Тормозная система автомобиля газ-66 и нюансы ее эксплуатации

  • В один прекрасный день под грузовиком на переднем колесе стали появляться потеки тормозной жидкости.
  • Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации
  • Были куплены:
  • DOT-4
  • Манжета уплотнительная поршня ( 51-3501051) поз. 15 на рис.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Думали что ремонт обойдется банальной заменой уплотнительной манжеты поршня. И начали со снятия колеса. По случаю купили ключ балонный роторный для грузовых автомобилей и решили его испытать.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Данная штуковина оказалась очень удобная, все гайки были откручены «от руки» и не пришлось прыгать на монтажке. К слову заметем, что  ключ балонный роторный произведен в Китае, на сколько его хватит — проверим.

Под колеса поставили противооткаты и китайским домкратом подняли правое переднее колесо. Пока домкрат выполняет свои функции и не подтекает. Но чурку под мост мы всё же подставили, так как жизнь дороже китайского домкрата.

  1. Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации
  2. Сняли колесо и принялись за тормозной барабан.
  3. Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации
  4. Пришлось помогать молотком и кувалдой, так как барабан не хотел сниматься без «грубой» силы.
  5. Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации
  6. После обстукивания, тормозной барабан снялся и взору открылись внутренности тормозного барабана.
  7. Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

На землю упала лопнувшая пружина. И стало понятно, что всё только начинается.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Колодки оказались на грани полного износа. Внутри барабана всё было в грязи. Почистили и приступили к снятию колодок. Решили их заменить, а также поменять барабан, так как на этом были видны следы износы не вооруженным глазом.

  • Приволокли барабан и колодки с цилиндрами от донора.

Сначала хотели перекинуть просто колодки, но в процессе снятия болты, поз. 1 на рис. выше, отказались выходить из-за ржавчины, а выбивать их молотком оказалось нецелесообразно, так как они деформировались очень сильно. Поэтому сняли колодки прям с тормозными цилиндрами.

Но и дальше пошло не всё гладко. Запчасти от донора успели испытать на себе природную силу ржавчины. И у одного барабана при откручивании обломился золотник поз. 18 на рис. выше. Поэтому было решено один цилиндр взять от донора, а второй оставить родной.

Но оба цилиндра разобрали, почистили, продули. Заменили манжеты уплотнительные поршня на новые.

Хотя старые манжеты были целые, видимо тормозную жидкости выдавливало из-за того, что колодки были изношены, и цилиндр постоянно был в крайнем положении.

Поставили колодки от донора. От него же взяли вторую пружину, которая лопнула. Свели колодки, установили тормозной барабан от донора. Развели колодки. Kолодки разводятся после сборки колеса эксцентриками. Прокрутили колесо, и отверткой с внутренней стороны ступицы развели левую и правую колодки отдельно.

Открутили золотники, поз. 18 на рис. выше, и одели на них трубочки ,опустили трубки в бутылку. Залили тормозную жидкость DOT-4 в главный тормозной цилиндр и стали ждать пока из трубок потечет жидкость, чтобы не прокачивать тормоза.

Долго она не текла, чтобы ускорить процесс, нажали несколько раз на педаль тормоза. И буквально через 30-50 сек. из трубок побежала жидкость. Сначала из нижнего цилиндра, подождали пока выбежит 30-50 миллилитров, чтобы пузырьки воздуха удалились — закрутили золотник.

Потом подождали когда из верхнего цилиндра выбежит 30-50 миллилитров и тоже закрутили золотник.

Долили тормозную жидкость до уровня. Завели ГАЗ 66 и после 2-го качка педалью тормоза — появились тормоза. Проверили на ходу торможение, всё крутится когда надо и тормозит когда надо. После проведенного ремонта — колесо остается сухое.

Источник: https://avtorep.ru/tormoza-na-gaz-66/

Техническая характеристика ГАЗ 66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Известный своей проходимостью автомобиль ГАЗ 66 великолепно проявил себя еще несколько десятилетий назад. Можно отметить довольно широкий спектр отраслей его применения, к примеру, военная сфера, сельское хозяйство, лесная промышленность. Особенную эффективность эта техника проявила на труднодоступных участках горной местности, в лесных заболоченных зонах. На протяжении достаточно большого периода времени из отечественного автомобильного парка только эти машины могли полноценно обеспечивать возможность преодоления труднопроходимых участков местности со сложным рельефом. Нужно отметить, что конструктору грузовика А.Д. Просвирину его разработка полностью удалась. Начало серийного производства машины пришлось на 1964 год, и вплоть до 1995 года автомобиль находился в массовом производстве, не считая некоторых усовершенствованных моделей, выпускаемых вплоть до 1999 г.

Характеристики ГАЗ 66

Кузов машины

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

  • Длина – 5805 миллиметров.
  • Ширина – 2322 миллиметров.
  • Крайняя точка по высоте – 2520 миллиметров.
  • Колесная база – 3300 миллиметров.
  • Колея передних колес по ширине составляет 1800 миллиметров, эта же характеристика задних колес – 1750 миллиметров. Это свидетельствует о том, что даже на обычных просеках машина всегда будет оставаться в пределах дороги, не говоря о накатанных грунтовках.
  • Масса грузовика составляет 3640 кг, а в полном техническом снаряжении 5970 кг.
  • Допустимая нагрузка на переднюю ось – 2715 кг, заднюю – 3055 кг.
  • Грузоподъемность ГАЗ 66 позволяет транспортировать 2 тонны груза, причем, это касается любых рельефов местности.

