт, служащий для межгородской перевозки грузов или людей. Может применяться для индивидуального использования на легковом автомобиле.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Сфера применения тахографа

Устройство позволяет записывать данные о передвижении, благодаря этому водитель может грамотно распоряжаться своим рабочим временем. Наличие устройства в транспорте обеспечит отсутствие несогласованных поездок, что положительно повлияет на прибыль компании и водителя. Ориентируясь на полученную информацию можно разработать наиболее выгодный по времени маршрут.

Полный список документов, необходимых для оформления карты

Устанавливается на транспорт класса:

  • M2 — от 8 посадочных мест.
  • Максимальная масса не более 5 тонн.

  • M3 — от 8 мест для пассажиров.
  • Максимальная масса не более 5 тонн.

  • N2 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов.
  • Максимальная масса свыше 3,5 тонн, но не более 12.

  • N3 — транспорт для дальних перевозок.

Максимальная масса более 12 тонн. Грамотная и своевременная установка гарантирует:

  • Безопасность на дороге. Водитель не будет превышать скорость движения, так ка понимает, что его скорость фиксируется тахографом.
  • Фиксацию дорожно-транспортных нарушений и возможность выявления причины.
  • Возможность расчёта заработной платы исходя из пройденного расстояния.
  • Снижение износа транспорта, так как машина не будет работать свыше нормы.
  • Благодаря цифровому тахографу, работодатели могу проследить за выполнением графика работы водителя.

Какой тахограф лучше выбрать

Для начала, давайте разберёмся, какие виды устройства бывают. Существует два основных типа тахографа:

Аналоговый тахограф — устройство, записывающее необходимые данные на бумажные регистрационные формы (диаграммные листы). Каждый лист может содержать данные не более суток. Такие устройства способны записывать большое количество данных на встроенный носитель. Благодаря интерактивному интерфейсу, можно перенести информацию на любой внешний накопитель. Более того, цифровые устройства обеспечивают более высокую защиту и длительное хранение информации. Подвиды:

  • Тахограф с блоком СКЗИ (НКМ).

Это специализированное устройство, обеспечивающие дополнительную защиту данных и привязку данных к определённым координатам. Записанную на такой прибор информацию невозможно исказить и переписать. Имеет сертификат одобрения и удовлетворяет требованиям Международного ЕСТР (Европейское соглашение о работе экипажа транспортных средств, производящих международные перевозки). Такими устройствами оборудована большая часть техники в странах Европы.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Какой тахограф лучше поставить?

При выборе тахографа необходимо учесть:

  • Необходимый функционал.
  • Соответствует ли он действующему законодательству.
  • Оценить предлагаемую цену.
  • Сроки поставки и установки.
  • Условия гарантии в случае непредвиденной поломки.

С учётом того, что с 16 декабря 2015 года действует приказ Минтранса «О внесении изменений в порядок оснащения транспортных средств тахографами, утвержденный приказом Минтранса РФ от 21 августа 2013 года № 273», рекомендуется устанавливать именно цифровые устройства, так как до 2018 года, все транспортные средства необходимо переоборудовать. Исключением является случай, когда установка аналогового произошла до 1 апреля 2014 года. Каждый подвид тахографа служит для определённых целей:

Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!

  • Цифровые или аналоговые Тахографы с ЕСТР

Необходимы для осуществления международных перевозок.

  • Тахограф с блоком СКЗИ (НКМ)
  • Необходимы для обеспечения высокой защиты информации и координирования маршрута.
  • СКЗИ (НКМ) имеют в своём функционале:
  • Микропроцессор;
  • ГЛОНАСС/GPS устройства;
  • Акселерометр;
  • Запасной источник питания;
  • Часы;
  • Энергонезависимая память.

Оформить заказ — на карту для тахографа.

После того, как вы определись с выбором лучшего для ваших целей тахографа, стоит обратить внимание на следующие:

  • Устанавливать тахограф рекомендуется только в специализированной мастерской. Сервисные центры сторонней направленности не имеют отношения к такому оборудованию и могут испортить устройство.
  • Обратите внимание на квалификацию специалистов. Установка должна проводиться только профессионалами, в этом случае вы избежите дополнительных затрат. Не пытайтесь самостоятельно провести установку и калибровку тахографа. Калибровку имеют право проводить только сертифицированные специалисты.
  • Если вы ещё не установили подобное устройство, поспешите. За отсутствие тахографа налагается штраф.

У вас остались еще вопросы?

Звоните прямо сейчас 8 (800) 22-22-502 или пишите нам: cart@rctahograf.ru
вернуться к оглавлению

Узнать про тахографы еще больше

Источник: http://www.tahocard.ru/info/kakoy-takhograf-vybrat/

Выбор тахографа для покупки и установки

Как правильно выбрать цифровой тахограф? Как правильно выбрать цифровой тахограф, и чем обосновать принятое решение? Российским законодательством предусмотрено принятие различных мер по обеспечению безопасного дорожного движения. А, значит, на транспортное средство, занятое в перевозках грузов и пассажиров, следует установить тахограф с СКЗИ. Где купить тахограф, и от чего зависит правильный выбор?  Сегодня на территории российского государства регламентируются правила выбора цифровых тахографов для транспорта. Если владелец или водитель устанавливает тахограф СКЗИ – значит данное транспортное средство осуществляет пассажирские или грузовые перевозки только в пределах государственных границ. В иных случая следует купить тахограф ЕСТР.

Основная проблема заключается в том, что для каждого конкретного государства разработан свои требования по установке приборов учета и контроля во время движения транспортного средства. Поэтому водитель, тахограф которого не соответствует внутренним или внешним регламентам выплачивает штрафы, или оснащает свой транспорт тахографом, с подходящими характеристиками.

     Купить тахограф с СКЗИ, как и другой цифровой тахограф ЕСТР – не сложно. Важно разбираться в действующих законодательных нормативах, а также опираться на список аккредитованных компаний, которым было выдано разрешение на реализацию и установку тахографов.

