Электронная система управления двигателем (эсуд) от а до я: расшифровка, диагностика и распиновка

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) важнейший атрибут всех выпускаемых в настоящее время автомобилей с бензиновым и дизельным впрыском. Другие названия — «ЭБУ» (электронный блок управления) и «контроллер».

Это сложное устройство позволяет не только проконтролировать множество функциональных возможностей двигателя, но также:

  • поднять его мощность,
  • снизить расход топлива,
  • добиться экологичного выхлопа в соответствии с отечественным и европейским стандартом.

Число параметров, характеризующих работу двигательной системы, увеличивается с каждым годом по мере совершенствования ЭСУД. Соответственно увеличивается нагрузка на контроллер.

Электронная начинка системы по мере эксплуатации может давать различные сбои:

  1. Меняются электрические характеристики двигателя;
  2. Нарушаются регулировки параметров;
  3. Выходят из строя датчики, являющиеся исходной точкой получения информации об исправности автомобиля;
  4. Сгорают предохранители, окисляются контакты в разъёмах.

Может быть много причин. В итоге неисправность ЭБУ значительно снижает работоспособность самого двигателя.

Наиболее распространённые неисправности ЭСУД

Оговоримся сразу, статистика приводится средняя и характерная для электронных систем управления всех автомобилей. По мере убывания частоты возникновения неисправности список выглядит так:

  1. Предохранитель (наиболее простое и дешёвое препятствие, которое легко заменить или просто зачистить контакты);
  2. Термостат электронный (выходит из строя чаще всего и является причиной многих других дефектов);
  3. Свечи зажигания (а также повреждения в высоковольтной подводке) сбивают показания датчиков;
  4. Датчики:
    — холла;
    — электронной заслонки дросселя;
    — кислорода;

    — давления и его аварийного сброса в системе турбонаддува;

  5. Электроклапаны:
    — управления системой турбонаддува;
    — насоса охлаждения наддувной системы;
    — давления в турбосистеме;

    — в газораспределительной системе;

  6. Катушка зажигания;
  7. Форсунки (у инжекторных и дизельных автомобилей).

Причины возникновения неисправностей, способы их устранения

Первое и главное — это поддержание и исправности всех элементов электронной системы автомобиля, за которую отвечает ЭСУД, начиная с обычной проводки и контактов в разъёмах, предохранителей и до электронных клапанов и датчиков всех систем двигателя.

Контакты должны быть чистыми, не окисленными. Электропроводка без повреждений, способных нарушить передачу информации от датчиков к ЭБУ. Устройство работает корректно только при соблюдении этих условий.

Второе – топливо. Низкое качество ГСМ приводит, прежде всего, к отказам или перебоям в работе:

  • свечей зажигания;
  • электромагнитного клапана ГРМ (металлические вкрапления в старом масле), в результате нарушается регулировка давления масла в картере);
  • кислородного датчика;
  • выходит из строя каталитический нейтрализатор.

Лампа «Check Engine» — тревожный сигнал. Когда она загорается, следует сразу продиагностировать контроллер авто с помощью компьютера со специальными программами по диагностике данного ЭБУ автомобиля.

Однако некоторые симптомы, характерные для сбоев электронной системы управления, могут быть следствием не откорректированной работы механических элементов двигателя. Например, клапанов. На завершении такта сжатия через клапаны может подсасываться воздух, что приводит к нарушению газораспределительных процессов.

Такая картина особенно характерна для двигательных систем с распределённым вспрыском, когда на каждом цилиндре стоит своя регулируемая форсунка. Любая их неисправность может «симулировать» сбой бортового компьютера. В данных ЭБУ, таким образом, может появиться ошибка.

Диагностика бортового компьютера

ЭСУД — тоже компьютер. Он функционирует на основе анализа данных, получаемых со всех электронных датчиков. Каждой неисправности при этом присваивается свой код.

Как это происходит, демонстрирует данная я схема:

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) от А до Я: расшифровка, диагностика и распиновка

Для считывания данных с контроллера может быть использован сканер, который подключается к специальному разъёму OBD-2 в салоне автомобиля или к аналогичному разъёму под капотом.

Сканер «снимает» все коды ЭБУ. Затем они анализируются при помощи специальной программы, предназначенной для исследуемой модели автомашины.

Метод анализа — сравнение существующих данных с номиналом и выявление причины какого-либо сбоя системы и оптимальные способы устранения неполадок.

