Принцип работы стояночного тормоза

Достаточно распространенным вопросом среди автолюбителей является регулировка стояночного тормоза или же, как его еще называют, ручника, так как это устройство достаточно нужное для того, чтобы удерживать авто на месте на протяжении длительного времени, например на парковках, площадках с уклоном и так далее. В принципе, оно дублирует гидравлическую систему, поэтому также считается аварийной системой торможения. Его работоспособность важна, поэтому разберемся в настройке без помощи автомеханика.

Мы упомянули только самые общие ситуации применения ручника, но есть еще и более экзотичные.

Например, он применяется еще и в движении, при резких поворотах, так как, в основном, он воздействует на задние колеса, но это только в спортивных авто и исключительно в рамках соревнований.

Также, если на дороге с уклоном образовалась пробка, то удобней всего трогаться с ручника, чтобы не наехать на ожидающего сзади соседа.

Устройство стояночного тормоза достаточно незамысловатое: за счет механического привода обеспечивается передача усилия к блокировочному механизму. Происходит это посредством взаимодействия человека с рычагом, ножной педалью или же тягой.

В основном, усилие от рычага к механизму передается за счет тросов. Бывают разные конструкции с применением одного, двух, но чаще всего трех тросов.

Трос стояночного тормоза соединен с другими элементами системы с помощью регулируемых наконечников.

Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза

Как видно, строение не сложное, поэтому разберемся теперь, как же работает ручник, когда мы приводим его в движение.

Водитель, поднимая рукоятку, увлекает трос и вместе с ним коромысло, за счет которого уравнивается натяжение тросов, и натягивает рычаги блокировочных устройств задних колес, которые, в свою очередь, раздвигают колодки стояночного тормоза в разные стороны. Так блокируются задние колеса и не дают нам сдвинуться с места.

В некоторых современных авто установлен электромеханический стояночный тормоз на дисковых тормозах, где применяется электрический привод.

Это устройство, в котором происходит непосредственное взаимодействие дискового блокировочного механизма с электродвигателем.

Нажав кнопку, включаем электромоторы, активирующие блокировку колес (скорость менее 10 км/ч), если скорость больше, тогда авто плавно притормаживает, а после остановки колеса блокируются.

Электрический стояночный тормоз воздействует на ходовую часть самостоятельно, чем значительно упрощает движение в гору, а снятие с ручника происходит автоматически.

Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза

Когда нужна регулировка стояночного тормоза?

Определить то, что следует отрегулировать ход ручника, можно следующим образом: съезжая с небольшого склона, нужно медленно поднимать рычаг, авто должно притормаживать после того, как рычаг поднялся на треть. На двух третях машина должна полностью остановиться, если этого не произошло, то необходима его регулировка либо замена тросов и колодок стояночного тормоза.

Кроме того, если пользоваться таким ручным тормозом редко, то возможно закисание троса, поэтому не желательно игнорировать возникшую ситуацию. Специалисты рекомендуют производить регулировку раз в год. Если в вашем авто электрический ручник, тогда в случае какой-либо неисправности на бортовом компьютере сразу же загорится желтая перечеркнутая буква «Р», а также восклицательный знак.

Вот вы заметили неполадки в работе ручника, и задаетесь вопросом, как отрегулировать стояночный тормоз. Именно за этим мы и затеяли составление данной статьи. Сделать это достаточно просто, но перед этим следует проверить состояние тросов. Для этого необходимо нажать на трос, и если он не будет двигаться в оболочке, значит, следует его заменить, так как он закис.

Регулировка происходит следующим образом. Сначала ручка стояночного тормоза опускается вниз до упора. Придерживая ключом гайку регулировки, надо ослабить контргайку натяжного устройства. За счет регулировочной гайки нужно натянуть трос.

Теперь нужно сделать проверку рабочего хода рычага, он должен колебаться в пределах 2-4 щелчков. Если так и есть, то пора затянуть контргайку уравнителя, придерживая гайку регулировки.

Вот и все, снимите авто с ручника и проверьте ход задних колес, они должны вращаться равномерно, без заеданий и трений.

Если вы при настройке заметили какие-то повреждения в элементах конструкции ручника и прилагающейся к нему системе, то потребуется ремонт. Для этого продается специальный набор вам в помощь. В такой ремкомплект стояночного тормоза входит:

  • верхняя пружина;
  • верхний кронштейн;
  • 2 колодки тормозные стояночного тормоза;
  • 2 пружины под колодки;
  • 2 чашечки для пружин;
  • регулировочный болт.

Принцип работы стояночного тормоза Принцип работы стояночного тормоза

Источник: https://carnovato.ru/ustrojstvo-kolodki-jelektricheskogo-stojanochnogo-tormoza/

7 правил использования ручника, о которых многие забывают

Механический ручник – это рычаг (или педаль), система тросов и тормозных механизмов задних колес. Такое устройство, которое оснащено зубчатым механизмом, позволяет натягивать тросы. Следствие – зажатие тормозных колодок.

Нужно понимать, что такая конструкция является достаточно хрупкой, и есть возможность сорвать механизм.

Не забывать о поднятом стояночном тормозе

Есть автолюбители, которые жалеют ручник, потому предпочитают поднимать ручной тормоз всего до одного-двух щелчков. Этого может хватить для того, чтобы заблокировать колеса.