Кабина машины ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Кабина машины выполнена в так называемом, бескапотном варианте и располагается над двигателем. Благодаря этому ее положению, да к тому же еще и высоте, значительно улучшается обозрение для водителя. Но в то же время необходимость постоянного преодоления этой высоты нельзя назвать приятной процедурой. К тому же, со стороны автовладельцев имеют место критические высказывания по поводу маленьких размеров кабины, которые в некоторых ситуациях становятся причиной травмирования водителя и пассажиров о внутренние ее части.

Расположение кабины над колесами отмечается в несколько отрицательном ключе во время эксплуатации автомобиля в зонах военных конфликтов, когда случаются подрывы техники на минах.

Еще один минус такой конструкции заключается в неудобном доступе к моторному отсеку.

Но, тем не менее, благодаря компактному исполнению и распределению массы на оси вышеуказанные недостатки в общем представлении немного сглаживаются.

Двигатель ГАЗ 66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Чаще всего автомобиль оборудовался бензиновым восьмицилиндровым карбюраторным двигателем, объем которого составлял 4250 см3. Используемые бензиновые марки – АИ-76 и АИ-80. Мощность ГАЗ 66 при условии работы с 3500 об/мин составляет 115 л.с. – этого вполне достаточно для эксплуатации даже в максимально сложных условиях. Установка дизеля на ГАЗ 66 осуществлялась чрезвычайно редко (это касается двигателей Д-245 и Д-243). Что касается скоростных показателей: максимальное значение, которого обычно удается достичь – 90 км/час. Однако в некоторых случаях владельцы самостоятельно снижают ограничитель, что позволяет им осуществлять разгон до 110-120 км/час. Конечно же, это не может не отразиться на ускоренном износе двигателя и как следствие, значительном сокращении его ресурса.

Коробка скоростей ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Изначально разработка ГАЗ 66 предназначалась для эксплуатации в сложных условиях и на местности со сложным рельефом. Машина оборудована 4-х ступенчатой коробкой передач. При этом 3-я и 4-я передачи имеют синхронизаторы. Если предполагается преодоление особенно серьезных склонов или предстоит частая эксплуатация прицепа, многие автовладельцы прибегают использованию понижающего делителя. Чтобы сэкономить какой-то объем топлива на ровных участках дорог водитель может прибегнуть к отключению переднего моста.

Топливные баки ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Штатное исполнение предполагает установку двух баков объемом 105 л каждый. Это позволяет добиться запаса хода, в общем, более чем на 800 км, рассчитывая на указанный в наставлении по эксплуатации расход около 24 л на 100 км и, учитывая скорость движения. На самом же деле, и это подтвердит любой автомобилист, потребление топлива превышает заявленные в технической документации цифры, в зависимости от условий эксплуатации – это довольно существенный перерасход.

Шины ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Размер устанавливаемых на ГАЗ 66 шин составляет 12,00 – 18. Это специальная резина, благодаря которой автомобиль становится максимально эффективным для эксплуатации в горной местности и на бездорожье. Удачно спроектированные шины повышают проходимость грузовика в условиях грязи, снежных заносов и на прочих неблагополучных поверхностях. Но для разворота машине при этом требуется 19-метровый радиус, и это минимальное значение. К примеру, по словам некоторых водителей не всегда за один раз получается разворот, скажем в лесу на поляне, но это не столь важно.

Характеристики управляемости ГАЗ-66

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Добиться высокой проходимости в автомобиле удалось благодаря двухосному приводу и применению на двух мостах дифференциалов, имеющих способность к самоблокированию. Автовладельцами по достоинству оценен значительный просвет над дорогой, составляющий 315 миллиметров. Это хорошая характеристика для преодоления трудных препятствий, взять, к примеру, мелкие водоемы, глубиной значительно превышающие клиренс. Очень большую пользу для автолюбителей представляет система регулирования давления шин: на машине устанавливается компрессор, через привод соединенный с мотором. Не менее высокую оценку заработало присутствие в моторе предпускового подогревателя.

Так как ГАЗ 66 оборудован раздельной тормозной гидравликой, имеющей вакуумный усилитель, — движения накатом при условии неработающего двигателя не выйдет, по поводу чего многие водители высказывают большое сожаление. Но установленная гидравлика руля позволяет успешно справиться с управлением на тяжелых дорожных участках, отличающихся крутыми поворотами.

Существенным преимуществом в этом авто считается сбалансированный центр тяжести с практически выровненными осевыми нагрузками. Благодаря этому грузовик приобрел способность к приземлению одновременно на все колеса при встрече на пути участков дороги с небольшими трамплинами, что имеет немаловажное значение для эксплуатации машины в военных целях.