При неисправности самого электронного блока управления необходимо проверить:

  • наличие электропитания в блоке;
  • цельность электропроводки;
  • исправность разъёмов, предохранителей, а также все контакты (они не должны быть окисленными);
  • связь контроллера с датчиками.

Если с датчиками связь отсутствует даже при нормальном функционировании всего остального, ЭБУ не исправен и нуждается в ремонте или замене.

Заключение

Электронная система управления двигателем — мозг автомобиля и самый большой помощник его владельца на дороге. Как и все остальные системы, это устройство нуждается в постоянном техническом осмотре, а если потребуется, и тщательной диагностике.

Андрей Гончаров, Эксперт рубрики «Ремонт двигателей»

Видео

Эксперт рубрики «Ремонт автомобилей»

Источник: http://dek-auto.ru/diagnostika-elektronnoj-sistemy-upravleniya-dvigatelem-avtomobilya/

Электронная система управления двигателем

Существует огромное количество систем управления двигателей и их модификаций. Для этого рассмотрим различные варианты ЭСУД, которые когда-либо устанавливались на серийно выпускаемые автомобили.

ЭСУД — это электронная система управления двигателем или по-простому компьютер двигателя. Он считывает данные с датчиков двигателя и передает указания на исполнительные системы. Это делается, что двигатель работал в оптимальном для него режиме и сохранял нормы токсичности и потребления топлива.Электронная система управления двигателем (ЭСУД) от А до Я: расшифровка, диагностика и распиновка Обзор приведём на примере инжекторных автомобилей ВАЗ. Разобьем ЭСУД на некоторые группы по критериям. Для автомобилей ВАЗ использовались системы управления двигателем компаний Bosch, General Motors и отечественного производства. Если хотите заменить какую-нибудь деталь системы впрыска, например производства Bosch, то это окажется невозможным, т.к. детали невзаимозаменяемые. А вот отечественные детали впрыска топлива иногда оказываются аналогичными деталям иностранного производства. На вазовских автомобилях можно встретить следующие типы контроллеров:

  • Январь 5 — производство Россия;
  • M1.5.4 — производство Bosch;
  • МР7.0 — производство Bosch;

Кажется, что контроллеров не много, а на самом деле все сложней. Для примера, контроллер M1.5.4 для системы без нейтрализатоpa не подходит для системы с нейтрализатором. И они считаются невзаимозаменяемыми. Контроллер МР7.0 для системы «Eвpo-2» не может быть установлен на автомобиль «Евро-3». Хотя установить контроллер МР7.0 для системы «Eвpo-3» на автомобиль с экологическими нормами токсичности «Евро-2» возможно, но для этого потребуется перепрошить программное обеспечение контроллера. По этому параметру можно разделить на систему центрального (одноточечного) и распределенного (многоточечного) впрыска топлива. В системе центрального впрыска форсунка подает топливо во впускной трубопровод перед дроссельной заслонкой. В системах распределенного впрыска каждый цилиндр имеет свою форсунку, которая подает топливо непосредственно перед впускным клапаном. Системы распределенного впрыска разделяются на фазированные и не фазированные. В не фазированных системах впрыск топлива может осуществляться или всеми форсунками в одно время или парами форсунок. В фазированных системах впрыск топлива осуществляется последовательно каждой форсункой. В разные времена собирались автомобили, который соответствовали требованиям стандартов по токсичности отработавших газов от «Евро-0» до «Евро-4». Автомобили, который соответствуют нормам «Евро-0» выпускаются без нейтрализаторов, системы улавливания паров бензина, датчиков кислорода.

Отличить автомобиль в комплектации «Евро-3» от автомобиля с комплектацией «Евро-2» можно по наличию датчика неровной дороги, внешнему виду адсорбера, а также по числу датчиков кислорода в выпускной системе двигателя (в комплектации «Евро-2» он один, а в комплектации «Евро-3» их два).

Контроллер — главный компонент электронной СУД. Оценивает информацию от датчиков о текущем режиме работы двигателя, выполняет достаточно сложные вычисления и управляет исполнительными механизмами.

Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) — преобразует значение массы воздуха, поступающего в цилиндры, в электрический сигнал.

Датчик скорости — преобразует значение скорости автомобиля в электрический сигнал.

Датчик кислорода — преобразует значение концентрации кислорода в отработавших газах после нейтрализатора в электрический сигнал.

  • что такое датчик кислорода

Датчик кислорода управляющий — преобразует значение концентрации кислорода в отработавших газах до нейтрализатора в электрический сигнал.