Принцип работы стояночного тормоза

Но, нужно учитывать и такие моменты: если авто припарковано на склоне, то двух щелчков будет недостаточно, есть вероятность, что любимый конь покатится вниз. Поэтому многие профессионалы советуют до самого упора поднять стояночный тормоз и не жалеть его. Будет обиднее, если пострадает автомобиль.

Принцип работы стояночного тормоза

Причины, по которым стоит отказаться от езды на нейтральной передаче
Многие водители автомобилей часто допускают одну ошибку – совершают движение на нейтралке, считая такую езду более…

Блокировка колес полностью поднятым ручником, особенно при стоянке на склоне

Этому учат на уроках вождения, но автолюбители потом быстро забывают правила. А те, у кого автомобиль на автоматической коробке передач, и подавно забыли о ручном тормозе. Они просто приводят рукоятку в положение Р.

Водители старшего поколения или те, которые перемещаются на более простых машинах, и подавно разуверились в ручнике, ведь тросик его постоянно растянут. Поэтому они оставляют машины на включенной передаче.

Лучше перестраховаться, особенно если авто паркуется на возвышенности.

В процессе стоянки на склоне рекомендуется ставить авто на полностью поднятый ручник и дополнительно переводить на передачу.

При наступлении зимы очень не рекомендуется использовать ручник, особенно во время резких скачков температуры на улице.

Использование механизма во время морозов повышает возможность примерзания тормозных колодок к барабанам или диску. Результат – полностью заклинившие колеса. Тогда придется выждать время, пока все не оттает во избежание срыва механизма.

Если уж такое случилось, можно попробовать использовать горячую воду, но не у всех этот метод срабатывает. Поэтому лучше не рисковать.

Принцип работы стояночного тормоза

Принцип работы стояночного тормоза

Что делать, если примерзли колодки
О проблеме примерзания колодок автовладельцы знают не понаслышке. Причинами возникновения такой неприятной ситуации…

Не надеяться только на ручник

Как уже говорилось выше, не нужно рассчитывать только на один ручник.

Желательно перестраховаться и парковать автомобиль, оставляя его как на стояночном тормозе, так и на переключенной передаче. Такой способ поможет максимально удерживать автомобиль и обезопасит транспорт от неконтролируемого движения вниз.

Единственное исключение – резкие колебания температуры зимой.

Не тормозить в движении ручником

Использование тормоза-ручника при движении автомобиля (если водитель умеет манипулировать им хорошо) гарантирует эффектный уход в управляемый дрифт. Красиво, не поспоришь.

Но у таких манипуляций есть цена – сокращение срока службы механизма. Но самое опасное – есть риск блокировки задней оси, и тогда авто уйдет в бесконтрольный занос. Это может послужить причиной серьезного ДТП. Особенно не нужно представлять себя героем NFS на мокрых и скользких дорогах.

Использовать в гору и не поднимать на спуске

Когда ручник поднят, то на панели приборов загорается лампочка. Неспроста.

Перманентная езда на ручнике служит причиной перегрева тормозных барабанов или дисков, когда колодки прижаты. В таком случает тормозные механизмы рано или поздно деформируются и придут в полную непригодность.

Нужно стараться использовать ручник, только если автомобиль едет в гору, а при спуске тормоз поднимать не стоит. При передвижении по ровной местности авто должно быть снято с ручника.

Профилактика и диагностика

Не стоит пренебрегать профилактикой и диагностикой механизма. Ведь чем чаще водитель использует его (уже не рассматривая варианты, когда авто трогается с места с поднятым механизмом), тем скорее тросик ослабевает. Результат – плохой зажим колодок и большой процент того, что авто в какой-то момент начнет неконтролируемое движение.

Стоит хотя бы раз в месяц заглядывать на СТО, чтобы успеть вовремя подтянуть трос.

Принцип работы стояночного тормоза

Машину как будто «держат за хвост» — в чем может быть причина
Хочу поделиться довольно интересным опытом со всеми, кто интересуется автомобилями и их ремонтом. Когда я еще был…

Не стоит пренебрегать ручным тормозом. Особенно желательно использовать его,  если авто паркуется на склонах. Это позволит избежать неоправданных рисков для жизни и здоровья людей и также обезопасить свой автомобиль.

Принцип работы стояночного тормоза Будьте в курсе АВТО-новостей — подписывайтесь на канал в Яндекс.Дзене

Источник: https://lada-xray2.ru/sovet/7-pravil-ispolzovaniya-ruchnika

Стояночный тормоз: особенности устройства и возможные неисправности

Стояночный тормоз, который в обиходе называемый ручником, находит применение во всех современных автомобилях. Кроме того что система этого тормоза позволяет парковать автомобиль даже на площадках с уклоном, так еще и выступает в роли аварийного (запасного) тормоза.

При этом ручник по своей сути является продолжением имеющейся в автомобиле или мотоцикле гидравлической тормозной системы. Неисправности у них могут быть схожими, но это лишь первое впечатление.

Давайте разберемся, как работает ручной тормоз, какие компоненты включает в себя система ручника, а также какие поломки характерны для такой системы.

Принцип работы стояночного тормоза

Немного о функциях ручника

Главной функцией ручного тормоза является удержание транспортного средства на одном месте в течение продолжительного времени.

Вторая функция: обеспечение торможения в случаи аварии или же экстренного торможения. По сути, ручник одновременно является еще и притормажиющим устройством.

Он может не только спасти водителя и его пассажиров в экстренной ситуации, но и попросту помогает нормально парковать транспортное средство.