 Сегодня в нашей стране можно приобрести цифровой тахограф немецкого (Continental (VDO) 3283), а также российского производства (ШТРИХ-ТахоRUS, Меркурий ТА-001,Атол Drive, Микас). Подробнее о них можно прочесть здесь.

Сложнее всего тем транспортным средствам, которые в народе именуют, как «многостаночники», то есть, они передвигаются и по стране, и за пределами государственных границ. Совмещенные модели тахографов отсутствуют. Работа приборов ЕСТР основана на кодировании информации, а в СКЗИ на криптографии. В таких ситуациях допускается установка тахографа DTCO 3281.

Также устанавливаемые приборы должны соответствовать моделям авто и нормам по их обслуживанию – своевременной калибровке и замене блоков СКЗИ. Важно, чтобы тахограф правильно монтировался.

Где установить тахограф правильно

Установка цифровых тохографов ставит владельцев транспортных средств перед дилеммой выбора мастерской, с которой можно установить долгосрочное и эффективное сотрудничество на определенные виды услуг, в числе которых не только установка, но также обслуживание тахографов, их калибровка и замена СКЗИ.

У мастерской должно быть соответствующее разрешение на выполнение перечисленных работ в виде лицензии. Такие предприятия проходят аккредитацию в ФСБ. И устанавливают тахографы в строгом соответствии с действующим  законодательством. Подробнее о нюансах установки приборов учета и контроля можно прочесть на данной странице.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Специалистами нашей мастерской предлагается полный спектр услуг по установке и обслуживанию тахографов необходимой модели, согласно техническому регламенту 018/2011. В течение полного цикла работы установленного устройства профессиональные мастера обеспечивают исправность, предотвращая возможное получение штрафов.   Возникли вопросы о стоимости установки тахографа или нужна консультация. Вы можете получить

Источник: https://auto-tahograf.ru/tahografy-novosti/vybor_takhografa_dlya_pokupki_i_ustanovki/

Выбираем правильный тахограф

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Специалисты экспертного центра «Движение без опасности» подготовили статью о тонкостях законодательства при использовании тахографов на автомобильном транспорте. Материал будет интересен ещё и тем, кто впервые столкнулся с проблемой выбора. В тексте перечислены все марки тахографов, разрешенные к применению в России и внесенные в реестр ФБУ «Росавтотранс».

ПОРА ВЫБИРАТЬ ТАХОГРАФ: ТОНКОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Система контроля режимов труда и отдыха водителей существует в России далеко не первый год: еще в середине 1990-х годов вышло Постановление Правительства РФ № 922 «О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом». Первая волна оснащения коснулась только международных перевозок.

Вступление России во Всемирную торговую организацию и присоединение к ЕСТР потребовало изменений. В Постановлении Правительства от 2 апреля 2012 года ?280 указано, что с января 2013 года запрещается выдавать лицензию на перевозки транспортным средствам, не оснащенным тахографами. Постепенно законодательная база применения контрольных устройств расширилась.

В 2013 году компании-перевозчики вновь столкнулись с необходимостью оснастить свои транспортные средства тахографами.

То есть: выбрать устройство и купить, приобрести карты водителя и карты предприятия, выбрать лицензированную мастерскую и правильно установить прибор на автомобиль.

Но многочисленные законодательные поправки запутали перевозчиков, и сегодня большая часть отечественного грузопассажирского автопарка либо вовсе не оснащена тахографами, либо оборудована некорректно.

На октябрь этого года по части 1 ст. 11.23 КоАП РФ возбуждено более 82 тысяч административных дел, из которых: 68% дел заведено за отсутствие тахографа в транспортном средстве, 16% – за эксплуатацию транспортных средств с неработающим устройством, 14% – за нарушение правил пользования устройством и 2% за – использование тахографа, не соответствующего требованиям.

Чтобы избавить перевозчиков от путаницы и объяснить, какие тахографы нужно устанавливать на грузовые и пассажирские автомобили, экспертный центр «Движение без опасности» структурировал все действующие законодательные документы.

Согласно Приказу Минтранса России от 21.08.2013 ?273 «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами» (http://www.rg.ru/2014/02/28/ustroistva-dok.html), установка тахографов обязательна для всех индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, чья деятельность на территории РФ связана с осуществлением грузопассажирских перевозок. Отметим, что в транспортном средстве может быть установлен только один вид тахографа.

Читайте также:  Aps - надёжная система сигнализации для любого авто

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

К установке допускаются только цифровые тахографы, которые бывают двух видов: тахографы международного образца (ЕСТР), соответствующие требованиям Европейского соглашения, и тахографы с блоком СКЗИ – средством криптографической защиты информации. Тахограф ЕСТР может быть установлен только на транспортные средства, допущенные к осуществлению международных автомобильных перевозок.

Коммерческие транспортные средства, осуществляющие внутренние перевозки по России, должны быть оснащены тахографом с блоком СКЗИ. На сегодня оснащению ими подлежат: транспортные средства категории N2 для перевозки опасных грузов; автобусы категорий M2, M3 для перевозки пассажиров; транспортные средства категории N3.

1 апреля 2015 года к этой группе присоединятся остальные транспортные средства категории N2.

Для транспортных средств, оснащенных средствами контроля режимов труда и отдыха, соответствующих требованиям Европейского соглашения, а также для транспортных средств, оснащенных аналоговыми контрольными устройствами, срок обязательного оснащения цифровыми тахографами с блоком СКЗИ – 1 января 2018 года.

В состав тахографа входит не только бортовое устройство, но и карты тахографа, датчик движения, антенна для приема сигналов глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС, комплект монтажных частей для соединения компонентов тахографа и их установки на транспортном средстве.

Электронные карты бывают 4-х типов: помимо водительских, есть карта предприятия, карта мастерской и карта контролера.