  • Датчик неровной дороги — преобразует величину вибрации кузова в электрический сигнал.
  • Датчик фаз — его сигнал информирует контролер о том, что поршень первого цилиндра находится в ВМТ (верхняя мертвая точка) на такте сжатия топливовоздушной смеси.
  • Датчик температуры охлаждающей жидкости — преобразует величину температуры охлаждающей жидкости в электрический сигнал.
  • Датчик положения коленвала — преобразует угловое положение коленвала в электрический сигнал.
  • Датчик положения дроссельной заслонки — преобразует значение угла открытия дроссельной заслонки в электрический сигнал.
  • Датчик детонации — преобразует величину механических шумов двигателя в электрический сигнал.
  • Модуль зажигания — элемент системы зажигания, накапливающий энергию для воспламенения смеси в двигателе и обеспечивает высокое напряжение на электродах свечи зажигания.
  • Форсунка — элемент системы топливоподачи, обеспечивающий дозирование топлива.
  • Регулятор давления топлива — элемент системы топливоподачи, обеспечивающий постоянство давления топлива в подающей магистрали.
  • Адсорбер — главный элемент системы улавливания паров бензина.
  • Модуль бензонасоса — элемент системы топливоподачи, обеспечивающий избыточное давление в топливной магистрали.
Читайте также:  Топ 10 лучших видеорегистраторов 2020 года

Клапан продувки адсорбера — элемент системы улавливания паров бензина, управляющий процессом продувки адсорбера.

Топливный фильтр — элемент системы топливоподачи, фильтр тонкой очистки.

Нейтрализатор — элемент системы впрыска двигателя для снижения токсичности выхлопных газов. В результате химической реакции с кислородом в присутствии катализатора оксид углерода, углеводороды СН и окислы азота превращаются в азот, воду, а также в двуокись углерода.

Диагностическая лампа — элемент системы бортовой диагностики, которая информирует водителя о наличии неисправности в СУД.

Диагностический разъем — элемент системы бортовой диагностики, для подключения диагностического оборудования.

Регулятор холостого хода — элемент системы поддержания холостого хода, который регулирует на холостом ходу подачу воздуха в двигатель.

Источник: https://amastercar.ru/articles/injection_fuel_20.shtml

Распиновка колодки подключения ЭБУ Январь 5, VS5.1, BOSCH 1.5.4, BOSCH MP7.0 (55 контактов, черная)

              

Электронная система управления двигателем (ЭСУД) от А до Я: расшифровка, диагностика и распиновка
BOSCH M1.5.4, Январь 5.1.1, VS 5.1
Серия 2111-1411020-7*
BOSCHM1.5.4, Январь 5.1,

  • VS 5.1
  • Серия 2111-1411020-6*
  • Серия 2111-1411020-4*
  • Серия 2104-1411020-0*

