Стартер в ваз 2101, особенности конструкции и принцип работы

В тех случаях, когда ваша «копейка» никак не желает заводиться, высока вероятность того, что ее стартер вышел из строя.

До 1986 года на ВАЗ 2101 устанавливался стартер под маркировкой СТ-221. Он располагал дистанционным управлением и обгонной роликовой муфтой. Затем его заменили моделью 35.3708, в конструкции которой был предусмотрен коллектор торцевого вида и втягивающее реле с двумя обмотками.

СТ-221 представляет собой двигатель с четырьмя полюсами и решетками, работающий по смешанному типу возбуждения.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Его устройство достаточно простое. К основным компонентам СТ-221 относят: якорь с приводом; электромагнитное реле; две крышки; обмотки возбуждения в стальном корпусе.

Корпус и крышки при помощи шпилек соединены воедино. Внутри этой конструкции размещены четыре полюса, которые крепятся к корпусу винтами. На указанных полюсах смонтированы катушки обмотки.

Такое единое устройство образует статор интересующего нас элемента.

В нем две катушки из четырех располагаются по отношению к обмотке якоря параллельно, а другие две соединяются с ним последовательно. За счет этого процесс возбуждения стартера «копейки» именуют смешанным. Конструкция модели 35.3708 мало чем отличается от описанной выше.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

В ней предусмотрено наличие пластмассового торцевого коллектора, который уменьшает общий вес стартера, а также обеспечивает более продолжительное и стабильное функционирование щеточного контакта. Кроме того, в модели 35.3708 обмотка располагает одной шунтовой и тремя сериесными катушками (схема соединения с якорем – последовательная).

В каких случаях требуется разборка и ремонт стартера ваз 2101?

  • Как правило, необходимость ремонта стартера «копейки» возникает по нижеприведенным причинам: неисправность втулок – если втулка выходит из строя, якорь начинает соприкасаться со стартером, что приводит к поломке элементов маховика и планетарного механизма; нагрев обмотки – данное явление обусловлено тем, что стартер долго крутится, это становится причиной нагрева и разрушения изоляции; неполадки в электрической сети – если вы заподозрили наличие именно таких неполадок, необходимо срочно проверить всю цепь.
  • Именно из-за указанных явлений чаще всего не крутит стартер, не работает его втягивающее реле, наблюдаются другие неполадки, которые не позволяют эксплуатировать столь важное для машины устройство. К основным неисправностям стартера «копейки» относят такие явления:
  • Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы
  • Втягивающее реле заедает, стартер не крутит. Для решения проблемы следует обследовать якорь на предмет легкости и правильности его передвижения (втягивающее реле придется демонтировать, а затем устанавливать обратно).
  • Коленчатый вал при запуске стартера крутится очень медленно. Нужно проверить зарядку автомобильного аккумулятора, а также наконечники и выводы батареи на предмет их окисления. Возможно, что проблема кроется в щетках или коллекторе. Разборка и прочистка этих элементов обычно решает проблему.
  • Стартер не отключается при запуске двигателя. Потребуется разборка узла для замены подшипников, если они износились, замена обмотки реле или замка зажигания. Специалисты также советуют проверить привод на якорном валу и втягивающее реле.
  • Не крутит коленчатый вал при вращающемся якоре. В подобных ситуациях советуют проверить коленвал, тщательно его промыть, а затем обработать моторным маслом. Также причина может крыться в муфте свободного хода. Иногда она пробуксовывает, поэтому требуется ее разборка.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Если стартер не включается и не крутит, это может быть вызвано следующими причинами:

  • Включатель зажигания не дает качественного контакта. Данный элемент следует проверить (выполняется его разборка) и при необходимости установить новый контакт.
  • Из-за обрыва в обмотке вышло из строя втягивающее реле. Его придется снимать и монтировать новое.
  • В цепи питания отсутствует контакт. В подобной ситуации проверяется схема цепи, а также выполняется очистка всех наконечников от ржавчины.

Схема разборки стартера копейки

Разборка описываемого в статье механизма требуется во многих случаях, иначе просто-напросто нельзя определить, почему он не крутит.

Схема снятия стартера приведена далее: с карбюратора ВАЗ 2101 демонтируется воздушный фильтр; откручиваются (при помощи ключа) гайки, которыми блок мотора соединен со стартером.

После этого можно отбрасывать от стартера провода, продвинув его немного вперед (не забудьте, каким образом провода были подсоединены, иначе при сборке узла у вас стопроцентно возникнут проблемы).

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

В результате таких достаточно простых действий стартер можно легко извлечь и проверить на наличие тех или иных неисправностей (не крутит, заедает, не отключается и так далее). Понятно, что для осуществления указанной проверки потребуется разобрать стартер. Схема его разборки следующая:

  • демонтируется втягивающий цилиндр (откручивается болт и три крепежных винта, снимается пружина);
  • якорь поднимают вверх и вынимают из зацепления;
  • при помощи отвертки снимают кожух, который защищает стартер, а затем демонтируют с его корпуса крышку;
  • отсоединяют от пластин держателя щеток обмотки и демонтируют изолирующую трубку;
  • вынимают щетки из держателя (для этого необходимо снять специальную перемычку);
  • при помощи наставки выпрессовывают втулку, а отверткой производят снятие оси и шплинта рычага привода.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Затем убирают заглушку из резины, выводят из зацепления с муфтой привод и демонтируют его, что дает возможность снять рычаг привода, стопорное кольцо и шайбу. Далее схема разборки проста: муфта привода демонтируется с якорного вала; из крышки стартера осуществляют выпрессовку еще одной втулки.