Карты водителя, автопредприятия, мастерской можно получить в организациях-изготовителях карт, включенных в соответствующие перечни, опубликованные на официальном сайте Росавтотранс, в разделе « Система тахографического контроля РФ ». Подделка карт или их отсутствие при движении ТС преследуется по закону.

Для корректной работы цифрового тахографа водитель должен всегда использовать личную электронную карту, которая записывает данные о соблюдении режимов труда и отдыха, а также скорости ТС во время совершения маршрута.

Любая информация, фиксируемая устройством, остается в памяти тахографа не менее 365 дней и не поддаются корректировке.

Поэтому все манипуляции, совершаемые водителем или мастерской, будут зафиксированы и обнаружены при официальной проверке.

Попытки каким-либо образом вмешаться в память устройства и сфальсифицировать данные могут расцениваться как мошенничество и попадать уже не под административную, а под уголовную ответственность в соответствии со статьей 159 УК РФ.

Тахографы, разрешенные к применению в России, внесены в реестр ФБУ «Росавтотранс». Их существует 8 моделей: DTCO 3283, ШТРИХ-ТахоRUS (2 модели), КАСБИ DT-20M, Меркурий ТА-001, ТЦА-02НК, Drive 5, EFAS V2 RUS.

Устанавливать тахограф необходимо исключительно в уполномоченных сервисных центрах, где специалисты знают тонкости законодательства, а также могут в деталях объяснить достоинства и недостатки каждого устройства.

Все сертифицированные сервисные центры включены в перечень ФБУ «Росавтотранс».

Тем не менее, даже наличие мастерской в реестре не гарантирует правильную установку устройства, поэтому следует внимательно проследить весь процесс, чтобы избежать проблем в будущем.

В первую очередь подключается питание для бесперебойной работы контролирующего прибора. Следующим устанавливается непосредственно само бортовое устройство тахографа, которое соединяется с датчиком движения, установленного на коробке передач.

Оно должно находиться в кабине транспортного средства на досягаемом расстоянии от водителя, желательно на уровне глаз – так дальнобойщик сможет контролировать период труда и отдыха и заранее предвидеть вынужденную остановку.

Также устанавливается антенна ГЛОНАСС, чтобы стала доступной возможность определить точное местоположение транспортного средства на пути его следования. После этого производится активизация тахографа и блока СКЗИ, калибровка и пломбировка всех соединений.

Все необходимые требования к тахографам, категории и виды транспортных средств, подлежащих оснащению приборами, а также правила использования, обслуживания и контроля работы устройств установлены Приказом Министерства Транспорта РФ № 36 от 13.02.2013. (http://www.rg.ru/2013/03/13/tahografy-dok.html)

Текст и фото: Центр «Движение без опасности»

Источник: http://dalnoboi.org/blog/2014/11/25/vybiraem-pravilnyj-taxograf/

Какой тахограф выбрать

Вступивший в силу приказ Минтранса России №273 от 21.08.2013 обязывает владельцев транспортных средств определенных категорий оснастить их бортовым оборудованием, предназначенным для контроля режимов движения, труда и отдыха.

Согласно утвержденному документу на ТС должны устанавливаться тахографы с блоком СКЗИ (средством криптографической защиты информации). Однако большое количество игроков на современном рынке заставляет перевозчиков задаваться вопросом, какая же модель наиболее предпочтительна.

Компания «Тахографсервис», предоставившая эту статью, реализует только оборудование, отвечающее требованиям российского законодательства и европейского соглашения.

Мы являемся сертифицированным центром, включенным ФБУ «Росавтотранс» в перечень сведений о мастерских и выполняем полный спектр работ по вводу в эксплуатацию, техническому обслуживанию и ремонту цифрового и аналогового оборудования.

Как правильно выбрать цифровой тахограф?

Основополагающие факторы выбора

Не допустить просчетов при приобретении тахографа и последующих финансовых потерь поможет не только соблюдение требований нормативных актов, но и учет основных факторов.

Технические характеристики

Все устанавливаемые российские и европейские модели соответствуют единому стандарту, поэтому выбор устройства может быть обусловлен только географией эксплуатации транспортного средства:

  • Перевозчикам, работающим на международных маршрутах, следует устанавливать тахографы, отвечающие нормам ЕСТР, которые прописаны в приложении Annex 1B — помимо сигнала скорости, оборудование должно использовать  IMS (второй, независимый сигнал движения), штатный датчик движения KITAS II+ и быть сертифицировано;
  • Перевозчикам, работающим на внутрироссийских (междугородних) маршрутах, следует устанавливать оборудование, соответствующее требованиям приказа Минтранса РФ №36 и включенное ФБУ «Росавтотранс» в перечень разрешенных моделей.

Сервисное обслуживание и эксплуатационные характеристики

В зависимости от производства модели тахографов могут различаться управлением и алгоритмом работы, способом выгрузки собранной информации.

В расчет должно браться наличие технической и справочной информации и квалифицированных специалистов, которые могут осуществлять установку, гарантийное и послегарантийное сопровождение, а также возможность оснащения той или иной моделью транспортных средств российского производства без переоборудования автомобиля. Каждый из принятых стандартов средств контроля имеет свои несомненные преимущества:

  • Тахографы, отвечающие требованиям ЕСТР, характеризуются высокой надежностью и качеством конструкции, максимальной защитой информации, удобством эксплуатации, которая может осуществляться на территории любого государства ЕС;
  • Тахографы, отвечающие требованиям Минтранса, устанавливаются на все транспортные средства, имеющие панель под 1 DIN, производят выгрузку при помощи обычного Flash-накопителя и подключаются к трекинг-системе ГЛОНАСС. Имеют широкие дилерские сети и упрощенную процедуру установки.

Стоимость

Цена, по которой осуществляется продажа тахографов, примерно одинакова для Санкт-Петербурга и других городов РФ.