 Январь 5.1.2

Серия 2111-1411020-72

BOSCH MP7.0
1 Зажигание 1-4 ц. (В) Зажигание 1-4 ц. (В) Зажигание 1-4 ц. (В)
2 Масса
3 Упр. реле бензонасоса Упр. реле бензонасоса Упр. реле бензонасоса
4 РХХ (А) РХХ (А) РХХ (А)
5 Упр. клапаном адсорбера (В) Упр. клапаном адсорбера (В)
6 Упр. реле вентилятора ОЖ Упр. реле вентилятора ОЖ
7 Вход сигнала ДМРВ (5) Вход сигнала  ДМРВ (5) Вход сигнала  ДМРВ (5)
8 Вход датчика фазы (С) Вход датчика фазы (С)
9 Вход датчика скорости (2) Вход датчика скорости (2) Вход датчика скорости (2)
10 Общий. Масса ДК1 Масса ДК1
11 Вход датчика детонации (1) Вход датчика детонации (1) Вход датчика детонации (1)
12 Выход питания +5 В. Выход питания +5 В. Выход питания +5 В.
13 L-line L-line L-line
14 Масса форсунок Масса форсунок Масса форсунок. Заземление.
15 Управление форсунками 1-4 ц. Нагреватель ДК (D) Лампа Check
16 Форсунка 2 ц. Форсунка 3 ц.
17 Форсунка 1 ц.
18 Питание +12 В (АКБ) Питание +12 В (АКБ) Питание +12 В (АКБ)
19 Масса Масса Масса
20 Зажигание 2-3 ц (А). Зажигание 2-3 ц.(А)
21 РХХ (С) РХХ (С) Зажигание 2-3 ц.(А)
22 Лампа Check Лампа Check РХХ (В)
23 Форсунка 1 ц.  Упр. реле кондиционера
24 Силовое заземление Силовое заземление Силовое заземление
25 Упр. реле кондиционера Упр. реле кондиционера
26 РХХ (В) РХХ (В) Масса датчиков.
27 Зажигание +12 в. (клемма 15) Зажигание +12 в. (клемма 15) Зажигание +12 в. (клемма 15)
28 Вход сигнала ДК1 (А) Вход сигнала ДК1 (А)
29 РХХ (D) РХХ (D) Вход сигнала ДК2 (А)
30 Масса датчиков Масса датчиков Вход датчика детонации (2)
31 Вход датчика неровной дороги
32 Сигнал расхода топлива
33 Форсунки 2-3 ц Нагреватель ДК1 (D)
34 Форсунка 4 ц. Форсунка 4 ц.
35 Форсунка 3 ц. Форсунка 2 ц.
36 Упр. клапаном геометрии впуска Упр. главным реле
37 Питание +12в после главного реле Питание +12в после главного реле Питание + после главного реле
38 Резервный выход
39 РХХ (С)
40 Резервный выход
41 Вход запроса на вкл. кондиционера Вход запроса на вкл. кондиционера Нагреватель ДК2 (D)
42 Резервный вход
43 Сигнал на тахометр Сигнал на тахометр Сигнал на тахометр
44 Вход RCO (1) Вход датчика темп. воздуха — ДМРВ (1)
45 Вход ДТОЖ (В) Вход ДТОЖ (В) Вход ДТОЖ (В)
46 Упр. главным реле Упр. главным реле Упр. реле вентилятора ОЖ
47 Разрешение программирования Разрешение программирования Вход запрос. вкл. кондиционера
48 ДПКВ (В) ДПКВ (В) ДПКВ (В)
49 ДПКВ (А) ДПКВ (А) ДПКВ (А)
50 Датчик клапана рециркуляции Разр. программирования
51 Нагреватель ДК1 (D)
52
53 Вход сигнала ДПДЗ (С) Вход сигнала ДПДЗ (С) Вход сигнала ДПДЗ (С)
54 Сигнал расхода топлива Сигнал расхода топлива РХХ(D)
55 K-Line K-Line K-Line

(*) — номер (обозначение) контакта датчика (исполнительного механизма).
      Адрес куда провод идет.