  • Михаил
  • Распечатать

Источник: https://carnovato.ru/starter-vaz-2101-vtjagivajushhee-rele-remont/

Стартер на ваз 2101. Ремонт: стартер ВАЗ 2101 — руководство к действию

  • ГлавнаяРазноеСтартер на ваз 2101

Запуск любого двигателя автомобиля выполняется при помощи стартера. Стартер ВАЗ 2101 имеет маркировку СТ—221.

Данный стартер имеет мощность 1,3 квт. Начиная с 1986 года, ВАЗ 2101 начал оборудоваться стартером 35.3708, оборудованный тяговым реле уже с двумя обмотками и торцевой коллектор.

Стартеры обоих конструкций при этом полностью взаимозаменяемы.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Конструкция стартера СТ—221

Стартер СТ—221 это электрический двигатель постоянного тока, состоящий из таких элементов:

  • Корпус с обмотками возбуждения;
  • Две крышки;
  • Якорь с приводом;
  • Тяговое реле.

Крышки с корпусом соединены в одну жесткую конструкцию при помощи двух шпилек. Корпус, катушки и полюса создают статор электродвигателя.

Особенности конструкции статера

Четыре полюса, закрепленные внутри стального корпуса винтами, являются основой для установки на них катушек обмотки. Катушки разделяются на сериесные и шунтовые и отличаются способом подключения к якорю. Сериесные подключаются последовательно, а шунтовые параллельно.

За счет применения двух видов катушек получается так называемое смешанное возбуждение статора. Использование этой конструкции позволяет получить довольно низкий параметр частоты вращения якоря при холостом ходе без нагрузки.

Что положительно сказывается на долговечности работы, так как втулки подшипников меньше изнашиваются, а значит, и не дает предпосылок для биений якоря.

Конструкция якоря стартера

В конструкцию якоря стартера входят такие детали:

  • Вал;
  • Сердечник с медной обмоткой;
  • Коллектор, изготовленный как пластмассовая втулка с вмонтированными в нее медными пластинами.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Опорой вала якоря служат две металлокерамические втулки, которые пропитаны маслом и запрессованы в крышки стартера.

Регулировка свободного осевого хода осуществляется при помощи шайб, его значение должно находиться в диапазоне от 0,07 мм до 0,7 мм. Максимальный ход для стартера 35.3708 не должен превышать 0,5 мм. Передний конец вала якоря имеет установленный узел с названием бендикс.

Бендикс совмещает в себе роликовую обгонную муфту и шестерню. Крутящий момент передается от якоря стартера через шестерню на зубчатый венец маховика для обеспечения запуска двигателя.

После того как двигатель заведется, уже маховик начинает пытаться раскрутить якорь.

Высокая частота вращения якоря может привести к выбросу обмотки из пазов сердечника, а чтобы этого не произошло и необходима обгонная муфта.

Обгонная муфта выполнена из наружного и внутреннего колец. В наружном кольце есть три паза, в которых выполнены отверстия под стальные подпружиненные ролики, направляющие стержни и плунжера. Паз для роликов выполнен с изменяемой шириной, что обеспечивает свободное вращение роликов в широкой части, а в узкой они просто заклинивают между наружным кольцом и внутренним.

Конструкция тягового реле

Тяговое электромагнитное реле стартера предназначено для введения в зацепление рабочей шестерни бендикса и зубчатого венца маховика, после чего замыкает контакты цепи питания обмоток стартера.

Если говорить проще, то,для того чтобы стартер начинал крутиться только в тот момент, когда зацепление шестерни с маховиком произошло. Но тяговое реле несет еще одну функцию отключение вращения стартера и отвод шестерни после запуска двигателя.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Бендикс

Магнитная система состоит из таких элементов: Фланец с запрессованным в него сердечником; Ярмо, которое окружает обмотку; Фланец. Катушка реле намотана на каркас, выполненный из пластмассовых щек и латунной трубки. Обмотки различаются на удерживающую и втягивающую, причем направление намотки у них в одну сторону.

Принцип работы стартера СТ—221

Во время поворота ключа в замке зажигания происходит замыкание контактов и через обмотки электромагнитного тягового реле подается электрический ток.

Магнитное усилие, возникающее на обмотках реле, передвигает якорь до момента соприкосновения с сердечником. После этого происходит отключение втягивающей обмотки, а работает только удерживающая.

Это объясняется тем, что удержание якоря внутри реле намного проще, так как он уже втянут, при этом удерживающая обмотка выдает намного меньший магнитный поток.

Якорь реле, передвигаясь вперед, перемещает при помощи рычага бендикс в сторону зацепления с маховиком. Вал якоря стартера имеет винтовые шлицы, которые обеспечивают проворачивание рабочей шестерни.

Кроме того, и рабочая шестерня и зубчатый венец маховика имеют фаски, выполненные на боковых кромках профиля зуба.

Эти особенности облегчают ввод в зацепление шестерни и маховика, а буферная пружина между рычагом и обгонной муфтой смягчает удар.

Когда контакты реле замыкаются, на обмотки якоря и статора подается электрический ток, что вынуждает статор вращаться, а вместе с ним вращаются и ступица с наружным кольцом обгонной муфты.