К ней необходимо добавить стоимость установки оборудования и последующего обслуживания.

Здесь, несомненно, лидируют российские тахографы, отличающиеся более демократичной ценой, не требующие дорогостоящих расходных материалов, дополнительных датчиков и специальных устройств.

Тахографы, допущенные к установке ЕСТР и ФБУ «Росавтотранс»

Транспортные средства, осуществляющие международные пассажирские и грузоперевозки, должны оборудоваться исключительно цифровыми средствами контроля. К допущенным к установке моделям, каждая из которых соответствует «Правилу одной минуты» согласно предписанию ЕС 1266/2009, относятся:

  • Siemens VDO DTCO 1381, соответствующий предписанию ЕС 3821/85;
  • Stoneridge Electronics SE5000, разрешенный к эксплуатации в сложных климатических условиях и в агрессивных средах;
  • Intellik EFAS-4, сертифицированный по стандарту ATEX 94/9/EG.

Транспортные средства, осуществляющие внутрироссийские пассажирские и грузоперевозки, могут оборудоваться допущенными к установке контрольными устройствами российского образца, к которым относятся:

  •  
    • Штрих ТахоRus (как с GPRS-модемом, так и без него);
    • Меркурий ТА-001;
    • КАСБИ DT-20M;
    • Drive 5;
    • EFAS V2 RUS;
    • ТЦА-02НК;
    • Continental DTCO-3283.

Источник: http://autoclub78.ru/ustanovka-dopolnitelnogo-oborudovaniya/kakoy-tahograf-vybrat

Как правильно выбрать тахограф?. Новости

Согласно закону тахографы должны быть в обязательном порядке во всех машинах, которые совершают длительные маршруты.  Это грузовики подъемностью более 3,5 тонн и автобусы, которые перевозят пассажиров (место водителя и более восьми пассажирских сидений).  И все водители задаются множеством вопросов. Как выбрать тахограф? Какой лучше взять? Где купить и выгодный и качественный аппарат?

Эти и огромное число других вопросов задают себе дальнобойщики и транспортные компании последние пять лет. Есть, конечно, самый главный вопрос – «Почему автомобильные заводы сами не устанавливают обязательные тахографы в тот тип транспорта, что прописан в законе?» И вообще должны ли они брать на себя эту задачу?

Ответы на эти вопросы находятся на уровне законодательных актов. Если следовать логике, то автозаводы вроде и должны именно так и делать – монтировать тахограф в транспорт еще во время сборки модели. Этого же требуют и нормативы создания безопасной конструкции автомобиля, которые описаны в Техническом регламенте Таможенного союза («О безопасности колесных транспортных средств»).

В нормативных документах есть данные о том, что тахограф это часть транспортного средства (то есть автомобильная часть по номенклатуре производителя), это значит, что нельзя ставить в машину другую модель тахографа. Это получается тот вариант, который не относится к производству завода-изготовителя самого автомобиля и не приходил процесс одобрения типа транспортного средства.

Возникает вопрос – зачем так четко и строго устанавливать модель тахографа, которая будет стоять в машине? Ответ простой – сигналы аппарата формируют исполняемые команды в программе управления транспортом, которая играет важную роль в уровне безопасности и правильности управления. Вывод такой, что тахограф, который не участвовал в тестах в составе конкретной модели машины может дать ошибочные данные потенциально приводящие к аварии или сложной ситуации на дороге во время движения.

Это основная причина, по которой закон требует ставить именно «родной» тахограф и не разрешает монтировать модели от других производителей без первичного заключения комиссии экспертов о возможности установки другой модели в конкретное транспортное средство.

Нужно понимать, что если в машину ставится другой тахограф, не от завода-изготовителя транспорта и не прошедший экспертной оценки, то это является нарушением закона, который может привести к дальнейшему запрету на пользование автомобилем вообще.

Теперь переходим к главному вопросу, почему заводы не всегда ставят тахограф сразу на заводе? Закон требует от производителей обязательно создать только подготовку к установке аппарата. И получается основная забота по оснащению машины тахографом переходит к дальнобойщику или же компании-перевозчику.

Сейчас многие автомобильные производители понимают, как трудно перевозчику следовать всем правилам и пунктам законов об эксплуатации автомобиля и ставят тахографы уже прямо на заводе, хотя они могут этого и не делать. Конечно, это упрощает задачу транспортным компаниям и уменьшает ее затраты на установку тахографа.

Но, анализ документов и гарантийных данных, плюс масштаб затрат на обслуживание по гарантии показал, что предприятиям, чтобы не выходить за рамки бюджета, который выделяют на гарантийное техническое обслуживание нужно решить пару связанных между собой задач.

Создать возможность для бесперебойной работы тахографа и обеспечить безопасность всей конструкции машины. Это значит, что нужно полностью устранить шанс подачи тахографом неверной информации в систему управления, ведь результат может привести к поломке агрегатов.

С такими трудностями сталкиваются отечественные автомобильные заводы и проблемы связаны прежде всего с тем, что отсутствует долговременный опыт по работе с тахографами в составе машины у российских автомобильных производителей. В Европе такой проблемы нет – там уже долгое время работают с аппаратами и их качество очень высокого уровня. Это значит, что и устройство и данные с него в систему работают исправно и не дают сбоев.

Читайте также:  Сигнализация starline a94: преимущества и недостатки

Например, очень удобна европейская модель тахографа VDO DTCO® 1381, также есть популярная на отечественном рынке VDO DTCO® 3283, которая имеет отличия от европейского аналога только в части программного обеспечения, воплощающее в жизнь одно из требований по защите информации.

На автозаводах Европы все машины выпускаются с завода с установленным тахографом – это и правильно, и практично для обеих сторон – и производителя, и клиента. Для того, чтобы соблюдать поставленные задачи тахографы постоянно проверяются и тестируются на автомобилях. Испытания, подготовка документации для автомобилей может занимать до 2 лет.