Источник: http://www.rambase.ru/2014/09/lada-55pin-connector.html

Документация ВАЗ

Официальная информация ВАЗ.
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ Январь 5, Bosch M1.5.4, Bosch MP7.
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M7.9.7
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ Январь 4/4.1 и GM
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ М10.3
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M17.9.7 (ВАЗ)
Назначение контактов выводов («распиновка») ЭБУ M74
М86 Евро‑5. Электронная система управления двигателем 21129 автомобилей семейства LADA VESTA с контроллером – устройство и диагностика Скачать
М74 Евро‑4. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств LADA SAMARA, LADA KALINA, LADA GRANTA, ТИ 3100.25100.12039 Скачать
М74 Евро‑4. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств LADA KALINA‑2, LADA GRANTA 16V, ТИ 3100.25100.12052 Скачать
М73 Евро‑3. Электронная система управления двигателем автомобилей семейств Lada 110, Lada Samara, Lada 2105, 2107 – устройство и диагностика. Тольятти, АО АВТОВАЗ, 2009 г.  Скачать
Bosch M7.9.7.  Система управления двигателем ВАЗ 21114 (1,6 л. 8 кл.) и ВАЗ 21124 (1,6 л. 16 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑3 автомобилей ВАЗ 11183, ВАЗ 21101, ВАЗ 21104. Руководство по тех. обслуживанию и ремонту.  Скачать
Bosch M7.9.7.  Система управления двигателем ВАЗ 21114 (1,6 л. 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑2. Руководство по диагностике и ремонту.  Скачать.
Bosch M7.9.7. Электрическая схема системы распределенного впрыска ВАЗ 21053, 2107, 21074 (1,5 л, 8 кл.)  под нормы токсичности ЕВРО‑2 Скачать 
Bosch MP7.0H. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л, 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО‑2. Скачать
Bosch MP7.0H. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л, 8 кл.) и 2112 (1,5 л, 16 кл) с распределенным последовательным впрыском топлива под нормы токсичности ЕВРО‑3 Скачать
Bosch M1.5.4N. Электрическая схема системы распределенного впрыска ВАЗ 2107 (1,5 л, 8 кл.)  под нормы токсичности ЕВРО‑2  Скачать
Январь 4.1. Система управления двигателем ВАЗ 2111 (1,5 л. 8 кл.) с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России. Руководство диагностике и ремонту.  Скачать
Система управления двигателем ВАЗ 2104 (1,45 л. 8 кл.)  с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро‑2.  Руководство по тех. обслуживанию и ремонту.  Скачать
Шевроле – Нива Электросхемы
СУД ВАЗ-2123–40 Евро-II (Bosch MP7.0)
Руководство по эксплуатации 
Руководство по ремонту
Инструкция по работе с иммобилайзером АПС‑6
Руководство по техническому обслуживанию и ремонту системы управления двигателем
Трудоемкости работ по ремонту и техническому обслуживанию
Технология технического обслуживания
Список взаимозаменяемых деталей
Схемы электрооборудования
Каталог деталей 
Руководство по ремонту 2123
2123 Методическое пособие курса повышения квалификации по устройству и диагностике электронных систем управления двигателем (HandOut)
 Лада «Калина» Автомобиль ВАЗ 11183 и его модификации. Технология технического обслуживания и ремонта.
Трудоемкости работ по тех. обслуживанию автомобилей ВАЗ 11183. 
Электросхемы
Назначение выводов Системы дистанционного управления электропакетом «Норма» на а/м ВАЗ-11183
Электросхемы Калина 2194х
Схемы 2192, 2194 по состоянию на 05.2017
АПС 6.1 и Система Управления Электропакетом «Люкс» (1183–3763040/1183–3763040-10). Схема подключения, устройство и порядок работы.
Подушки безопасности а/м Калина
ABS автомобилей семейств LADA Kalina и LADA Priora устройство, диагностика, снятие и установка основных узлов. ТИ 3100.25100.13068.
ЭМУРУ – Электро Механический Усилитель Рулевого Управления ВАЗ-11183
ВАЗ 2170 «Приора» Тех. характеристики, номенклатура, оригинальные узлы. 
Сборник технологических инструкций. 
Альбом электрических схем. 
Альбом электрических схем. (на 04/2016 г.)
Схемы ЭСУД а/м Приора, 21702–0000050-40, 21705–0000055-41, 21705–0000057-41/44/45
Каталог деталей и сборочных единиц. 
Система надувных подушек безопасности.
Схема подключения блока комфорта а/м «Приора».
Автоматизированная механическая трансмиссия а/м Приора, основные узлы и агрегаты
Кондиционер «PANASONIC» Тех. инструкция.
Лада «Гранта» Трудоемкости работ по техническому обслуживанию и ремонту. 
Сборник технологических инструкций по ремонту и техническому обслуживанию. 
Схема ЭСУД  Лада Гранта
Схема ЭСУД 2191 (05/2017)
Гранта 2190. Каталог деталей и сборочных единиц
АКПП снятие/установка основных узлов и деталей.
Автоматизированная механическая трансмиссия а/м Лада Гранта, Приора. Система управления. ТИ 3100.25100.12053.
Lada Granta FL. Сборник электрических схем.
Система Lada Connect – устройство и диагностика неисправностей ТИ.3100.25100.12071. 
Лада «Веста» Электрические мастер-схемы 21179
Блок дополнительных функций кузовной электроники. ТИ 3100.25100.12068
Усилитель электромеханический рулевого управления а/м Lada Vesta – устройство и диагностика. ТИ 3100.25100.12067
Электрооборудование автомобиля LADA VESTA снятие – установка основных узлов и агрегатов
Электрооборудование автомобиля LADA VESTA CNG снятие установка основных узлов и агрегатов
Электронная система управления двигателем 21129 автомобилей семейства LADA VESTA с контроллером М86 ЕВРО‑5 – устройство и диагностика. Изм. 2
Электронная система контроля доступа Lada Vesta
Система питания КПГ LADA VESTA
Система управления автоматизированной механической трансмиссей LADA Vesta
Система экстренного реагирования при авариях автомобилей LADA VESTA
Двигатель ВАЗ-21179, устройство и ремонт изм.3 ТИ.3100.25100.40207
Лада «XRAY» Lada XRAY Технические условия 4514–033-00232934–2018. Изменения 5
Lada XRAY Электрооборудование снятие и установка основных узлов и деталей. ТИ 3100.25100.20597
ЦБКЭ – Назначение, функции, диагностика. ТИ 3100.25100.12051
ЦБКЭ автомобилей LADA VESTA, LADA XRAY – устройство, диагностика неисправностей, ТИ 3100.25100.12059
Lada XRAY Трансмиссия – снятие, установка. ТИ.3100.25100.20593. 
Lada XRAY Система управления бесступенчатой трансмиссией (CVT). ТИ.3100.25100.12070. 
Lada XRAY Переключатель режимов работы функции EDL системы курсовой устойчивости. 
Лада «Largus» Схемы электрических соединений автомобилей LADA Largus K4M E5. 3100.25100.12060
LADA Largus снятие – установка основных оригинальных узлов. ТИ.3100.25100.20538
LADA Largus CNG снятие – установка основных оригинальных узлов. ТИ.3100.25100.20613
Схемы электрических соединений автомобилей LADA (4×4, Samara, Kalina, Priora).
Альбом электрических схемы автомобилей ВАЗ за 2011 г (Системы E‑GAS)
ВАЗ 2115. Оригинальные узлы. Технология технического обслуживания и ремонта. Тольятти, АО АВТОВАЗ, 1997 г.
Принципиальная электрическая схема ЭБУ М73.
Принципиальная электрическая схема ЭБУ Январь 7.2.
Монтажная схема ЭБУ Январь 7.2.
Принципиальная электрическая схема ЭБУ VS5.1 (Старая аппаратная модификация).
Принципиальная электрическая схема ЭБУ VS5.1 (Новая аппаратная модификация).
Принципиальная электрическая схема  ЭБУ: Январь 4   Январь 4.1    
Принципиальная электрическая схема ЭБУ Январь 5.1:     Вариант 1    Вариант 2   Вариант 3
Инструкция пользователя на иммобилизатор АПС‑6.
Инструкция пользователя на иммобилизатор АПС‑4. Новая версия.
Бортовая система контроля БСК-10. Описание, схема, прошивка контроллера.
Кондиционер на ВАЗ – Инструкция по установке.
Таблицы для замены блока BOSCH MP7.0 на Январь 5.1 и 5.1.1
Замена блока Bosсh MP 7.0 на Bosch M1.5.4 (M1V13S64, широкополосный ДД) или Январь‑5.1.
Перечень систем распределенного впрыска топлива для автомобилей ВАЗ
Комплектация ЭБУ ВАЗ (1,5 л.) – Жгуты, датчики, исполнительные механизмы.
Основные параметры систем впрыска 
Диагностический коннектор OBD‑2, назначение контактов и расшифровка кодов неисправностей.
Диагностика СУД – учебный курс для начинающих.