Ролики посредством пружин находятся в узкой части пазов, то есть они клинят наружное и внутреннее кольца обгонной муфты, тем самым обеспечивается передача крутящего момента от якоря к рабочей шестерне. Пуск двигателя сопровождается повышением оборотов маховика, а соответственно и рабочей шестерни.

При этом внутреннее кольцо муфты способствует отводу роликов из состояния клина, то есть внутреннее и наружное кольца двигаются независимо друг от друга.

Читайте также:  Базовый 204 кузов мерседес, характеристики и особенности

После отвода ключа зажигания ток перестает поступать на обмотки реле. Якорь реле с помощью пружины отводится назад и при этом отводит бендикс из состояния зацепления. Торможение якоря реле происходит за счет сил трения между валом и крышкой.

Основные неисправности и методы их устранения

К основным неисправностям стартера можно отнести:

Не включается стартер:

  • Возможно отсутствует контакт в цепи питaния, наблюдается при проржавевших или окислившихся наконечниках — поможет очистка или подтяжка контактов;
  • Поломка реле — поможет осмотр и проверка, в случае поломки рекомендуется замена;
  • Возможно кopoткoe зaмыкaниe oбмoтки — в случае невозможности ремонта, пocтaвьтe нoвый;
  • Отсутствует контакт в замке зажигания — стоит проверить замок, возможна замена контактной части.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Коленвал

При включении стартера наблюдается медленное вращение коленвала:

  • Возможна поломка либо разряд аккумулятора — стоит зарядить или поменять АКБ;
  • Окисление клемм аккумулятора — поможет зачистка клемм и наконечников проводов;
  • Моторное масло не имеет нужной вязкости — следует заменить масло;

Вращения стартера слышно, а коленвал не крутится:

  • Возможна пробуксовка муфты свободного хода — нужна замена привода;
  • Отсутствует смазка вала — требуется промывка вала и смазка моторным маслом;

При включении стартера слышен скрежет шестерни:

  • Неправильная регулировка хода шестерни или момента замыкания включения — необходима регулировка;
  • Появились забоины в зубчатом венце маховика — нужна замена зубчатого венца;
  • Буферная пружина ослабла — нужна замена пружины.

После пуска двигателя стартер BAЗ 2101 не отключается:

  • Возможное заедание вала якоря или окислились контакты реле — ремонтировать деталь после снятия;
  • Выход из строя замка зажигания — замена замка;
  • Замыкание в обмотке реле — замена реле;
  • Износ подшипников — необходимо установить новые.

Шум стартера во время езды

  • Плохое крепление стартера или контактов — подтянуть болты.

Источник: https://avtomotostyle.ru/raznoe/starter-na-vaz-2101.html

Устройство и принцип работы стартера

Skip to content

Большинство водителей очень быстро переходят от желания просто ездить к желанию проводить самостоятельно некоторые ремонтные работы своего авто.

Для того чтобы совершенствовать свой автомобиль нужно знать принцип его работы и внутренне устройство.

А приступить к изучению лучше с самого начала, то есть со стартера автомобиля – то, без чего движение ТС изначально невозможно.

Стартер, его назначение

Стартер – это устройство относительно маленьких размеров, которое, в силу своей конструкции, преобразовывает электрический поток энергии в механический. Из самого названия следует, что служит деталь для запуска двигателя.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Визуально, стартер – это небольшой мотор постоянного тока, который имеет механический привод. Он запускает первичное движение коленвала с частотой, необходимой для запуска ДВС и является обязательно составляющей электрического оборудования транспортного средства.

Если разбирать структуру стартера более детально, то можно понять, что он выглядит как четырехполюсный двигатель.

Питает такой мотор аккумулятор автомобиля – сразу после поворота ключа зажигания, на клемму реле поступает ток.

Мощность у элемента бывает разная, но производители предусматривают для большинства бензиновых ДВС стартеры на 3кВт. Напряжение от АКБ автомобиля значительно усиливает работу электромотора.

Поскольку, в идеале, стартер – единственный способ завести двигатель, автомобильные производители изобретают массу дополнительных функций и блокирующие механизмы для повышения безопасности при запуске двигателя и снижения риска угона.

К примеру, некоторые модели автомобиля предусматривают запуск двигателя только при выжатом сцеплении. При АКПП включение стартера происходит, только если селектор находится в положении «parking».

Виды стартеров

Среди всего спектра автомобильных деталей выделяют только два типа стартеров двигателя:

  1. Без редуктора. Не имея редуктора, такие детали обладают возможностью прямого воздействия на шестерню. Кроме того, после момента получения тока на контроллер, стартер обеспечивает более быстрое зажигание, за счет мгновенной цепкости шестерни и маховика. Такие устройства имеют большое преимущество в виде простой конструкции, легкой возможности ремонта и очень низкой вероятности поломки из-за влияния электричества. Однако среди недостатков автомобилисты выделяют иногда перебойную работу в условиях низкой температуры.
  1. С редуктором. Казалось бы, после большого списка преимуществ безредукторного стартера, выбор можно остановить, но нет. Большинство специалистов настаивают на эксплуатации стартера с редуктором. За счет последнего эффективная работа возможна, даже если заряд АКБ на исходе. Сниженная потребность тока усиливается наличием постоянных магнитов. Подобный тандем снижает вероятность проблем с обмоткой практически к нулю. С другой стороны, продолжительная эксплуатация такого устройства чревата поломками основной шестерни. Хотя чаще к этому приводит производственный брак.