За время ввода на российский рынок программы по контролю с помощью тахографов на территории нашей страны с 2014 года по 2018 приборами VDO оснастили больше 200 разнообразных машин. В эти данные не включены показатели из других стран. Перевозчики выбирают один и тот же тип тахографов на разных рынках следования.

Очень часто тахографы VDO устанавливают на конвейерах и сами производители транспортных средств.

Автомобильные заводы очень часто идут на встречу клиентам и все-таки увеличивают линейки машин с уже строены в них аппаратами учета. Это происходит постепенно, но если сравнивать с 2014 годом, то прогресс есть и количество транспорта увеличивается. Ведь это снимает дополнительные заботы с владельца автомобиля.

Процесс перехода на повсеместную установку тахографов прямо на заводе идет постепенно, ведь все зависит от мощностей и возможностей конкретного предприятия. И, конечно, те кто начали работать раньше по этому вопросу, достигли уже больших успехов.

Очень важно понимать, что ставить тахограф нужно в любом случае, просто если есть возможность выбора, то лучше купить машину со встроенным аппаратом, так как это облегчит задачу. А чтобы поставить в транспорт тахограф не от вашей модели, то необходимо пройти экспертную оценку, иначе машину могут не допустить к эксплуатации.

Добавить перевозку Разместить заказ

Источник: https://cargocash.ru/news/kak_pravilno_vybrat_tahograf

Как выбрать тахограф

В связи с введением обязательного оснащения ТС категорий М2, М3 и N2, N3 (старая классификация C,D,E ) тахографами многие руководители задаются вопросами «Какой тахограф выбрать?», «Как уменьшить затраты на установку тахографов?», «Как снизить издержки на эксплуатацию при применении тахографов?»

Сразу отметим – не хотите ни при каких условиях быть обвиненными в нарушении законов – ставьте тахографы по требованиям ЕСТР и соблюдайте условия эксплуатации, подробно прописанные в ЕСТР.

Никто и никогда не сможет обвинить Вас в нарушении, если вы не виноваты.

Дорого, очень много условий, но они четко и точно прописаны, отлично работают и вы заранее знаете когда, за что и на сколько Вас могут оштрафовать.

Начнем с того, что неправильно ставить вопрос «купить тахограф дешево». В последнее время тахографами стали называться такие устройства, которые таковыми не являются с точки зрения законодательства.

Список одобренных тахографов вы можете посмотреть на сайте министерства транспорта РФ.

Специфика ситуации в том, что некоторых одобренных моделей нет в продаже, зато существует огромное количество устройств, которые продавцы называют тахографами, но они не имеют разрешения на эксплуатацию на территории РФ (а тем более Европы).

Вооружимся законодательством (тексты документов Вы можете найти на вкладке Законодательство) и начнем разбираться.

Откроем самый старый документ – постановление правительства №922 от 03.08.1996 года. Согласно этому документу, с 1998 года на все новые грузовики массой свыше 15 тонн и автобусы с количеством пассажиров более 20, оснащение тахографами должно происходить на заводе-изготовителе по нормам ЕСТР.

На дворе 2012 год, оснащение на заводах не осуществляется, мало того – в некоторые модели автомобилей европейский датчик скорости для тахографа можно поставить только после замены коробки передач!

Вы не завод — производитель и Вас не могут привлечь за нарушение постановления №922 (хотя некоторые мастерские цитируют это постановление и для машин, находящихся в эксплуатации).

Следующее постановление правительства, которое касается оснащения контрольными устройствами – постановление правительства №720 от 10 сентября 2009 года. Согласно этому постановлению Все ТС, находящиеся в эксплуатации, категорий М2, М3 и N2, N3 должны быть оснащены «техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха» до 23 января 2012 года.

Казалось бы, что эти два приказа противоречат друг другу: один говорит должен быть ЕСТР и точка, второй подразумевает и другие сертифицированные «технические средства». Однако, читайте внимательно – один касается новых машин, т.е. выходящих с завода, второй – для машин в эксплуатации.

Источник: https://xn—-7sbabm8bbxdgqddldc3bn6r.xn--p1ai/state/kak-vybrat-taxograf/

Как выбрать тахограф | Региональный Центр Тахографии

Главная » Статьи » Как выбрать тахограф

По действующему на территории РФ приказу Минтранса России от 13 февраля 2013, необходимо устанавливать специальные бортовые контролирующие устройства – тахографы, на некоторые категории транспорта.

К ним относятся транспортные средства, которые перевозят грузы и пассажиров за рубежом и на территории Российской Федерации. Устанавливают их с целью безопасности дорожного движения, контроля за работой водителя со стороны управляющего транспортной компании.

Разновидностей этих приборов существует немало как зарубежных, так и отечественного производства. Поэтому покупателю бывает не так просто сориентироваться в имеющемся ассортименте, особенно если он собирается приобретать оборудование впервые.

Сегодня мы поговорим о том, как выбрать тахограф на грузовой автомобиль или транспортное средство для пассажирских перевозок, в чем отличие российских устройств от зарубежных и поможем водителю разобраться, какое устройство ему нужно.

Тахограф для российских и зарубежных перевозок: в чем отличие?

В первую очередь, выбирая бортовое контролирующее оборудование, покупатель должен ориентироваться на то, где он будет использовать транспортное средство: в пределах Российской Федерации или в странах Европы. Дело в том, что требования стандартов Евросоюза отличаются от приказа Минтранса РФ.

Тахографы ЕСТР

Страны Европы оборудуют автомобили и автобусы устройствами, имеющими маркировку «e__».

Приборы с таким обозначением, отвечающие требованиям Европейских соглашений и являются тахографами международного образца ЕСТР.

Это означает, что устройство соответствует всем требованиям Международных стандартов качества ISO. Такие системы учета на данный момент производят четыре крупных зарубежных компании:

  • Фирма Continental Automotive GmbH;
  • Фирма Stoneridge Electronics;
  • Фирма EFKON AG;
  • Фирма ACTIA.