Источник: https://chiptuner.ru/content/docs/

22. Электронная система управления двигателем

ЭСУД — это электронная
система управления двигателемили
по-простому компьютер двигателя. Он
считывает данные с датчиков двигателя
и передает указания на исполнительные
системы. Это все делается, что двигатель
работал в оптимальном для него режиме
и сохранял нормы токсичности и потребления
топлива.

  • Система управления содержит в себе
    такие основные элементы:
  •  — входные датчики;
  •  — электронный модуль управления;
  •  — исполнительные элементы.

Посредством входных датчиков осуществляется
измерение параметров работы силовой
установки и преобразование соответствующих
сигналов в электронные импульсы. Число
и номенклатура входных датчиков
определяются в большинстве случаев
разновидностью и особенностями системы
управления. Каждый из датчиков применяется
для контроля за той или иной системой
двигателя. 

   Электронный модуль управления
принимает сигналы от датчиков и на
основании заложенной в него программы
обрабатывает, формирует и передает
сигналы управления к исполнительным
элементам двигателя. В своей работе
модуль взаимодействует с системой
управления коробкой передач,
антиблокировочной системой тормозов,
электроусилителем рулевого управления
и т.п.  

    Исполнительные элементы входят
в состав определенных систем силовой
установки и обеспечивают нормальную
их работу. Так, в топливной системе
основными исполнительными устройствами
являются топливный насос и перепускной
клапан.

В системе зажигания исполнительными
элементами являются катушки зажигания.

В системе охлаждения это – термостат,
реле насоса циркуляции охладительной
жидкости, модуль управления вентилятором,
а также реле остановки системы охлаждения
после остановки мотора.