В спортивных авто ручной тормоз также может быть использован для осуществления особенно резких поворотов. На таком транспорте рычаг тормоза располагается отнюдь не тем же образом, что в транспорте городского типа.

К слову, на некоторых грузовиках и даже внедорожниках ручник может выглядеть вполне обыденно, но вот на деле он взаимодействует не с колесами, а с автомобильной трансмиссией. Здесь тонкости кроются в деталях.

Читайте также:  Насос гидроусилителя руля в шевроле лачетти

Давай разберем некоторые моменты.

Устройство ручника

Говоря об устройстве стояночного тормоза, мы не будем уделять много внимания каждому из элементов, коих в ручнике не менее пятнадцати. Грамотному автолюбители достаточно знать как минимум об основных элементах такого тормоза. К ним относят:

  • Приводной механизм – педаль или рычаг;
  • Система тросов, воздействующих на тормоз – один, два или три троса.

Наиболее востребованные системы ручного тормоза используют три троса. Два из них являются задними и лишь один передним. Первые соединяются непосредственно с механизмами тормоза, тем временем как последний трос – с рычагом или педалью.

 Соединение тросов реализовано посредством регулируемых наконечников. Каждый из тросов на концах имеет регулировочные гайки, которые нужны для регулирования длины привода. Снимая автомобиль с ручника, водитель приводит в действие возвратную пружина.

Она располагается на переднем тросе, иногда на уравнителе, а в отдельных случаях и прямо на тормозном механизме.

Ручник в автомобиле с дисковым тормозом

Наиболее распространенные системы с дисковыми тормозами могут использовать ручники одной из трех систем. Здесь сложно говорить о достоинствах и недостатках – каждая из система приспособлена к конкретным тормозам и лучше всего взаимодействует именно с ними. Стояночного тормоза подразделяют на:

  • Винтовые;
  • Барабанные;
  • Кулачковые.

Винтовая система нашла применения в дисковых тормозах, оборудованных только одним поршнем. Управление поршнем осуществляется посредством вкрученного винта. Винт вращает за счет рычага, от которого протянут трос.

В чуть более сложной кулачковой системе манипуляции над поршнями тормозных систем осуществляется при помощи толкателя, приводимого в действие кулачком. Он также соединяется с рычагом ручного тормоза при помощи троса.

Как только кулачок проворачивается, толкатель и, следовательно, поршень начинают перемещаться. Барабанная же система нашла применение в тормозах, оборудованных несколькими поршнями.

Принцип работы стояночного тормоза

Виды стояночных тормозов

В отдельном материале мы уже рассматривали устройство автомобильной тормозной системы. Ручнику там было уделено не так уж много внимания, но все же было описано его принципиальное устройство. Ключевым элементом ручного тормоза является привод. Он может быть следующим:

  1. Механический;
  2. Гидравлический;
  3. Электромеханический, иначе называемый EPB.

Наиболее простым приводом является механический. Он же и самый распространенный – рычаг стояночного тормоза с механическим приводом можно видеть в большинстве автомобилей. Управление стояночным тормозом осуществляется как раз посредством этого рычага.

За счет натяга тросов блокируются колеса, что и позволяет снизить скорость автомобиля или не дать колесам прокручиваться на стоянке. Более сложный ручник с гидравлическим приводом встречается намного реже.

 Конструктивно наиболее сложный электромеханический стояночный тормоз, иначе называемый просто EPB, состоит из таких элементов:

  1. Тормозной механизм;
  2. Устройство привода;
  3. Система управления (электронная).

Привод электрический. Включает в себя ременную передачу, электрический двигатель, планетарный редуктор и винтовой привод.

Как только электродвигатель включается в работу, он через ременной привод передает вращение планетарному редуктору. Последний задействует винтовой привод. Планетарный редуктор позволяет сделать всю систему менее шумной и более легкой.

Как у в случае со всеми механизмами ручника, электромеханический стояночный тормоз воздействует на поршни тормозной системы.

Подробнее об электромеханическом ручном тормозе

Продолжая тему устройства EPB, затронем и электронный блок управления. Он включает в себя непосредственно блок управления, входные датчики и исполнительный механизм.

Управление передачей входных сигналов к блоку осуществляется минимум тремя элементами управления – кнопками на центральной автомобильной консоли, интегрированным датчиком уклона и вынесенным на привод сцепления датчиком педали сцепления.

Сам блок, получив сигнал, отдает команду испольным устройствам, как-то электродвигателю привода.

Характер работы EPB циклический, то есть устройство то выключается, то снова включается. Включение может осуществляться уже упомянутыми кнопками на автомобильной консоли, а вот выключение автоматизировано – стоит транспорту двинуться с места, как ручник выключится.

Впрочем, зажав педаль тормоза, может выключить EPB нажатием соответствующей кнопки. Блок управления EPB при сбросе тормоза анализирует следующие параметры: положение педали сцепления, а также скорость ее отпускания, положение педали газа, уклон транспортного средства.

Благодаря учету этих параметров система может выключаться своевременно – риск отката автомобиля, к примеру, на уклоне становится нулевым.

Принцип работы стояночного тормоза

Наиболее удобна и вместе с тем эффективна электромеханическая EPB на автомобилях с автоматической коробкой передач. Она хорошо себя показывает при эксплуатации транспортного средства в крупных городах, где чередование стартов и остановок происходит очень часто.

Продвинутые системы имеют специальную управляющую кнопку «Auto Hold», нажатием которой можно осуществлять временную остановку без риска отката автомобиля.