Поэтому, если вам предстоит выезд заграницу с целью осуществления пассажирских или грузовых транспортировок, стоит сделать выбор в пользу продукции именно этих производителей.

Покупая их товар, вы можете быть уверены, что он разрешен к использованию в странах Евросоюза. Таким образом вы оберегаете себя от штрафных санкций со стороны местного законодательства.

Покупка бортового оборудования ЕСТР для одного автомобиля обойдется транспортной компании примерно в 23000-25000 рублей.

О чем вам нужно помнить, выбирая и устанавливая тахограф международного образца:

  • они разрешены к использованию как для грузовых и пассажирских перевозок на территории европейских стран, так и между ними;
  • тахографы ЕСТР не способны считывать данные с карт российского образца;
  • приборы способны хранить информацию за период, равный 1 году;
  • устройства ЕСТР не подходят для транспортных компаний, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации;
  • чтобы на законных основаниях использовать оборудование европейского образца, необходимо приобрести лицензию международного перевозчика.

Прежде для транспортных организаций в России существовала возможность выбрать между приборами отечественного и европейского образца. Однако с 2014 года стал действовать Приказ Минтранса №36, четко разграничивший сферы их эксплуатации.

Использование тахографов международного образца разрешено только для автомобилей, выезжающих в страны Европы.

Поэтому, если вы хотите действовать в рамках российского законодательства и не оказаться привлеченным к ответственности, для внутренних перевозок по стране необходимо приобретать и устанавливать устройства отечественного образца.

Тахографы российского производства СКЗИ

Это приборы учета, установка и эксплуатация которых разрешены действующим законом и приказом Минтранса. Они оборудованы системой криптозащиты информации – СКЗИ. Блок СКЗИ предназначена для хранения данных о деятельности водителя, перемещении транспортного средства, а также о времени работы и отдыха. При покупке тахографа СКЗИ нужно знать о его характеристиках и особенностях:

  • Устройства отечественного производства не совместимы с картами для устройств ЕСТР.  Для российских устройств, оснащенных блоком СКЗИ необходимо заказывать специальные карты. На них нанесены особые водяные знаки, а информация дополнительно защищена индивидуальным PIN-кодом, на европейских карточках он отсутствует.
  • Тахографы от российских фирм-производителей и карты к ним законно использовать только в пределах РФ. Их действие находится в юрисдикции ФСБ и их перемещение таких приборов за границу приравнивается к разглашению государственной тайны. Поэтому их вывоз даже в страны Таможенного союза не допускается.
  • Блок системы криптозащиты данных имеет ограниченный срок годности. По прошествии трех лет он подлежит демонтажу и замене. Цена нового блока СКЗИ для одного транспортного средства составляет около 15000 рублей. Еще 2000 рублей будет стоить его калибровка.
  • Информация о транспортном средстве в блоке СКЗИ хранится на протяжении всего срока эксплуатации.
  • Устройство отечественного образца отличается повышенной защитой данных от взлома.

Стоимость устройства для перевозок по России выше, чем у международных аналогов. Средняя цена за одно устройство – 35000 рублей. Поэтому недобросовестные руководители и управляющие транспортных организаций нередко пытаются сжульничать в целях экономии.

Они организуют перевозки на территории Российской Федерации с устройствами по ЕСТР. Для этого компании приобретают международную лицензию. Однако, эти действия идут вразрез с законодательством.

При первой же проверке путевого листа, работник ГИБДД увидит, что автомобиль перемещался только в пределах границ РФ.

Зарубежные фирмы, специализирующиеся на выпуске приборов ЕСТР, производят также и оборудование с блоком СКЗИ. Однако со введением в нашей стране приказа об обязательной установке тахографов, стали появляться и российские производители. В надежности многие из них не уступают зарубежным и вполне могут составить конкуренцию.

Получить консультацию

В выборе контролирующего устройства одним из самых важных критериев является его соответствие нормам современного законодательства. Фирма-производитель должна иметь все необходимые документы, лицензию и сертификаты качества.

Поэтому лучше совершать покупку в надежной компании, которая работает давно и заслужила авторитет среди потребителей.

Среди отечественных производителей есть четыре лидера, товары которых пользуются спросом и повышенной популярностью у покупателей.

  • Компания «Штрих-М»
  • ЗАО «Измеритель-авто»
  • ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры» (КЗТА)
  • ООО «Астор Трейд» (ЗАО «Инкотекс»)

Делая выбор в пользу проверенных производителей и соблюдая закон, вы оградите себя от санкций со стороны Государственных органов. Пытаясь сэкономить нечестным путем, вы потратите гораздо больше средств на штрафы, а можете даже лишиться прав на осуществление деятельности.

Источник: http://rctahograf.ru/kak-vibrat-tahograf/

Какие тахографы лучше: цифровые или аналоговые

Основным способом для контроля автомобильных перевозок являются тахографы. С помощью этих приборов можно отследить, сколько расходуется топлива, соблюдение скоростного режима, реальный пробег автомобиля, режим дня водителей. Также они позволяют осуществлять более эффективный контроль за транспортными потоками, что в свою очередь помогает оптимально использовать имеющийся автопарк.

Выбор тахографа

  • Выбирая тахограф, следует учитывать функционал устройства, выполнение требований действующего законодательства, стоимость и возможные скрытые расходы, условия обслуживания по гарантии.
  • Внедрение тахографов происходило поэтапно:
  • 1Первоначально, начиная с апреля 2014 года, устанавливались на транспорте, который использовался в перевозках опасных грузов;
  • 2июль 2014 года — должны были оснащаться междугородние и международные автобусы и грузовые автомобили массой свыше 15 тонн;
  • 3сентябрь 2014 года — автобусы и грузовики с массой 12-15 тонн;
  • 4апрель 2015 года — транспорт, который предназначен для использования в перевозках пассажиров (автобусы и микроавтобусы) и грузовики массой от 3,5 тонн.
  • Как известно существует два вида тахографов: аналоговый и цифровой.
Читайте также:  Какой должна быть правильная посадка за рулем автомобиля?