    Принцип действия системы
управления двигателем базируется на
комплексном управлении величиной
крутящего момента силового агрегата.
Иными словами, система управления
приводит выработанный крутящий момент
к той величине, которая соответствует
конкретному режиму работы двигателя.
Системой различаются такие режимы
работы силовой установки:

  1.  — запуск,
  2.  — прогревание,
  3.  — холостой ход,
  4.  — начало и продолжение движения,
  5.  — переключение передач,
  6.  — осуществление торможения,
  7.  — работа системы отопления и
    кондиционирования. 
  8.     Изменение величины крутящего
    момента осуществляется двумя методами:
    посредством изменения наполнения
    рабочих цилиндров воздухом, а также
    посредством изменения углов опережения
    зажигания.

23. Датчики детонации

Датчик детонации служит для контроля
степени детонации при работе бензинового
двигателя внутреннего сгорания. Датчик
устанавливается на блоке цилиндров
двигателя. Он является важным компонентом
системы
управления двигателем, т.к. позволяет
реализовать максимальную мощность
двигателя и обеспечить топливную
экономичность.

Принцип действия датчика детонации
основан на пьезоэффекте. В конструкцию
датчика включена пьезоэлектрическая
пластина, в которой при возникновении
детонации на концах возникает напряжение.
Чем больше амплитуда и частота колебаний,
тем выше напряжение.

Когда напряжение
на выходе датчика превышает заданный
уровень, соотвествующий определенной
степени детонации, электронный блок
управления корректирует характеристику
работы системы
зажиганияв сторону уменьшения угла
опережения зажигания.

Таким образом,
достигается оптимальная характеристика
работы системы для конкретных условий
эксплуатации.

При неисправности датчика детонации
(отсутствии сигнала) на панели приборов
загорается соответствующая сигнальная
лампа, двигатель при этом продолжает
работать.

Вышедший из строя датчик детонации
влияет на динамику и экономичность
двигателя
.

Принцип работы электронного
блока управления таков, что при
возникновении неисправности датчика
он устанавливает заведомо позднее
зажигание в целях безопасности, чтобы
исключить вероятность разрушения
мотора.

В результате силовой агрегат
работает, но начинает потреблять гораздо
больше топлива, и ухудшается динамика
машины. Второе особенно заметно при
повышенных нагрузках.

  • Основные симптомы, указывающие на то,
    что данное устройство вышло из строя:
  • падение мощности;
  • ухудшение разгонных характеристик и
    резкое увеличение «аппетита» двигателя;
  • дымный выхлоп.

Проверка датчика детонации заключается
в том, что датчик с присоединенными
щупами зажимается в ладони, которой
затем нужно несильно постучать по
какой-нибудь поверхности. При ударах
мультиметр должен фиксировать появление
напряжения (обычно оно составляет
порядка 30-40 мВ).

Принцип прост: чем сильнее
удар, тем большая разность потенциалов
возникнет между электродами. Поскольку
напряжение невелико, не каждый прибор
способен его замерить, поэтому
предварительно нужно убедиться, что
имеющееся под рукой измерительное
устройство рассчитано на подобные
замеры.

Полное отсутствие разности
потенциалов свидетельствует о том, что
датчик детонации неисправен.

Источник: https://studfile.net/preview/5352759/page:2/

Разновидности электронных систем управления двигателем

Подробности Ремонт своими руками Создано: 03 января 2016

Разновидности электронных систем управления двигателем ЭСУД (ЭБУ, контролёров), которые устанавливаются на разные модели автомобиля семейства ВАЗ.

Уважаемые покупатели, во избежание ошибок при отправке электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёра), в строке «Комментарий» указывайте модель вашего автомобиля, год выпуска и количество клапанов.

         Электронный блок управления двигателем (ЭБУ) – «компьютер», управляющий всей системой автомобиля. ЭБУ влияет как на работу отдельного датчика, так и на весь автомобиль. Поэтому, электронный блок управления двигателем очень важен в современном автомобиле.

         ЭБУ чаще всего заменяется следующими терминами: Электронная система управления двигателем (ЭСУД), контролёр, мозги, прошивка. Поэтому, если вы услышите один из этих терминов, то знайте, что речь идёт о «мозгах», о главном процессоре вашего автомобиля.  Иными словами, ЭСУД , ЭБУ, КОНТРОЛЁР – это одно и то же.