Читайте также:  Стартер в ваз 2101, особенности конструкции и принцип работы

Ниже вы можете просмотреть видео краш-теста ГАЗ-66.

Источник: https://100-avto.ru/texnicheskaya-xarakteristika-gaz-66/

Рабочая тормозная система автомобиля ГАЗ-66

Эти система имеет четыре тормозных механизма и гидравлический привод с вакуумным усилителем.

Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления движению. На автомобиле ГАЗ-66 используются барабанные колодочные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок; расположены они в колесах.

Тормозной механизм переднего колеса состоит из тормозного барабана, опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками, двух опорных пальцев с эксцентриковыми шайбами и гайками, двух оттяжных пружин. Двух эксцентриков и двух гидравлических колесных цилиндров, выполняющих роль разжимного устройства.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Тормозной барабан имеет чугунный литой обод и штампованный диск, которые соединяются в неразборную конструкцию при отливке обода. Тормозной барабан крепится к ступице тремя винтами, расположенными по окружности неравномерно. Эти винты можно использовать как съемники при снятии барабана со ступицы.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Рис. 1. Рабочие тормозные механизмы автомобиля ГАЗ-66

Опорный диск крепится к цапфе колеса. На диске закреплены два пальца, на которые насажены неподвижно эксцентриковые шайбы, а на них установлены концы колодок.

Колодки штампованные, сварные; фрикционные накладки крепятся к ним латунными заклепками. Своими ребрами колодки опираются на регулировочные эксцентрики, неподвижно установленные на опорном диске.

От произвольного проворачивания эксцентрики удерживаются сильными пружинами.

Внутри каждого колесного цилиндра находится поршень с уплотнительной резиновой манжетой и пружиной. Снаружи цилиндр уплотняется резиновым колпаком.

Пружина прижимает кромку манжеты к зеркалу цилиндра, обеспечивая хорошее уплотнение и одновременно прижимает поршень к концу колодки.

В цилиндре имеются два отверстия — одно для подвода жидкости из привода, во второе ввернут перепускной клапан для выхода воздуха при прокачке тормозов. На клапан надет резиновый колпачок.

Тормозные механизмы задних колес отличаются от тормозных механизмов передних колес расположением колодок. Здесь обе колодки крепятся в нижней части опорного диска на опорных пальцах, расположенных рядом. Разжатие колодок производится одним колесным цилиндром, имеющим два поршня с манжетами; оттягиваются колодки от барабана одной пружиной.

При торможении в передних и задних тормозных механизмах колодки прижимаются к барабану, и между ними возникает сила трения. В передних тормозных механизмах при движении вперед обе колодки при торможении прижимаются к барабану, а при движении назад — отжимаются.

Поэтому эффективность передних тормозов значительно выше при движении автомобиля вперед, чем при движении назад. У задних тормозных механизмов при торможении на переднем и заднем ходу одна колодка силой трения прижимается к барабану, другая отжимается.

Эффективность такого торможения одинакова в обоих случаях.

Регулировка тормозных механизмов. Тормозные механизмы имеют две регулировки — частичную и полную.

  • Частичная регулировка производится для восстановления нормального зазора между колодками и барабаном.
  • При выполнении этой регулировки необходимо:
    — поднять колесо домкратом;
    — вращая колесо вперед, слегка навертывать эксцентрик передней колодки, пока колодка не затормозит колесо;
    — постепенно отпускать эксцентрик, поворачивая колесо от руки до тех пор, пока колесо не станет вращаться свободно;
    — при регулировке передней колодки заднего тормозя колесо надо вращать вперед, а при регулировке задней колодки заднего тормоза назад;
    — проделать регулировку остальных тормозных механизмов;
  • — проверить, не нагреваются ли тормозные барабаны на ходу автомобиля.
  • При правильно отрегулированных зазорах между колодками и барабанами тормозная педаль при полном торможении должна опускаться не более чем наполовину хода.

Полная регулировка выполняется после смены колодок или накладок. Ее цель — правильная установка колодок относительно барабана. Опорные пальцы устанавливаются в начальное положение (метками внутрь). При нажатии на педаль с силой 12—16 кгс опорные пальцы поворачиваются так, чтобы нижняя часть накладки касалась тормозного барабана.

Момент, когда это происходит, определяется по увеличению сопротивления повороту опорного пальца. В этом положении следует зафиксировать пальцы гайками и повернуть регулировочные эксцентрики так, чтобы колодки касались барабана.

Прекратив нажатие на педаль, нужно повернуть эксцентрики в обратном направлении до свободного вращения колеса.

Тормозной привод состоит из педали с пружиной, тяги, промежуточного рычага, главного тормозного цилиндра, гидровакуумного усилителя, шести колесных цилиндров, трубопроводов и шлангов. Тормозной привод (вместе с приводом сцепления) заполняется тормозной жидкостью марки ГТЖ-22 в количестве 0,75 л.

Педаль тормоза, тяга, пружина, промежуточный рычаг имеют такое же устройство и крепление, как и аналогичные детали привода сцепления.