Аналоговый тахограф: в законе или нет?

Как правило, с круглым циферблатом, часами и спидометром. На панели показывается скорость автомобиля, время в пути, маршрут, который был пройден за определенный участок времени, режим дня водителя, а также световые сигналы, используемые для оповещения о неисправном оборудовании или превышения максимальной установленной скорости.

Согласно положению закона, утвержденного в 2015 г., начиная с 1 января 2018 г., запрещено использование аналогового тахографа.

Весь транспорт, коммерческого назначения, используемый на всей территории России, должен быть в обязательном порядке оборудован цифровыми тахографами. Аналоговые должны быть демонтированы и утилизированы.

Цифровой тахограф

Пользоваться цифровым тахографом довольно просто, так как этот прибор полностью электронный. По своим характеристикам полностью превосходит все известные аналоговые устройства. В нем исключены любые незаконные действия в отношении записываемых данных, в связи с установленными в них системами диагностики и модулю защиты сигнала.

Невозможно каким-либо образом отключить это устройство. Нет возможности увеличить или уменьшить пробег, выполнить какое-либо другое действие для получения личной выгоды. Также в приборе используются часы и спидометр.

Указывается, сколько автомобиль находился в дороге, а также время остановки и стоянки, используемой для отдыха. Данные приходят от систем ГЛОНАС и GPS, которые работают от спутников, расположенных на орбите Земли.

Существует единый стандарт, на основе которого и устанавливаются устройства контроля. Выбор зависит от географии использования транспорта:

1При передвижении по междуранодным маршрутам должны быть установлены тахографы, которые отвечают нормам ЕСТР. В оборудовании должен использоваться независимый сигнал движения IMS и обязательно использование штатного датчика движения KITAS II+. Оборудование должно быть сертифицировано.

2При осуществлении перевозок внутри РФ по междугородним маршрутам должно устанавливаться оборудование, отвечающее требованию приказа Минтранса России №36 и которое включено в список моделей, допущенных к использованию.

Установка и настройка устройства

Тахографы разных моделей различаются в управлении и способе выгрузки собранной информации. Нужно учитывать существование информации технического и справочного характера, а также наличие специалистов, которые должны осуществить установку, обслуживание по гарантии.

Нужно учитывать возможность использования выбранной модели в транспортных средствах, произведенных в России без осуществления переоборудования транспорта.

У каждого из разрешенных средств контроля есть свои преимущества:

  • Тахографы, которые отвечают требованиям ЕСТР, обладают надежностью и высоким качеством и удобством в использовании. Информация в них максимально защищена. Использовать такие устройства разрешается на территории любых государств в ЕС.
  • Тахографы, которые отвечают требованиям Минтранса устанавливают на автомобили с панелью под 1DIN. Производится выгрузка с использованием стандартного Flash-накопителя и соединяют с трекинг системой ГЛОНАС. Существует широкая дилерская сеть. Процедура установки оборудования очень простая.

В отличии от аналогового устройства, цифровой тахограф имеет очень приятную и многоцелевую форму, поэтому его можно запросто установить в микроразъем, где обычно стоит магнитола.

При этом, безусловно, сохраняется заводской спидометр автомобиля, установленный у вас за рулем, что в случае с аналоговым вариантом невозможно, так как там проходит смена данного компонента.

Таким образом, процесс монтажа несколько упрощается, а кроме того, имеется вероятность не отступать от норм безопасности в автомобиле.

Подключение цифрового аппарата к единой электрической сети автомобиля также не вызывает проблем, процедура протекает весьма ровно, однако при этом должны работать только лишь специалисты.

Важно!

По поводу специалистов имеется отдельный нюанс, потому как тахограф убедительно рекомендовано устанавливать только лишь в специальных салонах либо автомастерских, у которых имеется разрешение от ФСБ и грамотные сотрудники. Только лишь в подобных организациях все будет сделано качественно и с гарантией. Здесь же вы сможете пройти первичную и последующие калибровки, настройку и другие необходимые процедуры.

А еще есть «умные» тахографы, о которых вы можете прочитать в этой статье.

Заключение

Как видите, тахограф – это весьма нужная вещь, естественно для тех, кто работает в определенных фирмах и им требуется выполнять продолжительные транспортировки грузов.

Что касается подбора и конструкции этого аппарата, то здесь также все достаточно просто, главное выбрать оптимальную модель и отыскать автомобильный салон, где вам поставят прибор законно, по абсолютно всем правилам, так вы оградите себя от множества трудностей.

Что же касается того, какой тахограф подобрать, то здесь проблем больше возникнуть не должно, выбор свой нужно останавливать только лишь на цифровом варианте.

Юридическая консультация

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

Дата обновления: 7 декабря 2019 г.

Источник: https://zakon-auto.ru/info/tahografy/tcifrovye-ili-analogovye-tahografy.php

Какой тахограф обойдется дешевле

Главная > Библиотека > Статьи > «Какой тахогра обойдется дешевле» >  2016-12-13 10:17:00

Ниже приведена авторская статья одного из высокопрофессиональных специалистов в этой области хорошо известного в кругах автомобилистов, партнера нашего учебного центра — Вальпа Максима Олеговича:

Какой тахограф обойдется дешевле?

Установка тахографов в России предписана законом, так что вопроса ставить/не ставить перед транспортниками не стоит. Проблема только в выборе конкретной модели и производителя. А, так как лишних денег сейчас ни у кого нет, большинство компаний старается выбрать решение подешевле.

Функционал у тахографов в одинаковый (да и, будем откровенны, не сильно интересует покупателей), так что конкурируют производители ценой, качеством и выполнением требований закона.