Внутреннее устройство и особенности

ДВС генерирует энергию для работы при помощи оборотов коленвала. Другие электрические системы транспортного средства работают от этой же энергии. Чтобы запустить ТС с неподвижной точки необходимо правильное взаимодействие электродвигателя и внешнего источника – аккумулятора.

Общий тандем обеспечивается благодаря некоторым составляющим:

  • Якорь. Имеет запрессованный сердечник и несколько коллекторных пластин. Основа изготовляется из легированной стали.
  • Щетки и держатели. По ходу главного цикла, щетки способствую повышению мощности. В первую очередь, служат для подачи рабочего напряжения на набор пластин якоря.
  • Реле. Главное назначение втягивающего реле – подача питания от зажигания и выталкивание обгонной муфты. Производители предусмотрели в структуре несколько силовых контактов и специфичную перемычку.
  • Непосредственно электромотор. Включает несколько сердечников и обмотки возбуждения; имеет форму цилиндра.
  • Бендикс и шестерня. Главный рабочий механизм стартера, который перенаправляет момент вращения на венец маховика ДВС через шестерню при помощи роликового механизма. После запуска система разрывает связь венца маховика и приводной шестерни, сохраняя работоспособность всего устройства.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Подобным образом устроено большинство автомобильных стартеров, хотя могут быть некоторые отличия. В целом, если разобрать элемент, можно насчитать порядка 50 различных составляющих компонентов.

Чаще всего отличия между разными устройствами заключаются в механизме рассоединения шестерен.

В автомобилях с АКПП стартер может иметь несколько дополнительных обмоток, чтобы предотвратить запуск мотора при ходовой позиции селектора.

Принцип работы автомобильного стартера

Автомобильный стартер относится к ряду электромеханических приспособлений ТС. В основе лежит преобразование природы одной энергии в другую, и чтобы в итоге завести двигатель, происходят следующие процессы:

  1. Ток попадает на обмотку тягового реле после прохождения по реле стартера, исключительно после замыкания контакта замка зажигания.
  2. Якорь взаимодействует с бендиксом. Через втягивающее реле внутри мотора бендикс заставляет венец маховика и шестерню сцепиться.
  3. При достижении верхней точки, контакты взаимодействуют для передачи напряжения к обмотке стартера.
  4. Движение вала провоцирует запуск ДВС. В момент, когда скорости маховика и вала отличаются в положительную сторону, зацепление прекращается и бендикс возвращается в стартовую позицию за счет пружины.
  5. Подача энергии прекращается при повороте ключа.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

С виду может показаться, что механизм работы стартера достаточно запутан, но это чувство преследует водителя до первого самостоятельного ремонта элемента.

Возможные проблемы стартера

Естественно, что на стартер приходится гораздо меньше нагрузки, чем на многие другие узлы транспортного средства, но даже при лояльных нагрузках полностью исключить вероятность поломки невозможно.

  • Стартер «отказывается» запускаться. Причин для такого поведения устройства может быть несколько, и все они напрямую связаны с внутренней конструкцией элемента – неисправности реле, нарушение контактов или обмотки.
  • Медленное движение коленвала. Возможной основой для замедленного вращения вала может стать повышенная вязкость масла, снижение заряда внешнего источника питания или окислением контактов проводов.
  • Вращение якоря не приводит в движение коленчатый вал. Скорее всего, подобная неприятность возникает из-за буксировки муфты свободного хода привода или помехи в передвижении элемента по винтовой нарезке вала.
  • Скрежет шестерни. За нехарактерным поведением шестерен стоит неправильно отстроенное замыкание контактов или задиры на зубчиках венца маховика ДВС. Маловероятной, но все-таки причиной, может быть ослабление пружины привода.
  • Излишне продолжительная работа стартера. Специалисты считают, что причина кроется в заедании замка зажигания или обмотки в структуре стартера, неправильная работа контактов.
  • Усиление шума. Нехарактерные громкие звуки появляются по причине ослабевания креплений деталей стартера или из-за медленного выхода шестерни из зацепления.

Проблем в работе стартера лучше не допускать. Естественно, что практически любую его поломку можно компенсировать грамотным ремонтом, но правильнее будет приобрести новое исправное устройство, не стараясь при этом сэкономить на стоимости элемента.

Чтобы разбираться в пусковой системе автомобиля, необходимо не только знать устройство стартера, но и разбираться в его технических характеристиках: напряжение, мощность, потенциальная скорость движения вала, величина крутящего момента и необходимый ток. Естественно, что любые знания лучше закрепить практикой. Для начала можно ознакомиться с некоторыми видео в сети:

Источник: https://pricurivatel.ru/ustrojstvo-i-princip-raboty-startera.html

Устройство стартера

За всё время выпуска автомобилей ваз классического семейства, модификации стартеров, системы электрооборудования двигателя, периодически менялись. Так, к примеру, до 1980 года устанавливали стартер модификации СТ. – 221. После стали ставить стартера более совершенные и надёжные, такие как стартер модификации 35.

3708, и стартер концерна ПРАМО модификации 4216.3708. Так же, на некоторую часть автомобилей, устанавливали стартера произведённые в Германии, или Белоруссии. Все перечисленные стартера, по своим установочным данным аналогичны, и являются взаимозаменяемыми.