Главный тормозной цилиндр выполнен в одной отливке с главным цилиндром привода сцепления и имеет одинаковое с ним устройство. Отличие заключается в том, что в главном тормозном цилиндре имеется выпускной и впускной клапаны (рис. 132).

Гидровакуумный усилитель служит для уменьшения усилия, прикладываемого водителем к педали при торможении. Он крепится к раме за кабиной с правой стороны. Действие усилителя основано на использовании разрежения, образующегося при работе двигателя во впускной трубе. За счет энергии этого разрежения усилитель создает дополнительное давление в привод.

Основные части усилителя: вакуумная камера, гидравлический цилиндр, клапан управления, запорный клапан, воздушный фильтр, трубопроводы и шланги.

Вакуумная камера выполнена из двух штампованных тарельчатых половин, соединенных между собой двумя хомутами. Между половинками камеры зажата резиновая диафрагма, в центре которой закреплен толкатель.

В камере установлена коническая пружина, отжимающая диафрагму назад.

Передняя полость IV камеры соединена через запорный клапан с впускной трубой двигателя, задняя полость III шлангом соединена с полостью клапана управления.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Рис. 2. Главный тормозной цилиндр:
1 — пробка заливного отверстия; 2 —- штуцер; 3 — корпус цилиндра; 4, 10 — манжеты; 5 — толкатель; 6 — промежуточный рычаг; 7 — эксцентриковый болт; 8 — поршень: 9 — шайба; 11 — пружина поршня; 12 — пружина выпускного клапана; 13 — впускной клапан; 14 — выпускной клапан; 15 — педаль; А, Б — перепускное и компенсационное отверстия

Гидроцилиндр крепится к камере. Внутри его установлен поршень с резиновой манжетой. В поршне находится шариковый клапан с пружиной. В прорези поршня размещается пластинчатый толкатель, имеющий возможность перемещаться на небольшую величину в осевом направлении относительно поршня.

Толкатель проходит в цилиндр через уплотнительный корпус и гайку. Уплотнение штока достигается двумя манжетами. Между цилиндром и уплотнительным корпусом размещается упорная шайба. К гидроцилиндру присоединяются трубопроводы от главного тормозного цилиндра и от колесных цилиндров.

Для прокачки привода в цилиндр ввернуты два клапана.

Сверху к гидроцилиндру крепится корпус клапана управления. Между, цилиндром и корпусом зажата резиновая диафрагма, которая пружиной постоянно отжимается в крайнее нижнее положение.

На диафрагме закреплен поршень клапана управления, имеющий две резиновые манжеты; поршень входит в отверстие гидроцилиндра. Внутри корпуса клапана управления находится вакуумный и воздушный клапаны. Оба клапана закреплены на одном штоке и поджимаются пружиной.

К полости клапана управления подсоединяется трубопровод от фильтра, полость под диафрагмой клапана управления соединена с полостью IV вакуумной камеры.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Рис. 3.

Гидровакуумный усилитель тормозов автомобиля ГАЗ-66:
а — устройство гидровакуумного усилителя; б — схема работы гидровакуумного усилителя при торможении: 1 — вакуумная камера; 2 — диафрагма; 3 — тарелка диафрагмы, 4 — толкатель’, 5 — пружина вакуумной камеры; 6 — вакуумный клапан; 7 — пружина клапана управления; S — воздушный клапан; 9 — крышка клапана управления; 10 — корпус клапана управления; 11—пружина клапана управления; 12 — поршень клапана управления; 13 — клапан для прокачки; 14 — манжета поршня; 15 — клапан поршня, 16 — поршень гидроцилиндра; 17 — пластинчатый толкатель; 18 — упорная шайба, 19 — корпус гидроцилиндра; I, II — полости клапана управления; III, IV — полости вакуумной камеры

Запорный клапан отключает вакуумную камеру от впускной трубы двигателя при его остановке, тем самым в камере остается разрежение, что позволяет осуществить 2—3 торможения с усилением.

Воздушный фильтр очищает воздух, поступающий в камеру из атмосферы при торможении. Фильтр и запорный клапан установлены на панели пола кабины.

Работа привода. При отпущенной педали поршень главного тормозного цилиндра находится в крайнем заднем положении; впускной и выпускной клапаны этого цилиндра закрыты. В усилителе диафрагма вакуумной камеры и поршень гидроцилиндра также находятся в заднем положении; шариковый клапан открыт.

Поршень клапана управления находится в нижнем положении, при этом воздушный клапан закрыт, вакуумный клапан 6 открыт. Разрежение от впускной трубы двигателя передается в переднюю, полость камеры и через открытый вакуумный клапан по шлангу передается в заднюю полость камеры.

По обе стороны диафрагмы устанавливается одинаковое разрежение, усилитель не создает давления в приводе, автомобиль расторможен.

При нажатии на педаль поршень главного цилиндра перемещается вперед, перед ним создается давление, открывается выпускной клапан, и жидкость поступает в цилиндр усилителя.

Если усилие на педали менее 13 кгс, в системе создается небольшое давление, при котором поршень гидроцилиндра и поршень клапана управления остаются неподвижными.

Читайте также:  Как настроить карбюратор к 129, 156 на волге?