При этом рынок делится на два лагеря. Много дешевых предложений с оборудованием низкого качества и условным выполнением норм закона и островок производителей радеющих за качество оборудования, честное имя и буквальное исполнение закона.

При этом фактор установки “из под палки”, кризис и тендерная система закупок направляет денежный денежный поток в сторону дешевых тахографов.

Но, давайте подсчитаем во сколько обходится дешевая покупка на самом деле. Для удобства подсчетов рассмотрим ситуацию на условном автопарке в 100 транспортных средств.

Разберем на примере

Допустим, мы купили 100 дешевых тахографов с гарантией 1 год. В первый год у нас вышло из строя 3 тахографа. Это не беда, сдадим по гарантии. Только вот по закону срок на ремонт тахографа до 3-х месяцев. Вы скажете что 45 дней, но это для физических лиц, а юридические лица ждут дольше. А, машина без тахографа ездить не может, так что три машины на время ремонта у нас стоят.

На второй год, например, сломалось еще три тахографа. Вроде не много, но ремонт уже не по гарантии, а за деньги. И три машины опять встали, либо едут под штрафы.

Параллельно с этим вы выясняете, что у большинства тахографов сбоит микропрограмма (прошивка), из-за этого дата и время записываются некорректно. И за это, во время проверки, вы получили 10 штрафов. Вроде бы немного.

Но это еще не все. Дальше вы узнаете, что купленные вами тахографы по закону не признаются тахографами из-за ряда нарушений и отсутствия возможности метрологической проверки. Что уже намекает на их полную замену, либо на постоянные “поборы”.

А уже в качестве десерта механик вам сообщает, что на двух иномарках надо менять скоропостижно скончавшуюся коробку передач. Сломалась она из-за того, что тахограф подключенный к CAN-шине автомобиля посылал неверные сигнала агрегатам и это привело к неисправности.

Случилось так потому что у вашего тахографа не проводилось испытаний с данным ТС,и от завода изготовителя не было получено протокола о прохождении испытаний в соответствии с ТС ТР 018/2011.

Кстати, если описанная ситуация кажется вам несколько надуманной — зря. Все взято из реальной практики (объемы автопарков там были другие, но доля поломок пропорциональна нашему примеру).

Посчитаем затраты

Простой из-за неисправных тахографов6 ТС с простоем в три месяца при работе в одну смену и графике 5/2 сформируют упущенную выгоду в размере:

2000 рублей/час * 6 ТС * 8 часов * 21 раб.день * 3 месяца = 6 048 000 рублей убытка.

Можно, конечно отправлять эти ТС в рейсы на свой страх и риск. Штраф за езду без тахографа в среднем 6000 рублей. Если 6 ТС будет работать без тахографа и штрафовать вас будут через день, то в течении 3-х месяцев вы рискуете отдать государству примерно 1 080 000 рублей одними штрафами.

Ремонт тахографовРемонт тахографа стоит в среднем те же 6000 рублей, но дешевые тахографы, часто, не подлежат ремонту. Так что где-то 1 из 3-х сломанных придется заменить. А, как мы помним, три поломки негарантийные. Такой же дешевый тахограф с заменой стоит 35 тыс рублей. Итого бюджет на исправление поломок составит: 47 тыс рублей.

Баги микропрограммыДаже если обновлять “прошивку” (а это незаконно) будет за свой счет сам поставщик, штрафы вы все равно заплатите. Исходя из опыта пройдет где-то 10 штрафов — это 60 тысяч рублей.

Замена тахографовСуществует риск, что вас заставят заменить все тахографы из-за их несоответствия требованиям закона. Это если к вам придут с проверкой. Сейчас такие проверки проводят не часто. Но риск, что вам “повезет” все же есть.

К тому же в будущем проверки могут стать и более массовыми. Согласитесь, не хотелось бы в такой ситуации оказаться “на крючке”. Представляете какой это будет рычаг воздействия? Причем постоянно откупаться тоже не вариант. Не получится.

По опыту, те кто сейчас попадает в такие ситуации, при подходе срока на замену блока СКЗИ меняют и тахограф. Причем ставят качественный. Разница в цене между заменой блока и заменой всего тахографа примерно 20 тысяч рублей за штуку. Умножаем эту сумму на 100 и получаем дополнительные расходы через три года после покупки в размере 2 000 000 рублей.

Замена сломанной коробки передачСтоимость одной коробки передач с заменой сильно варьируется, но предположим 500 тыс рублей. На 2 ТС получается уже 1 млн.рублей.

Таким образом мы в конечном итоге получаем 4 187 000 рублей дополнительных расходов за 3 года, за счет экономии на первоначальной покупке.

Стоила ли игра свеч?

Дешевый тахограф с установкой обойдется в 35 тысяч рублей, качественный в 45 тысяч. То есть разница максимум в 10000 рублей, а оборудовать автопарк в 100 ТС следовательно стоит на 1 млн рублей дороже.

Но давайте посчитаем:

4 187 000 затрат в течении 3-х лет — 1 000 000 первоначальных затрат в случае покупки качественных тахографов = 3 187 000 рублей экономии

Вот столько вы сможете сэкономить на дополнительных расходах если изначально будете ставить кафчественное оборудование. А еще вы сэкономите кучу нервов, сил и времени (те потери, которые, увы, никто не считает).

  • Кстати, на эти деньги можно купить, например, новый МАЗ.
  • Получается что народная мудрость: “Мы слишком бедны, чтобы покупать дешевые вещи” и “Скупой платит дважды” работает и применительно к тахографам.
  • Подчеркнем еще раз, что все наши расчеты основаны на реальном опыте российских компаний без указания названий.
  • Статью подготовил Вальпа Максим Олегович, директор по развитию ГК “Техноком”, сайт: https://Glonassgps.com

Источник: https://profi-cpr.ru/biblioteka/stati/taxografyi.html

Ссылка на основную публикацию