Это полезно в уже упомянутом городе – водителю будет достаточно нажать эту кнопку вместо постоянного удерживания педали тормоза в нижнем положении.

Конечно, продвинутый электромеханический стояночный тормоз кажется футуристичным и крайне удобным. На деле есть минимум 3 недостатка, которые отрицательно сказываются на популярности EPB. Но затронем также и достоинства системы:

  • Достоинства: компактность, предельная простота в эксплуатации, отсутствие необходимости в регулировке, автоматическое выключение при старте, решение проблемы отката автомобиля;
  • Недостатки: дороговизна, зависимость от заряда аккумулятора (если он полностью разряжен, снять авто с ручника не получится), невозможность регулировки усилия торможения.

Основной недостаток EPB проявляется лишь в определенных условиях. Если автомобиль долго простаивает, аккумулятор успеет разрядиться – в этом нет никакой тайны.

Для владельцев рабочего городского автомобиля такая проблема является редкой, но если транспорт и впрямь нужно оставить на стоянке на какое-то время, придется или обзавестись зарядным устройством, или поддерживать заряд аккумулятора.

Что до надежности, то практика показала, что EPB уступает более привычным ручникам по данному параметру, но лишь незначительно.

Неисправности стояночного тормоза

Достаточно простое устройство тормозной системы в итоге стало ее слабостью – множество не самых надежных элементов делают всю систему ненадежной.

Конечно, с неисправностью ручника автолюбитель сталкивается не так уж часто, но статистика показывает, что за время эксплуатации автомобиля его владелец изучал вопрос неисправностей стояночного тормоза хотя бы раз. Вот на что он мог обратить внимание:

  • Увеличился ход рычага привода. При таком варианте наблюдается что-то из следующего: увеличилась длина тяги или увеличился зазор между барабаном и колодками в соответствующих тормозных системах. В первом и втором случае нужна регулировка, но втором, опционально, может потребоваться замена колодок;
  • Отсутствует затормаживание. Варианты следующие: заедание разжимного механизма, «замасливание» колодок, все то, что указано в пункте выше. Здесь потребуется разборка механизмов и их чистка. Решению проблемы поспособствует регулировка или замена колодок;
  • Отсутствует растормаживание. Проще говоря, тормоза сильно греются. Необходимо проверить, не заедает ли тормозной механизм, правильно ли выставлены зазоры, а также необходимо убедиться в исправности стяжных пружин. Разборка, чистка и, опционально, замена компонентов позволят решить проблему с растормаживанием.

Отдельно взятая неисправность: проблема с сигнальной лампочкой тормоза. Она может не гореть или гореть не во всех случаях. В этом случае проблема с наибольшей вероятностью кроется именно в электросистеме авто.

Если работать приходится непосредственно с механизмом ручного тормоза, то будьте заранее готовы к покупке троса ручника. Долго служит лишь оригинальный трос, однако большинство автоконцернов определяет не самый впечатляющий ресурс: порядка 100 тысяч километров пробега.

Проще говоря, за время эксплуатации автомобиля вам придется заменить трос или отрегулировать его натяг хотя бы раз.

Принцип работы стояночного тормоза

Проверка стояночного тормоза крайне проста: поставить транспорт на наклонной поверхности, после чего до упора затянуть рычаг.

Транспорт не должен сдвинуться с места, а вот соответствующая лампочка на панели должна загореться. Если что-то из указанного не произошло, нужно повторить проверку.

Если результат не изменился, придется работать над ручным тормозом снова или проверять электросистему.

Выбор элементов ручного тормоза

Ручные тормоза выпускают все те же фирмы, что специализируется на тормозных «расходниках», суппортах и ремонтных комплектах. Вести поиски, скажем, тросика ручника можно по нескольким параметрам. Какой из них выбрать – дело владельца автомобиля или мотоцикла. Вот о каких параметрах идет речь:

  • Данные транспортного средства. В частности, марка и модель, а также год выпуска;
  • Код оригинальной комплектующей. Если у покупателя сохранены коды аналогов, оригиналы найти будет несложно;
  • VIN-код. Параметр, который владелец транспорта точно знает.

Сегодня владельцы транспорта все чаще ищут нужные запчасти по данным автомобиля/мотоцикла.

Такой метод не был бы точным, если интернет-магазины не создавали собственные кросс-базы и не работали над системами поиска по электронным каталогам.

Указав марку, модель, а также выбрав из списка искомую деталь, можно вскоре определить код оригинала или аналогов, а также осуществить заказ.

Принцип работы стояночного тормоза

Немало важным фактором в выборе деталей ручника является то, кто его произвел. Отдавать предпочтение нужно или оригинальным комплектующим, или продукции фирм, имеющих партнерские отношения с автоконцернами. Хорошие комплектующие ручных тормозов можно найти под именами таких фирм:

Важно отметить, что продукцию всех указанных выше фирм подделывают, причем весьма часто. Особенно «проблемными» являются производители из Италии.

Также часто подделывают комплектующие стояночного тормоза от Bosch (Германия), намного реже – от Adriauto (Италия). Внимательно осматривайте каждое изделие и его упаковку.

Малейшие расхождения в дизайне, механические повреждения и неаккуратная полиграфия указывают на то, что автозапчасть является подделкой.

Вывод

Несмотря на простое устройство, стояночный тормоз выходит из строя не так уж редко. Грамотному автолюбителю следует знать, как этот тормоз устроен и какие неисправности для него характерны.