Читайте также:  Тормозная система на уаз буханка

Ниже мы приведём некоторые технические характеристики стартеров разных модификаций.

  • Для СТ. 221- 35.3708.
  • Номинальная мощность в кВт – 1,3.
  • Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А – 260, для ст. 35.3708.- 290.
  • Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, А не более – 500, для ст. 35.3708- 550.
  • Потребляемая сила тока на холстом ходу, А, — не более – 35, для ст. 35.3708.- 60
  • Для стартера модификации 4216.3708.
  • Номинальная мощность в кВт – 1,7.
  • Потребляемая сила тока при номинальной мощности, А – 290
  • Потребляемая сила тока в заторможенном состоянии, А не более – 550
  • Потребляемая сила тока на холстом ходу, А, — не более –60

Основное различие модификации стартера Ст-221 и стартера модификации 35.3708, состоит в задней части и обмотке статора. Так у стартера модификации СТ-221, задняя часть обмотки статора состоит из двух шунтовых, и двух сериесных катушек. Когда у стартера модификации 35.3708 – одна катушка шунтовая и три сериесных. Однако между собой они полностью взаимозаменяемы.

На изображении цифрами показаны все части, и устройство стартера в разрезе модификации 35.3708.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

  • Шестерня привода, приводится в действие рычагом от якоря реле.
  • 2. Муфта обгонная, передаёт при пуске двигателя, крутящий момент, от вала якоря к венцу маховика. А после запуска двигателя, не допускать передачи крутящего момента от маховика на якорь.
  • 3.Кольцо поводковое.
  • 4. Заглушка резиновая.
  • 5. Рычаг привода.
  • 6. крышка стартера со стороны привода.
  • 7. Релейный якорь.
  • 8. Обмотка реле.
  • 9. Пластина контактная.
  • 10. Релейная крышка.
  • 11. Болты контактные.
  • 12. Коллектор.
  • 13. Щёткодержатель.
  • 14. Втулка якорного вала.
  • 15. крышка стартера, со стороны коллектора.
  • 16. Кожух.
  • 17. Корпус.
  • 18. Статорный полюс.
  • 19. Якорь, состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Вращается вал якоря, в металлокерамических втулках, запрессованных в крышки. Втулки пропитаны маслом.
  • 20. Кольцо промежуточное.
  • 21. Кольцо ограничительное.

Для большей наглядности ниже мы приведём схему соединений и устройства стартера с другими узлами системы электрооборудования.

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

  • 1. Стартер.
  • 2. Обмотка удерживающая, тягового рыле.
  • 3. Замок зажигания.
  • 4. Генератор.
  • 5. Блок предохранителей.
  • 6. Обмотка втягивающая, тягового рыле.
  • 7. Аккумулятор.

Кратко опишем принцип работы. Питание приходит на замок зажигания от аккумуляторной батареи, при повороте ключа зажигания, питание от замка подаётся на обмотки тягового рыле стартера. Отключается втягивающая обмотка после того как замкнуты контакты втягивающего рыле.

  • Для того чтобы стартер не вышел из строя следует соблюдать набор нехитрых правил.
  • 1 . При пуске двигателя автомобиля, не гоняйте стартер дольше 10 секунд.
  • 2. Повторный запуск двигателя делайте с перерывом не менее 30 секунд.
  • 3. После пуска двигателя сразу отключайте стартер, чтобы обгонная муфта вышла из зацепления с маховиком.

Источник: http://doctorvaz.ru/elektrooborudovanie/ustroystvo_startera.html

Устройство стартера ВАЗ 2101

Заволжская «копейка» ВАЗ 2101 оснащалась стартером СТ -221, мощностью 1.3 кВт,

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы
Схема подключения стартера на автомобиле ВАЗ 2101. Цифрами обозначены: 5 – выключатель зажигания; 4 – блок предохранителей и реле; 3 – генератор; 2 – стартер; 1 – аккумуляторная батарея;

а с 1986 года завод стал комплектовать эту модель и стартером 35.3708.

Автомобиль имел следующее устройство стартера ВАЗ 2101

. Корпус с четырьмя обмотками, якорь, привод, щеткодержатель с 4-мя щетками, переднюю и заднюю крышки, тяговое реле. Конструктивно корпус и крышки соединены шпильками.

Корпус выполнен из стали, внутри его закреплены четыре полюса, на которые смонтированы обмотки, образуя статор стартера.

При этом две обмотки из четырех сериесные и две обмотки шунтовыми . Из-за подобного соединения возбуждение стартера и носит название смешанное.

Оно дает возможность поддерживать низкую частоту вращения якоря, что в свою очередь увеличивает ресурс втулок, на которых вращается якорь, предотвращая его износ, и вдобавок облегчает работу обгонной муфты.

Якорь состоит из вала, сердечника с обмоткой и коллектора. Конструктивно устройство стартера 2101 предусматривает вращение якоря с опорой на две втулки выполненные из металлокерамики, в передней и задней крышках.

Регулировка свободного осевого хода якоря осуществляется посредством подбора шайб определенной толщины, добиваясь значения 0,07-0,7 мм (у стартера 35.3708 более жесткие нормы – не более 0,5 мм).

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы
Внешний вид стартера СТ-221, использующегося по началу на автомобиле ВАЗ 2101.

В передней части якоря на его валу смонтирован привод стартера.