Через открытый клапан давление передается к колесным цилиндрам, поршни которых воздействуют на колодки, прижимая их к барабану с небольшой силой. Автомобиль тормозится с небольшим замедлением и только за счет усилия водителя.

Если усилие на педали превышает 13 кгс, в системе создается давление, при котором поршень гидроцилиндра трогается с места, его клапан закрывается. Одновременно приподнимается поршень клапана управления, вакуумный клапан закрывается, воздушный — открывается.

Воздух из атмосферы через фильтр поступает в полость клапана управления и далее по шлангу в полость III камеры. В полости IV остается разрежение. Под действием разности давлений диафрагма прогибается вперед, ее усилие через шток передается на поршень гидроцилиндра.

За поршнем и в колесных цилиндрах устанавливается давление, созданное ногой водителя и диафрагмой камеры. Автомобиль совершает торможение с необходимой эффективностью.

Гидровакуумный усилитель обладает следящим действием. По мере увеличения давления воздуха в полости под диафрагмой клапана управления его диафрагма и поршень перемещаются вниз до тех пор, пока воздушный клапан не сядет на свое седло.

В этот момент силы, действующие на диафрагму клапана управления, снизу и сверху выравниваются. Снизу на диафрагму действует усилие от поршня, зависящее от усилия на педали тормоза.

Сверху диафрагмой воспринимается возросшее давление воздуха в полости под диафрагмой клапана управления, равное давлению воздуха в полости III камеры.

Таким образом, определенной силе на педали тормоза соответствует определенное давление воздуха в вакуумной камере, а значит, и такое же давление жидкости в колесных цилиндрах, создаваемое как силой водителя, так и силой, передаваемой от вакуумной камеры.

При отпускании педали поршень главного тормозного цилиндра и детали усилителя возвращаются в исходное положение. Жидкость возвращается в главный тормозной цилиндр через открывающийся впускной клапан.

Одновременно жидкость из резервуара через компенсационное отверстие Б, отверстия в головке поршня, отодвигая шайбу, отгибая края резиновой манжеты, заполняет пространство перед поршнем, повышая готовность главного тормозного цилиндра к повторному торможению.

В гидроцилиндре усилителя поршень клапана управления опускается вниз, вакуумный клапан открывается, а воздушный — закрывается. Разрежение от двигателя снова поступает в полость III камеры.

Шарик клапана поршня утыкается в пластинчатый толкатель, в результате чего клапан открывается. Во всей системе давление падает, колодки тормозных механизмов оттягиваются пружинами от барабанов.

При падении давления до 1,0—1,4 кгс/см2 впускной клапан главного цилиндра закрывается, в системе остается избыточное давление, предотвращающее попадание в нее воздуха.

Регулировка привода заключается в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра. Этот зазор необходим для обеспечения возвращения поршня главного цилиндра в исходное положение во избежание возможного перекрытия манжеты перепускного отверстия А.

При отпущенной педали указанный зазор должен быть 1,5—2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали 8 — 13 мм. Если свободный ход педали не соответствует норме, нужно ослабить гайку эксцентрикового болта и, вращая болт, добиться правильного зазора.

Если с помощью эксцентрикового болта не удается правильно отрегулировать зазор между толкателем и поршнем, то предварительно грубую регулировку следует производить изменением длины тяги педали путем навертывания или вывертывания ее вилки.

Тормозная система автомобиля ГАЗ-66 и нюансы ее эксплуатации

Рис. 4. Регулировка свободного хода педали тормоза автомобиля ГАЗ-5ЭА:
1 — педаль; 2 — палец; 3 — тяга; 4 — контргайка; 5 — толкатель; 6 — защитный чехол

Рабочая тормозная система автомобиля ГАЗ-53А имеет такое же устройство, как у автомобиля ГАЗ-66.

Основные отличия сводятся к следующему: передние тормозные механизмы, как и задние, с совмещенным расположением колодок; главный тормозной цилиндр представляет собой самостоятельный узел, поршень цилиндра приводится в действие через толкатель и тягу, соединенную с нижним концом педали, Свободный ход педали должен быть 8—14 мм, что соответствует зазору между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра 1,5—2,5 мм. Для регулировки свободного хода нужно вынуть палец, отвернуть контргайку, ввернуть тягу в толкатель так, чтобы при упоре поршня в толкатель ось отверстия тяги была смещена назад и не доходила до оси педали на 1,5—2,5 мм.

Рекламные предложения:

Читать далее: Рабочая тормозная система автомобиля ЗИЛ-131

Категория: — Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум

Источник: http://stroy-technics.ru/article/rabochaya-tormoznaya-sistema-avtomobilya-gaz-66

ГАЗ-66: самый массовый армейский внедорожник

27.11.2019

ГАЗ-66 КУНГ на стоянке армейской техники

Полноприводный грузовой автомобиль ГАЗ-66 выпускался Горьковским автозаводом на протяжении 35 лет.

Столь долгому сроку производства он обязан своими удачными конструктивными особенностями и техническими характеристиками, делающими машину способной без проблем передвигаться по бездорожью.