В случае неисправности ремонт может быть осуществлен даже неспециалистом – нужны лишь инструменты, запчасти, немного времени и, опционально, чистящие средства. К счастью, все это можно найти в широком ассортименте даже в небольших магазинах.

Категорически не советуем игнорировать неисправности ручника, ведь этот тормоз позволяет не только без опаски парковать автомобиль на уклоне, но еще и отвечает за экстренное торможение.

Источник: https://avto.pro/autonews/stoyanochniy_tormoz_osobennosti_ustroystva_i_vozmozhnie-20181231/

Стояночный тормоз винт-гайка

Такие тормозные механизмы для стояночного тормоза применяются в ряде зарубежных автомобилей. Ниже приводится конструкция и принцип работы стояночного тормоза, применяемого на автомобилях Вольво.

Читайте также:  Балансировка карданных валов: все нюансы и возможности ремонта

При подъеме рычага стояночного (ручного) тормоза трос перемещается относительно оплетки, опирающейся на кронштейн 9 и за рычаг 8 поворачивает вокруг оси вал 7, на другом конце которого расположена пластина 6 с тремя коническими гнездами переменной глубины.

В каждом гнезде находится шарик 11. Вместе с кольцом 10 эти детали образуют механизм, который при проворачивании за­ставляет вал 7 перемещаться в осевом направлении.

Конические гнезда выполнены так, что первоначально большое, по отношению к вращательному, осевое перемещение, становится малым тем самым увеличивая передава­емое усилие.

Осевое перемещение вала 7 передается на головку винта 5, который, сжи­вая пружину 12, через гайку 4 передает усилие поршню 3, смонтированному в плаваю­щей скобе 13, и вместе со скобой, действуя через тормозные колодки 2, зажимает тор­мозной диск 1.

Эффект саморегулирования стояночного тормоза происходит за счет то­го, что по мере износа пары «тормозные колодки — тормозной диск» появляется увели­ченный зазор и, не встречая сопротивления, вал 7 проворачивает винт 5 относительно гайки 4, что приводит к уменьшению зазора между тормозными колодками и диском. Пара «винт-гайка» (поз.

5 и 4) имеет люфт в резьбовом соединении, что позволяет тор­мозному механизму освободить тормозной диск, когда стояночный тормоз не задейст­вован.
Принцип работы стояночного тормоза

Рис.

Механизм стояночного тормоза:
1 – тормозной диск; 2 – тормозные колодки; 3 – поршень; 4 – гайка; 5 – винт; 6 – пластина; 7 – вал; 8 – рычаг; 9 – кронштейн; 10 – кольцо; 11 – шарик; 12  пружина; 13 – плавающая скоба

Привод стояночного тормоза осуществляется обычно через трос его натяжением рукой от рукоятки рычага, однако некоторые автомобили могут иметь ножное педальное управление стояночным тормозом. Примером может служить автомобиль Фаэтон фирмы Фольксваген.

Привод троса педального управления состоит из педали, барабана, тросов торможения и растормаживания, петлевой пружины.

Прилагаемая к педали сила передается тросом на уравнитель, расположенный под днищем автомобиля. Уравнитель распределяет приводное усилие между двумя тросами, приводящими в действие задние тормозные механизмы.
Принцип работы стояночного тормоза

Рис.

Привод тросового стояночного тормоза барабанного типа:
1 – педаль стояночного тормоза; 2 – барабан; 3 – петлевая пружина; 4 – крепление наконечника троса; 5 – пластмассовая пружина; 6 – трос торможения; 7 – трос растормаживания; а – затормаживание; б — растормаживание

При нажатии на педаль тормоза петлевая пружина прижимается к барабану, увеличивая силы трения о него и противодействуя перемещению педали в обратном затяжке тормоза направлении.  В результате производится практически бесступенчатое и бесшумное фиксирование педали. Нажатие на тормозную педаль вызывает поворот барабана и натяжение троса торможения.

Чтобы разблокировать стояночный тормоз, необходимо рукой нажать на специальный рычаг. При нажатии на рычаг устройства растормаживания наконечник его троса подтягивается вверх. В результате петлевая пружина разжимается, освобождая при этом барабан, и педаль возвращается в исходное положение.

Этот принцип позволяет производить растормаживание с минимальными усилиями.
Принцип работы стояночного тормоза

Рис.

Схема работы петлевой пружины:
а – затяжка тормоза; б — растормаживание

Педальное управление может быть и сегментного типа. Педаль 1 стояночного тормоза соединена с тросом через зубчатую рейку 9. Одна сторона зубчатой рейки жестко связана с тросом 13.

Зубчатая рейка ходит в направляющем рычаге 8, который шарнирно соединен с зубчатым сегментом 3. Направляющий рычаг прижимается к зубчатой рейке под действием нажимной пружины 7 и стопорит рейку на педали стояночного тормоза.

Этим обеспечивается жесткая связь между педалью и тросом.

При нажатии педаль приводит трос стояночного тормоза 13. В нажатом состоянии педаль фиксируется храповиком 4, который входит в зацепление с зубчатым сегментом 3, неподвижно соединенным с педалью.

Храповик подвижно закреплен на кронштейне педали и прижимается к зубчатому сегменту пружиной. При зафиксированной педали приводной трос остается натянутым.

Через разжимной механизм натянутый трос прижимает обе колодки стояночного тормоза к тормозному барабану и автомобиль удерживается стояночным тормозом.