Привод служит для передачи усилия от вала якоря к зубчатому венцу маховика в момент запуска мотора, а после запуска, работая в режиме обгона, разрывать передачу крутящего момента от вращающегося маховика на якорь стартера. Подобное устройство стартера ВАЗ 2101 необходимо для того, чтобы не допустить работы якоря «вразнос».

Тяговое реле стартера имеет две обмотки и служит для запуска стартера, точнее его электродвигателя и для ввода привода в зацепление с маховиком.

Отличается в некоторых деталях устройство стартера 2101 типа 35.3708. Стартер имеет торцевой коллектор и иные обмотки статора.

Применение торцевого коллектора позволило снизить массу стартера, увеличить «пробег» щеток за счет их более стабильной работы. При этом обмотка статора у 35.

3708 выполнена тремя сериесными и лишь одной шунтовой катушками, что дало возможность наростить крутящий момент якоря. Во всем остальном конструктивно стартера одинаковы.

Работа стартера

При положении ключа «пуск» на контакт тягового реле поступает напряжение, что в свою очередь вызывает возникновение магнитного поля, которое втягивает сердечник реле, который передвигает контактную пластину, замыкающую силовые контакты.

Втянутый сердечник держит удерживающая обмотка. Одновременно при втягивании сердечника реле, он тянет за собой вилку, которая передвигает привод вводя его в зацепление с маховиком.

Так как контакты реле замкнулись , то обмотки статора и якоря получили питание, что заставило вращаться якорь, на переднем торце которого смонтирован привод, который также начинает вращаться и в свою очередь прокручивает маховик двигателя.

После запуска двигателя шестерня начинает вращаться быстрее вала якоря, и муфта начинает работать в обгонном режиме, разрывая передачу крутящего момента от вращающегося маховика на якорь стартера.

После отпускания ключа зажигания цепь питания разрывается, сердечник реле возвращается в исходное положение и вилка (по принципу коромысла) отводит привод от венца маховика. Так как цепь разорвана, электродвигатель стартера также останавливается.

Для быстрой остановки якоря предусмотрено тормозное кольцо, куда упирается тормозной диск вала якоря. Кольцо конструктивно выполнено из полимерного материала и часто подвержено растрескиванию, поэтому при ревизии стартера нужно уделять этому внимание.

У стартера 35.3708 тормозное кольцо отсутствует и торможение якоря осуществляется путем трения щеток о коллектор.

Читайте так-же, другие обзоры

Источник: http://autogrep.ru/review/302.html

Устройство и ремонт стартера ВАЗ 2107 — диагностика неисправностей

Запуск двигателя – задача ответственная. Когда мотор уже стартовал, его движение поддерживает маховик, выступающий аккумулятором момента вращения. Кроме того, сам коленвал имеет противовесы. И маховик, и конструктивные элементы коленвала создают инерцию, благодаря которой двигатель не замирает в «мертвой точке». Но для того, чтобы вся эта радость пришла в движение, нужен импульс извне. И вот его-то и создает стартер.

По принципу конструкции или работы стартер ВАЗ 2107 практически ничем не отличается от аналогичных устройств на другие автомобили. Разница лишь в том, что для ВАЗ, как и для многих бензиновых двигателей, можно использовать маломощный стартер, в то время как дизельный двигатель требует намного больше энергии для запуска.

Устройство и принцип работы стартера ВАЗ 2107

Стартер для «семерки» ничем принципиально не отличается от аналогичных устройств семейства «классики» да и иномарок в целом. По сути, это электромотор постоянного тока, который запитывается от автомобильного аккумулятора.

Устройство стартера

Основные конструктивные элементы:

  1. Электромотор (якорь, статор, щеточный узел), соединенный общей осью с бендиксом;
  2. Втягивающее реле, состоящее из втягивающей обмотки с сердечником, удерживающей обмотки;
  3. Вилка, соединяющая вал стартера и втягивающее реле;
  4. Обгонная муфта, возвратная пружина и другие элементы.

Принцип работы стартера:

  1. При старте ток от аккумулятора поступает на втягивающее реле и удерживающее реле одновременно, образуя магнитное поле на их обмотках;
  2. Под действием магнитного поля якорь втягивающего реле сдвигается назад по горизонтальной оси и через вилку выдвигает вперед бендикс;
  3. Как только бендикс занимает крайнее положение и входит в зацепление с зубчатым венцом маховика, замыкается контакт на мотор стартера, а втягивающее реле отключается. Остается подключенным только удерживающее реле;
  4. Мотор стартера работает, вращает бендикс, а он, в свою очередь, раскручивает маховик до тех пор, пока двигатель не запустится;
  5. После того, как двигатель стартовал и начал вращаться быстрей, чем мотор стартера, срабатывает обгонная муфта, якорь втягивающего реле возвращается в исходное положение и бендикс расцепляется с маховиком.
  6. После запуска двигателя подачу тока на стартер отключают.

Короткий видео-урок

Виды стартеров

Существует две основных разновидности стартеров, которые отличаются по конструкции и эффективности:

  1. Безредукторный, он же простой или классический. Это первая конструкция, у которой якорь мотора и бендикс размещены на одном валу;
  2. Редукторный. Он отличается от классического тем, что на валу якоря установлен редуктор с планетарной передачей, который приводит в движение бендикс.