В то же время ГАЗ-66 сохранил достаточную эффективность как универсальный автомобиль, использующий обычные дороги для транспортировки различных грузов и людей.

С момента своего создания машина отлично зарекомендовала себя в самых тяжелых условиях эксплуатации, за что заслуженно носит титул «легендарной». В обиходе прославленный внедорожник получил имя «Шишига», в котором это слово, обозначающее «болотного духа», получило созвучие с номером модели, причём без какого-либо негативного контекста.

История создания автомобиля

Разработка модели, впоследствии ставшей грузовиком ГАЗ-66, началась в 1957 году с целью замены первого полноприводного советского грузовика ГАЗ-63. Конструкцию предшественника «шишиги» начали разрабатывать ещё до Великой Отечественной войны и стали серийно выпускать с 1948 года, во многом унифицировав производство с массовой моделью ГАЗ-51.

Но скорому выпуску «наследника» ГАЗ-63 воспрепятствовало отсутствие на тот момент серийно производимого двигателя требуемой мощности.

Кроме того, в те же годы Горьковский автозавод разработал и начал выпускать грузовик лёгкого класса (грузоподъёмностью 1,1 тонны) ГАЗ-62.

Его конструкция, сделанная бескапотной, привлекла внимание военных уменьшением общих габаритов и равномерной нагрузкой на переднюю и заднюю оси.

Это отразилось на воплощении бескапотной схемы и для разрабатываемого 2-тонного грузовика ГАЗ-66.

Хотя первые экспериментальные образцы этой модели, созданные в 1958 году, были с капотом, уже с начала 1960-х годов кабина лишилась этого элемента.

Более того, высшее армейское руководство в лице главкома Сухопутных войск маршала Чуйкова настояло на свёртывании производства ГАЗ-62 в пользу более грузоподъёмного ГАЗ-66.

Такое решение благотворно сказалось на дальнейшей истории новинки, заметно увеличив массовость выпуска этих машин. Они начали предсерийно производиться с 1962 года, а с июля 1964 году их производство было поставлено на конвейер. За всё время завод произвёл 966 тысяч автомобилей ГАЗ-66, вплоть до окончания их выпуска в 1999 году.

ГАЗ-66 на десантных платформах

Цели и задания по применению

Главным заказчиком полноприводных автомашин в Советском Союзе являлось оборонное ведомство.

Поэтому ТТХ (тактико-технические характеристики) ГАЗ-66 изначально определялись требованиями, которые задавали машине военные как основному армейскому грузовику, предназначенному не только для транспортировки военнослужащих (здесь особое внимание уделялось воздушно-десантным подразделениям), но и в целях максимальной «моторизации» различных радиотехнических и обеспечивающих подразделений, численность и роль которых в современной армии неуклонно возрастала.

Это отразилось в большом числе специализированных модификаций модели ГАЗ-66 для отдельных военно-транспортных задач, в числе которых наиболее распространёнными были:

  • командно-штабная машина-вездеход Р-142;
  • маслозаправщик МЗ-66 (а также иные заправочные спецмашины для авиатехники);
  • медицинский автомобиль для транспортировки больных и раненых АС-66;
  • передвижной санитарно-медицинский пункт («мобильная перевязочная») АП-2;
  • дезинфекционная установка с душевой кабиной ДДА-2.

На шасси ГАЗ-66 была смонтирована в несколько укороченном варианте реактивная система залпового БМ-21В. Кроме того, машина применялась для транспортировки буксируемых артиллерийских систем (орудий и миномётов), но по мере совершенствования этого вооружения его масса возрастала, так что подобная сфера применения ГАЗ-66 продлилась относительно недолгое время.

Как в военной, так и в общегражданской сфере получили широкое применение модификации ГЗСА-731. Они представляли собой специализированные грузовые фургоны: «Хлеб», «Медикаменты», «Почта».

В целом автомашина, приспособленная для езды по бездорожью, в условиях СССР не испытывала проблем с востребованностью в самых разных отраслях экономики страны: в сельском хозяйстве, строительстве, геодезии и геологоразведке. Созданные на базе ГАЗ-66 самосвал и седельный тягач нашли себе применение в труднодоступных сельских районах.

Конструкция и устройство

В основе грузовика заложена рамная конструкция из высокопрочной стали, чья простота только усиливала надёжность машины. Возможность передвигаться по бездорожью обеспечивается. С 1968 года машина получила в оснащение систему регулировки давления в шинах.

В сочетании с приводом на все 4 колеса, большим клиренсом и достаточно мощным для своего времени мотором это удачно сбалансировало всю конструкцию, обеспечив грузовику возможность свободно проехать даже там, где прочие колёсные автомашины на это были уже неспособны.

Кузов и кабина

Бескапотная схема при укороченных общих размерах всего автомобиля позволила увеличить размер грузовой платформы и понизить её посадку, облегчив погрузку и разгрузку.

Кузовная платформа стандартного грузовика была металлической с деревянными бортами (решётчатыми боковыми и откидным задним).

Внутри кузова устанавливались складывающиеся скамейки для перевозки людей, а также имелась возможность установки тента.