При нажатии на рукоятку разблокировки 1 подпружиненный храповик 4 фиксации педали отжимается рычагом разблокировки 18. При этом он выходит из зацепления с зубчатым сегментом,  разблокируя педаль. Благодаря демпфирующему действию газового упорного амортизатора, педаль плавно возвращается в исходное положение.

Приводной трос ослабляется и выключает стояночный тормоз.
Принцип работы стояночного тормоза

Рис.

Привод тросового стояночного тормоза сегментного типа:
1 – рукоятка разблокировки; 2 – трос разблокировки; 3 – зубчатый сегмент; 4 – храповик; 5 – ось храповика; 6 – регулировочная пружина; 7 – нажимная пружина; 8 – направляющий рычаг; 9 – зубчатая рейка; 10, 14 – кронштейн педали; 11 – стояночный тормоз барабанного типа; 12 –  упор; 13 – трос стояночного тормоза в оболочке; 15 – ось педали; 16 – газовый упорный амортизатор; 17 – педаль; 18 – рычаг разблокировки

Постепенное растяжение троса и износ шарнирных соединений вызывают прогрессирующий люфт в приводе стояночного тормоза. Поэтому для нормальной работы привод нуждается в регулировке. В данной конструкции стояночного тормоза предусмотрена автоматическая регулировка.

Механизм регулировки неподвижно закреплен между педалью стояночного тормоза и тросом. Принцип регулировки заключается в следующем. При отжимании рычага разблокировки 18 педаль стояночного тормоза 17 возвращается в исходное положение. При этом направляющий рычаг 8 прижимается к упору 12.

Двигаясь дальше, направляющий рычаг преодолевает сопротивление нажимной пружины 7, отжимается вверх и освобождает зубчатую рейку 9. Под действием регулировочной пружины 6 зубчатая рейка поднимается вверх ровно настолько, насколько это необходимо для того, чтобы компенсировать люфт.

При очередном нажатии на педаль стояночного тормоза нажимная пружина 7 снова прижимает направляющий рычаг 8 к зубчатой рейке 9, и она стопорится.

Источник: https://ustroistvo-avtomobilya.ru/tormoznaya-sistema/stoyanochnyj-tormoz/stoyanochny-j-tormoz-vint-gajka/

Ручник: описание,устройство,принцип работы,эксплуатация

Стояночный тормоз (он же ручной тормоз, или в обиходе «ручник» ) является неотъемлемой частью тормозного управления автомобиля.

В отличие от основной тормозной системы, используемой водителем во время движения, стояночная тормозная система служит, в первую очередь, для удержания на месте автомобиля, стоящего на поверхностях с уклоном, а также может быть использована как экстренная аварийная тормозная система при отказе основной. Из статьи узнаем об устройстве и принципе работы ручника.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН РУЧНОЙ ТОРМОЗ

Прежде чем говорить о том, нужно использовать ручной механизм или делать это не обязательно, следует понять для чего он вообще нужен. К сожалению, многие начинающие водители недооценивают значение данного механизма до тех пор, пока дело не дойдет до сдачи экзаменов в ГИБДД.

Ученик садится в машину, набрасывает ремень безопасности, регулирует сидение и зеркала, выжимает сцепление и включает первую передачу. И на этом весь экзамен может закончиться. Ведь машина, если она не была поставлена на ручник, и при этом находится на наклонной поверхности, непременно покатится назад.

Вот и все, экзамены придется пересдавать.

Но это лишь первая и далеко не последняя злая шутка, которую может преподнести ручной тормозной механизм. Если в машине отсутствует водитель, а она при этом не поставлена на ручник, автомобиль может своевольно поехать в том направлении, куда наклоняется плоскость под ним. О последствиях можно только догадываться.

Принцип работы стояночного тормоза

Устройство стояночного тормоза

механизм, приводящий тормоз в действие (педаль или рычаг)К основным элементам ручника относятся:

  • тросы, каждый из которых воздействует на основную тормозную систему, приводя к торможению

В конструкции тормозного привода ручника используются от одного до трех тросов. Схема из трех тросов наиболее популярна. Она включает в себя два задних троса и один передний. Первые соединены с тормозными механизмами, второй — с рычагом.

Тросы соединяются с элементами стояночного тормоза за счет регулируемых наконечников. На концах тросов расположены регулировочные гайки, позволяющие менять длину привода. Снятие с тормоза или возвращение механизма в первоначальное положение происходит за счет возвратной пружины, находящейся на переднем тросе, уравнителе или непосредственно на тормозном механизме.

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНИКА

Наиболее наглядно и доступно можно показать механизм работы ручника на примере тормозного механизма с механическим приводом. Хотя на сегодняшний день существуют более сложные и технологичные их виды.

Важно!Ручной стояночный тормоз – это система, состоящая из управляющего рычага, связанного с фрикционными колесными дисками посредством тяг и тросов.

При использовании ручника следует потянуть управляющий рычаг на себя. Рычаг имеет храповое колесо, обеспечивающего фиксацию рычага в рабочем положении. При этом передается усилие на тросы, связывающие рычаг с тормозным механизмом задних колес.

Наиболее распространенными являются механизмы из трех тросов, но они могут иметь два или один трос. В системе присутствует такая деталь, как уравнитель. С ее помощью центральный трос связывается с боковым.

В результате усилие распределяется равномерно на правое и левое колесо.

Основные элементы тормоза с тросами соединяются при помощи регулируемых наконечников. Их применение значительно упрощает обслуживание, и позволят при необходимости регулировать узлы без замены основных составляющих. Без труда осуществляется подтяжка ручного тормоза.