Конструктивно электронный блок управления двигателем (ЭБУ) состоит из микросхем, транзисторов, конденсаторов и резисторов находящиеся в металлическом корпусе с разъёмами. Все элементы могут выйти из строя в любой момент.

         Электронная система управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД) расположена под консолью панели приборов автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса крестовой отвёрткой.

  •          Электронный блок управления двигателем в течение всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
  • Контролёр пользуется данными следующих датчиков:
  • 1)  ДПКВ (Датчик положения коленчатого вала)
  • 2) ДФ  (Датчик фаз)
  • 3)  ДМРВ (Датчик массового расхода воздуха)
  • 4)  ДТОЖ (Датчик температуры охлаждающей жидкости)
  • 5)  ДПДЗ (Датчик положения дроссельной заслонки)
  • 6)  ДК (Датчик кислорода)
  • 7)  ДД (Датчик детонации)
  • 8)  ДС (Датчик скорости)
  • 9)  ДКо (Датчик кондиционера)
  •    И другие датчики.
  •  Получая данные от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:
  • 1)   Топливной системы  (Топливный насос, регулятор давления, форсунки)
  • 2)   Системы зажигания
  • 3)   Регулятора холостого хода (ДХХ,РХХ)
  • 5)   Вентилятора радиатора
  • 6)   Муфты компрессора кондиционера
  • 6)   Система само диагностирования
  • ЭСУД (ЭБУ) имеет три вида памяти:
  •  программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ);

Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.

оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

Представляет  собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.

электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ);

Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными,  после чего возможен пуск двигателя.

Существует множество ЭБУ (ЭСУД, контролёров), которые устанавливаются на разные модели автомобиля семейства ВАЗ.

“Январь-4“, “GM-09“

Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

В таблице представлены две колонки: 1 колонка – номер ЭБУ, вторая колонка – марка «мозгов», версия прошивки, норма токсичности, отличительные особенности.

2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк,
2111-1411020-20 ч GM,  рсо,

Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

“Январь 5.1.х”,

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

– одновременный впрыск – попарно – параллельный впрыск

– фазированный впрыск

Взаимозаменяема с “VS(Ителма) 5.1″,“Bosch M1.5.4″

2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со,
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со,
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со,
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со,
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со,
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со,
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со,
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со,
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со,

“BoschM1.5.4″

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

– одновременный впрыск – попарно – параллельный впрыск

– фазированный впрыск

Взаимозаменяема с “VS 5.1″, “Январь 5.1.х”

2111-1411020 без дк, рсо,
2111-1411020  без дк, со (регулируется СО сканером)
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со,
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со,

         Контролеры начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели.

Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью.

Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

  1. Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.
  2. “VS 5.1″
  3. Различаются следующие виды аппаратной реализации:

– одновременный впрыск – попарно – параллельный впрыск

– фазированный впрыск

“VS 5.1″ взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4″,  “Январь 5.1.х”

“Январь 7.2.”

Данный видЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л,  1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия,  неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л,  3-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл

21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л,  1-я серия – неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л,  1-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л,  2-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л,  3-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л,  1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со,  1,6 л

“Январь 5.1″Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК. Рассматривая пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61.

Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск.

Напрашивается вывод – отличие данных ЭБУ находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-60 ч BOSCH,без дк, рег.СО
2111-1411020-61 ч Январь5.1,без дк, со
2111-1411020-62 ч Ителма,без дк, со

“М7.3.“

Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.

В таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4

Euro-3 двиг 1.6, 8 кл
Автел 21114-1411020-11       E-3  1-я, 2-я и 3-я версии
Итэлма  21114-1411020-12      E-3  1-я, 2-я и 3-я версии
Euro-4 двиг 1.6, 8 кл
11183-1411020-02 Самара Электронная педаль

         Чтобы узнать, какой контролер стоит на вашем автомобиле, придётся снять боковой каркас консоли панели приборовавтомобиля . Запомнить номер вашего ЭБУ и найти его среди представленных таблиц.

  • Некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.
  • Любая поломка – это не конец света, а вполне решаемая проблема !
  • Как проявляется неполадка электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр) у автомобиля семейства ВАЗ.
  • Как самостоятельно заменить электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр) на автомобиле семейства ВАЗ.
  • С интернет – Магазином   AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ !!!

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей.

Источник: https://avtoazbuka.net/blog/43-raznovidnosti-elektronnykh-sistem-upravleniya-dvigatelem

Ссылка на основную публикацию