Кабина ГАЗ-66 была цельнометаллической и рассчитывалась на два сидячих места. На случай дальних поездок имелась возможность установить подвесной гамак. В первых моделях для ВДВ применялась кабина от ГАЗ-62 с матерчатой свёртывающейся крышей и съёмными надставками дверей, но уже через несколько лет, с расширением возможностей военно-транспортной авиации, эта версия перестала быть актуальной.

Читайте также:  Коробка передач в лада приора: устройство и конструкция

Технические характеристики

Двигатель и трансмиссия

ГАЗ-66 одним из первых автомобилей в СССР получил V-образный силовой агрегат с 8 цилиндрами. Он производился на Заволжском моторном заводе (ЗМЗ) и по ряду параметров был унифицирован с двигателем ГАЗ-13 «Чайка». Мотор объёмом 4254 куб. см выдавал мощность в 120 лошадиных сил, достигая 3500 оборотов в минуту, что на то время считалось вполне достаточным для езды по бездорожью.

В начале 1990-х годов в качестве силового агрегата модификаций ГАЗ-66-40 и ГАЗ-66-41 применялся дизель (с турбонаддувом и воздушным охлаждением в первом варианте) при мощности соответственно 116 и 85 л. с., но таких автомобилей было выпущено немного.

Механическая трансмиссия отличалась, прежде всего, необычным местом своего расположения: справа и сзади от водительского кресла. По этой причине управление автомобилем для множества водителей казалось неудобным.

Тип подвески

Подвеска впереди и сзади относится к зависимому типу и имеет сходное строение. Она монтировалась на продольных полуэллиптических рессорах, концы которых располагались на резиновых опорах. Плавный ход машины достигался за счёт телескопических гидравлических амортизаторов.

Кроме того, ГАЗ-66, обладая хорошей сбалансированностью центра тяжести, имеет практически равную нагрузку на заднюю и переднюю оси. В то же время общая прочность подвески не обладала большим запасом, так что перегружать машину было крайне нежелательно.

Максимальная скорость

Грузовик мог разгоняться до 90 километров в час, но предельная скорость конструктивно сдерживалась ограничителем. При его снятии максимальная скорость возрастала до 110-120 километров в час, но рабочий ресурс мотора при этом существенно сокращался.

Расход топлива

Преодоление пути в 100 километров требовало от ГАЗ-66 расходования 20-25 литров бензина марок АИ-76 или АИ-80. Автомобиль обладал двумя баками ёмкостью 105 литров топлива каждый, их полная заправка обеспечивала запас хода на 800 километров. Дизельный вариант двигателя был заметно экономичней и расходовал максимум 17 литров топлива на 100 км пробега.

Габариты и вес

Параметры Значения
Длина 5655 мм
Ширина 2342 мм
Высота 2440 мм
Колёсная база 3300 мм
Дорожный просвет 315 мм
Снаряженная масса 3470 кг
Грузоподъёмность 2000 кг
Максимальная масса 5940 кг

Передний мост и ширина колеи

Передний мост Газ-66 включал в себя редуктор и шарниры равных угловых скоростей, применённые вместо полуосей.

Поддержание надёжности работы автомобиля на дорогах общего пользования требовало замены масла в мостах через 50-70 тысяч километров пробега по дорогам и ещё чаще при эксплуатации в условиях бездорожья.

Пересечение водных преград требовало обязательного последующего шприцевания при первой же возможности.

Показатели ширины колеи — 1800 мм для передней и 1750 мм для задней. Минимальный радиус разворота грузовика составляет 9,5 метров, , что делает его манёвреннее многих легковых автомобилей.

ГАЗ-66 получил в оснащение несколько упрощённую четырёхступенчатую КПП. Раздаточная коробка обладала двумя передачами (прямой и понижающей), а также позволяла водителю при необходимости отключать передний мост для преодоления особо трудных участков пути.

Рулевое управление оснащалось гидроусилителем, также имелся усилитель привода тормозной системы. Колёсные тормоза — колодочного типа.

Доступ к двигателю ГАЗ-66 производится при поднятой кабине

Достоинства и недостатки

Если сравнить плюсы и минусы ГАЗ-66 с учётом его функций грузовика-внедорожника, то первые заметно перевесят. К числу несомненных достоинств машины относятся:

  1. Высокий дорожный просвет;
  2. Полный привод;
  3. Почти идеальное распределение нагрузки на обе оси;
  4. Достаточно компактные габариты;
  5. Надёжность конструкции и работы двигателя;
  6. Регулируемое давление в шинах;
  7. Устойчивое тепло внутри кабины зимой;
  8. Высокая степень ремонтопригодности.

Недостатками автомобиля считаются:

  1. Сниженная защищённость водителя и пассажира из-за отсутствия капота;
  2. Высокий уровень шума внутри кабины;
  3. Неудобное расположение рычага переключения КПП;
  4. Ограниченная грузоподъёмность;
  5. Большой расход топлива.

В целом даже отмеченные негативные моменты в характеристиках автомашины во многом обусловлены не конструктивными недочётами, а теми необходимыми жертвами, которые создатели машины принесли ради достижения своей цели: надёжного армейского грузовика, способного успешно преодолевать бездорожье.