У классического агрегата есть определенные недостатки, которые в свое время и вынудили инженеров пересмотреть его конструкцию. Самый главный из них – низкая предельная мощность. По мере того, как рос объем автомобильных двигателей, росла и потребность в большей мощности для их запуска. Чтобы ее получить, пришлось бы увеличивать размер стартера, а следовательно, его вес и стоимость.

Читайте также:  Фаркоп на шевроле лачетти седан

Редукторная конструкция позволяет «выжать» из агрегата больше мощности, сохранив его компактные размеры и небольшой вес. Для его эффективной работы нужно меньше энергии, а значит, даже «слегка подбитый» аккумулятор не станет серьезной проблемой.

Схема подключения стартера

Электрическая схема подключения стартера состоит из самого стартера, аккумулятора и блока зажигания. В автомобилях с инжекторным двигателем, который управляется контроллером, есть дополнительный узел – вспомогательное реле. А вот на старых ВАЗах, в которых установлен карбюратор, его нет.

Простая электрическая схема стартерной группы выглядит так:

  1. От плюсовой клеммы АКБ силовой кабель подключается к контактному болту крышки тягового реле;
  2. Второй кабель от аккумулятора подходит на 50-й контакт замка зажигания, а от него – на вывод «50», соединенный с обмотками тягового и удерживающего реле;
  3. Вывод на «массу» осуществляется через корпус стартера, который прилегает к корпусу двигателя. Отдельного провода на «массу» у стартера нет.

Типовая схема подключения стартера «классики»

Если в цепи присутствует вспомогательное реле, оно подключается после замка зажигания. В случае, если контроллер позволяет запустить двигатель, контакты вспомогательного реле замыкаются и ток поступает на стартер через 50-й контакт.

Как снять и заменить стартер

С заменой стартера на ВАЗ 2107 есть одна проблема: поскольку он находится в нижней части двигателя, добираться до него сверху довольно сложно. Лучше, если замену проводить на яме.

В остальном порядок того, как снять стартер, выглядит так:

  1. Отключить клеммы аккумулятора;
  2. Если установлен задний брызговик, снять его;
  3. Можно убрать аккумулятор, чтобы освободить больше места;
  4. Открутить зажим проводов, идущих на стартер;
  5. Снять два провода с контактов тягового реле;
  6. Затем открутить болты крепления стартера, два верхних и один нижний (вот с ним без ямы могут быть проблемы) и вынуть старый стартер.

Установка нового стартера делается в обратном порядке:

  1. Прикрутить агрегат болтами на штатное место. Сначала вкручивается самый длинный болт, потом два остальных;
  2. Закрепить провода на корпусе;
  3. Поставить на место зажим жгута проводов;
  4. Вернуть на место аккумулятор вместе с опорой;
  5. Подключить клеммы аккумулятора, проверить, как работает новый стартер;
  6. Поставить на место брызговик.

Помните о безопасности: если поднимать автомобиль домкратом, обязательно использовать упоры для колес и страховочные проставки!

Диагностика и ремонт стартера ВАЗ 2107 своими руками

Устройство стартера довольно сложное, он состоит из большого количества отдельных деталей. С одной стороны, чем больше деталей – тем ниже надежность устройства, но есть и плюс: некоторые элементы можно отремонтировать или заменить. И сделать ремонт своими руками не так сложно, тем более что уже давно продаются отдельные части и готовые ремкомплекты.

Однако прежде чем ремонтировать, нужно сначала определить, что именно не так с системой запуска двигателя. Возможно, достаточно зарядить аккумулятор, и проблема исчезнет, а может, придется идти за новым стартером. Чтобы понять, в чём может быть проблема, нужно определить основные «симптомы».

Проверка стартера ВАЗ 2107

Чтобы выяснить, действительно ли проблема со стартером, его можно демонтировать и проверить. Но перед тем, как проверить стартер, лучше выяснить, получится ли обойтись «малой кровью»:

  1. Осмотреть клеммы аккумулятора и если нужно, очистить их от окислов;
  2. Проверить, достаточно ли заряжен аккумулятор;
  3. Осмотреть провода, ведущие к стартеру, на предмет повреждений. Если есть возможность, «прозвонить» их мультиметром;
  4. Осмотреть клеммы на стартере, возможно, там плохой контакт.

Если вокруг стартера всё в порядке, порядок проверки следующий:

  1. Демонтировать и обтереть стартер;
  2. Проверить втягивающее реле: плюсовую клемму аккумулятора соединить с его контактом, а минусовую – с корпусом стартера. Бендикс выдвинулся до щелчка? Значит, причина не в нём;
  3. Снять заднюю крышку и осмотреть щеточный узел. Если на дорожках есть выработка или угольки стерты, его придется менять;
  4. Мультиметром проверить обмотку ротора (измерить сопротивление). Нормальный показатель сопротивления 10 кОм, меньше – замыкание, а если сопротивление зашкаливает, в обмотке обрыв;
  5. Мультиметром проверить контактные пластины (измерить сопротивление между ними и корпусом). В норме должно быть более 10 кОм;
  6. Проверить обгонную муфту: исправная вращается только в одном направлении, сломанная – в обоих.

Как правило, такой проверки достаточно для выяснения причин отказа стартера. Затем остается только заменить поврежденный узел и установить стартер обратно.

Стартер не запускается, не крутит

Если при повороте ключа зажигания стартер вообще не срабатывает, можно предположить три причины такого поведения:

  1. Нет контакта в электроцепи (на стартере, на АКБ или обрыв провода, перегорел предохранитель);
  2. Не работает замок зажигания;
  3. Вышло из строя вспомогательное реле;
  4. Вышло из строя втягивающее реле стартера.