Тросы соединяются с рычагами фрикционных механизмов. При передаче усилия на рычаги, они разводят тормозные колодки и прижимают их к барабанам тормозной системы. Для того чтобы разблокировать колеса, достаточно опустить рычаг ручного тормоза, и система придет в исходное, нерабочее положение.

КАК ПРОВЕРИТЬ РУЧНИК

Принцип работы стояночного тормоза

КАК ПОДТЯНУТЬ РУЧНИК

Процесс регулировки ручника обычно не сильно отличается от машины к машине. Может быть одно ключевое отличие – регулировка проводится под машиной или из салона. Больше распространен первый вариант, поэтому он и будет рассмотрен более подробно.

Чтобы подтянуть ручник из-под автомобиля, необходимо: Поднять ручник на 2-3 щелчка (в зависимости от модели автомобиля данный показатель может разниться); Воспользоваться домкратом, чтобы приподнять машину.

Также можно использовать смотровую яму, чтобы проводить работы было удобнее; Ослабить затяжную гайку на регулировочном узле.

Вращая другую гайку, натягивайте трос. Со временем вы заметите, что тормозящее усилие на свешенном колесе станет больше.

Когда его нельзя будет прокрутить руками, это говорит о том, что трос достаточно натянут; Далее опустите в салоне ручник, чтобы проверить, будет ли при его подобном положении колесо прокручиваться без трудностей; Если все нормально, попробуйте вновь поднять ручник, рекомендуется провести такие тестирования несколько раз; Далее остается затянуть контргайку, и на этом процесс подтягивания ручника можно считать завершенным. Как отмечалось выше, происходить регулировка ручника может из салона автомобиля. Главная сложность в таком случае – это добраться до нужных регулировочных элементов. Чаще всего, чтобы добраться до регулировочной гайки, достаточно снять панель, которая прикрывает отсек ручника.

Читайте также:  Редуктор заднего моста газели, устройство и ремонт

Эксплуатация ручного тормоза

В заключении дадим пару советов по эксплуатации ручника.

Необходимо всегда проверять положение ручника перед началом движения. Ехать на ручнике не рекомендуется, это может привести к повышенному износу и перегреву тормозных колодок и дисков.

А можно ли ставить машину на ручник зимой? Этого делать также не рекомендуется. В зимний период грязь со снегом налипает на колеса и при сильном морозе даже кратковременная остановка может привести к замерзанию тормозных дисков с колодками. Движение автомобиля станет невозможным, а применение силы может привести к серьезным поломкам.

Принцип работы стояночного тормоза

ПРИНЦИП РАБОТЫ РУЧНОГО ТОРМОЗА НА ДИСКОВЫХ ТОРМОЗАХ

Дисковый тормоз устанавливается на многих автомобилях из-за простоты и надежности системы. Принцип работы ручного тормоза на дисковых тормозах напоминает принцип, используемый в велосипеде.

В зависимости от моделей автомобиля, тормозные диски и вся система в целом могут иметь разную конструкцию. Но чаще всего встречается однопоршневый тип конструкции, то есть плавающий суппорт. Сжимая ротор, он оказывает гидравлическое воздействие.

Вот основные составляющие дисковой тормозной системы:

  • суппорт, дополненный поршнем;
  • колодки;
  • ротор, крепящийся к ступице.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РУЧНОГО ТОРМОЗА

Не следует более двух недель оставлять машину на ручнике, особенно на улице. Влажный воздух может стать причиной коррозии, и колодки «прикипят» к колесным дискам или барабанам.

Нужно хотя бы раз в месяц проверять исправность ручника. Тросы могут растянуться, и ручник не будет работать должным образом. Если это произошло, необходимо будет подтянуть ручной тормоз.

Источник: https://seite1.ru/zapchasti/ruchnik-opisanieustrojstvoprincip-rabotyekspluataciya/.html

Как работает электрический стояночный тормоз (EPB)

25 октября 2018. Категория: Автотехника.

Независимо от марки и года производства автомобиля в нем всегда будет неизменным одно – наличие стояночного тормоза. Этот нехитрый элемент позволяет блокировать задние колеса машины и предотвращает ее движение в случае, если мотор выключен.

Принцип работы стояночного тормоза

Но, как известно прогресс не стоит на месте и механическая громоздкая ручка, занимающая относительно много места между передними сиденьями, перестала устраивать производителей. Так в 00-х годах появилась электронная система EPB (Electromechanical Parking Brake, но, также ее часто называют FBS), которая пришлась по вкусу автовладельцам.

Как работает электроручник

Данная система состоит прежде всего из тормозного механизма. Он включает в себя штатные тормоза с небольшой модернизацией конструкции цилиндров. Так как в работе задействуется электроника, то логично, что будет не обойтись без входных датчиков. К ним относится кнопка, включающая систему.

Она может быть установлена как рядом с рычагом ККП, так и на основной консоли (все зависит от марки и года выпуска авто).

Также в системе присутствует датчик уклона (чаще всего монтируется в ЭБУ) и датчик сцепления (установлен на приводе сцепления и передает данные о скорости отпускания и точного расположения педали сцепления).

Принцип работы стояночного тормоза

ЭБУ получает необходимую информацию от датчиков и преобразует ее в сигнал, который отправляется исполнительным механизмам. В дело вступает тормозной привод (активирует колодки), который состоит из:

  • Электродвигателя. Он передает вращательный импульс.
  • Ременной передачи (получает импульс вращения и передает его на редуктор).
  • Планетарного редуктора (позволяет снизить массу привода и частично подавляет шум). Этот элемент перемещает винтовой привод.
  • Винтового привода. Благодаря ему осуществляются поступательные движения тормозных элементов.