Тюнинг

Надёжные и долговечные автомобили ГАЗ-66 в силу своей массовости достаточно широко распространены и продолжают полноценно эксплуатироваться спустя даже два десятилетия после окончания их серийного производства. Этому во многом способствует различный тюнинг, которому подверглось большинство машин. Популярной практикой стала замена двигателя на более мощные и экономичные дизельные версии, что требует и смены КПП.

Впрочем, чаще всего владельцы «шишиг» используют внешний тюнинг: необычные цветовые решения в покраске машины, обработку кузова антикоррозийными материалами, монтаж вспомогательного освещения, установку арочных шин для ещё большего повышения проходимости. Из обвеса применяется «кенгурятник», а КУНГ-версия дополняется массивным багажником на крыше.

Пример особо впечатляющего тюнинга «шишиги»

Не менее важным аспектом усовершенствования бывшего армейского вездехода стал тюнинг салона: устройство хорошей шумоизоляции, замена кресел на более комфортные.

Самым популярным решением для фургона типа КУНГ стало его превращение в комфортное «мобильное жилище».

Чаще всего так делают охотники и рыболовы, не только оборудуя себе место ночлега, в том числе многократного, но и дополняя его всевозможными удобствами современной цивилизации.

Сравнение с конкурентами

Для своего времени, когда ГАЗ-66 ещё находился в производстве, у этого автомобиля просто не существовало прямых конкурентов. В советское время его аналогами лишь в некоторой степени можно считать ЗИЛ-131 и ГАЗ-53, но эти машины создавались для иных задач и благополучно занимали собственную нишу в грузоперевозках.

В ряду подобных военных автомашин за рубежом сравнение с ГАЗ-66 по части проходимости, простоты и надёжности могли выдержать немногие. В их числе можно назвать лишь линейку Mercedes-Benz Unimog и более поздние модели Renault TRM 2000 и Hino Type 73 Chugata.

Первая попытка замены «шишиги» на более новую модель (ГАЗ-3301) пришлась на период распада СССР и уже в силу этого оказалась безуспешной. Только к концу 1990-х годов появилась модель ГАЗ-3308 «Садко», ставшая основой для следующего поколения армейских грузовиков-внедорожников.

Применение в боевых условиях

Сбалансированный центр тяжести и способность беспроблемно приземляться на все колёса сделали ГАЗ-66 оптимальной машиной для воздушно-десантных войск. Десантирование грузовика парашютным способом с самолёта производилось при помощи довольно простой посадочной платформы.

В 1965 году Горьковский автозавод разработал трёхосную версию грузовиков на базе ГАЗ-66 с колёсной формулой 6х4 (ГАЗ-33) и 6х6 (ГАЗ-34). Но советское оборонное ведомство эти модели не одобрило, посчитав их функции излишним дублированием ЗИЛ-131, обладающих грузоподъёмностью порядка 3,5 тонны.

Начальный период выпуска ГАЗ-66 для нужд Советской Армии пришёлся на спокойные годы, но первый же серьёзный военный конфликт — в Афганистане — выявил серьёзную уязвимость бескапотной машины: плохую защиту её кабины. В случае подрыва на мине водитель и пассажир как минимум получали ранения, а часто погибали. Поэтому ГАЗ-66 очень скоро был выведен из состава боевых частей, действовавших в ДРА.

Тем не менее, эффективное боевое применение ГАЗ-66 в локальных и гражданских войнах достигалось за счёт его переоборудования в грозную машину огневой поддержки («гантрак»).

Размещение в кузове «Шишиги» зенитной установки ЗУ-23-2, способной вести огонь по наземным целям, приносило успех в ходе многих военных конфликтов Ближнем Востоке и в Африке, а позднее — в операциях российских войск на Северном Кавказе.

Последним примером в этом ряду до сих пор служит конфликт на востоке Украины.

«Гантрак» на базе ГАЗ-66 в действии

Отзывы владельцев

По единому мнению владельцев ГАЗ-66, этот автомобиль идеально подходит при необходимости частой езды по плохим дорогам. Помимо безупречной проходимости, водители этой автомашины отмечают его надёжность и приспособленность к суровым холодам, дающие уверенность в его работе при любой экстремальной поездке.

В отзывах о «Шишиге» отмечается её относительная неприхотливость в обслуживании, высокая степень ремонтопригодности и вполне доступная стоимость запчастей. Машина считается идеально подходящей для любителей рыбалки и охоты.

В то же время владельцы ГАЗ-66 отмечают большой расход топлива бензиновым мотором при не столь его высокой мощности, низком уровне комфорта, неудобстве переключения коробки передач.

Эти проблемы решаемы за счёт разнопланового тюнинга, причём доступного многим без внушительных финансовых затрат.

Поэтому легендарный внедорожник до сих пор широко применяется и далёк от окончательного зачисления в ряды «музейных экспонатов».

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в х под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Источник: https://MilitaryArms.ru/voennaya-texnika/boevye-mashiny/gaz-66/

Ссылка на основную публикацию