Можно попробовать подключить управляющее реле напрямую к аккумулятору и замкнуть куском провода болты стартера и втягивающего, то есть, по сути, продублировать работу замка зажигания. Если стартер нормально запустился, проблема не в нём.

Стартер трескает при запуске

Если при запуске стартер начинает трещать, скрипеть и вообще издавать нехарактерные звуки, можно предположить несколько причин:

  1. Перекос стартера из-за открутившихся болтов;
  2. Износились втулки подшипников или шеек вала двигателя;
  3. Сошла смазка с вала двигателя и бендикс выходит с трудом;
  4. Износился редуктор;
  5. Износилась шестерня бендикса;
  6. Износился зубчатый венец маховика.

При подозрительных звуках не нужно пытаться запустить двигатель любой ценой, поскольку некоторые неисправности легко устранить в начальной стадии, но очень сложно отремонтировать запущенную поломку.

Щелкает, но не крутит

Если срабатывает втягивающее реле, но не запускается мотор стартера, причины могут быть следующие:

  1. Недостаточно тока от аккумулятора. Он либо разряжен, либо есть проблема в проводке;
  2. Замыкание на «массу» щеткодержателя «плюсовой» щетки;
  3. Износ щеток электродвигателя;
  4. Неисправность в обмотках якоря или статора;
  5. Подгорел коллектор.

В зависимости от причины, придется либо искать неисправности в электроцепи, либо зачищать коллектор, либо менять щеточный узел.

Замена щеток стартера

Износ электрических угольков или щеток – одна из самых частых причин отказа стартера. Чтобы их заменить, нужно сделать следующее:

  1. Снять заднюю крышку или защитный чехол. В зависимости от конструкции, щеточный узел может закрываться крышкой на двух болтах или чехлом (скобой) на одном стягивающем болте;
  2. Под крышкой открывается доступ к четырем щеткам, каждая из которых крепится отдельным болтиком и вынимается через отдельное окошко;
  3. Чтобы вынуть щетку, нужно открутить болт и отогнуть фиксатор;
  4. Установить новую щетку, поставить на место фиксатор и прикрутить болт.
  5. После того, как новые щетки установлены, вернуть назад крышку или защитную скобу. Проверить стартер на работоспособность.

Независимо от того, в каком они состоянии, щетки меняются все 4 вместе, даже если изношена только одна, а остальные еще нормальные.

Ремонт втягивающего реле

Отремонтировать втягивающее реле в домашних условиях практически невозможно, обычно его просто меняют. Исключение составляют те случаи, когда проблема не в самом реле, а в окислившихся контактах. Тогда их зачищают и собирают стартер. Если же повреждены обмотки, замена делается довольно просто:

  1. Открутить винты, которые крепят втягивающее реле к корпусу стартера, снять его;
  2. Открутить болты, скрепляющие корпус и крышку реле, вынуть их;
  3. Открутить гайки, крепящие контакты к крышке реле, осторожно сдвинуть ее в сторону, чтобы не повредить провод. Снять контакты;
  4. Вынуть сердечник и заменить его новым;
  5. В случае, если на корпусе, где находится реле стартера, есть трещины и сколы, оно меняется целиком.

После установки нового реле и сборки агрегата, его необходимо проверить перед тем, как установить на место.

Замена втулок стартера

Поменять втулки самостоятельно – задача достаточно сложная. Это делают, если якорный вал заметно люфтит и задевает обмотки при работе. Для замены нужно купить ремкомплект, в который как раз входят новые металлокерамические втулки.

Делается замена в следующем порядке:

  1. Стартер придется полностью разобрать, чтобы добраться до якоря электродвигателя. Описание того, как разобрать стартер, можно найти в технической литературе, или пробовать самому, так как там все интуитивно понятно;
  2. На валу якоря находится первая, так называемая проходная втулка. Ее удаляют выколоткой подходящего размера, например, болтом;
  3. Непроходная или глухая втулка запрессована в крышку стартера. Ее убирают съемником, выпиливают или высверливают;
  4. Новые втулки положить на 10 минут в моторное масло. Металлокерамика — материал пористый, втулка впитает немного масла и проще сядет на своё место;
  5. Запрессовать втулки. В отличие от «штатных», которые делаются бронзовыми, втулки из ремкомплекта не терпят грубого обращения. Металлокерамика может раскрошиться от сильного удара, так что необходимо использовать оправку подходящего размера и не прикладывать к ним грубой силы;
  6. Собрать агрегат и проверить его работоспособность перед установкой.

Напоследок нужно отметить, что, несмотря на сложную конструкцию, стартер способен служить довольно долго. Его ресурс зависит не от километров пробега, а от количества запусков двигателя. И, конечно, от исправности смежных элементов.

Даже такая мелочь как слишком густое моторное масло может серьезно сократить жизнь этому агрегату. А неисправный стартер, в свою очередь, может «убить» даже самый лучший аккумулятор.

Поэтому следить за состоянием всех узлов системы зажигания, поддерживать ее в рабочем состоянии и стараться не перегружать – лучшая профилактика проблем.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Стартер в ВАЗ 2101, особенности конструкции и принцип работы

Источник: https://VazNeTaz.ru/starter-vaz-2107

Ссылка на основную публикацию