Принцип работы стояночного тормоза

Полезно! Электроручник объединен с системой управления авто и блоком, отвечающим за курсовую устойчивость (ESP).

Благодаря такой системе автовладельцу не нужно каждый раз тянуть на себя или отщелкивать громоздкий рычаг стояночного тормоза (о чем иногда многие забывают). Поэтому EPB значительно упрощает жизнь автомобилистов.

Включение и выключение

Работает такой механизм циклически:

  • Включается. Активация устройства осуществляется за счет нажатия кнопки, которая активирует электродвигатель. Тормозной диск жестко стопорится.
  • Выключается. Деактивация устройства происходит автоматически, как только транспортное средство трогается с места. При этом блок управления, благодаря датчикам анализирует уклон авто, в какой позиции находится педаль газа и как быстро отпускается сцепление. В большинстве моделей стояночный тормоз не отключается, пока автовладелец не пристегнет ремень безопасности.

Полезно! Если машина долго находится без какого-либо движения или автовладелец оставил двигатель заведенным, открыл дверь или отстегнул ремень безопасности, то происходит автоматическое включение EPB.

Также во многих автомобилях, оснащенные EPB присутствует кнопка Auto Hold. Она отвечает за то, чтобы задние колеса авто фиксировались при временных остановках.

Особенно такая «фишка» придется по вкусу тем, кто часто ездит на АКПП по городским пробкам. Благодаря этому режиму не придется постоянно удерживать педаль газа после каждой кратковременной остановки транспортного средства.

С этой точки зрения электромеханический стояночный тормоз действительно можно считать более современным механизмом.

Преимущества и недостатки EPB

Если сравнивать более современную систему с привычными механическими ручниками, то у электромеханического агрегата будут как довольно весомые плюсы, так и минусы. Например,:

  • В салоне EPB не занимает много места, так как система оснащена удобной кнопкой, а не рычагом, который постоянно заедает и «не хочет» вставать в нужное положение. Но, в отличие от более современной конструкции механический ручник позволяет контролировать с каким усилием будет совершаться торможение.
  • Хоть EPB и не нужно регулировать в процессе использования (каждую 1 000 км электроника проводит самостоятельную диагностику и подтягивает ручник при необходимости), он становится совершенно бесполезным элементом, когда АКБ автомобиля полностью разряжена (причем при долгой стоянке сам ручник первый будет разряжать аккумулятор). Поэтому снять с ручника не получится.
  • В отличие от старой системы электромеханический ручник не позволяет машине откатываться на подъеме.
  • EPB способен самостоятельно включаться, он обладает большим функционалом, но, и стоит значительно дороже.
  • В электромеханическом ручнике отсутствуют тросики, которые имеют свойство рваться в самый ненужный момент или примерзать при отрицательных температурах.

Многие сомневаются, что в критической ситуации электромеханика сработает лучше. Допустим, водитель ТС внезапно потерял сознание во время движения. Если между сиденьями расположен привычный рычаг, то пассажир, находящийся рядом, может сообразить быстро его дернуть.

Догадаться о кнопке, которая установлена где-то на консоли будет намного сложнее. Кроме этого EPB тормозит более плавно, поэтому в случае экстренного торможения от него будет меньше толку. То же самое касается и любителей «подрифтовать».

Им придется забыть о красивых вхождениях в резкие повороты, так как электромеханика просто не допустит таких виражей.

Очень редко (но, все же такое происходит) электроника выходит из строя и элементарно не дает разблокировать тормоза. Некоторые жалуются, что такое частенько происходит при высоких морозах. В такой ситуации остается только вызывать эвакуатор.

Есть у такой «умной» системы и еще один, хоть и незначительный, минус – меры предосторожности в процессе использования и обслуживания.

О чем нужно помнить

Хоть EPB может самостоятельно себя регулировать, периодические проверки проходить придется. При этом авто устанавливается на стенд и с помощью специального диагностического оборудования механик проверяет исправность работы системы.

Если пришла пора менять тормозные колодки, то действовать нужно очень осторожно. При любых технических работах электромеханическая часть должна пребывать в сервисном режиме. Если упустить этот момент, то есть большой риск того, что электроручник самостоятельно активируется в процессе работ и повредит ТС или самого мастера.

В заключении

В целом можно сказать, что ручник такого типа является умной и более удобной системой. Автовладельцу не нужно в истерике дергать заедающую ручку и постоянно держать в голове, что ее нужно отщелкнуть перед началом движения. Однако, многие полагают, что нет ничего надежнее старой доброй механики, которая не начнет «глючить» и не заблокирует авто в случае разряженного аккумулятора.

Источник: https://avto-moto-shtuchki.ru/avtotekhnika/318-printsip-raboty-elektricheskogo-stoyanochnogo-tormoza.html

Принцип работы ручного тормоза – Стояночный тормоз: устройство и принцип работы

26 января 2011 года

Электрика повсеместно вытесняет механику. Даже трос стояночного тормоза заменили провода

включение стояночного тормоза (кнопка с восклицательным знаком), функция Auto Hold (кнопка с буквой А)

включение стояночного тормоза (кнопка с восклицательным знаком), функция Auto Hold (кнопка с буквой А).

включение стояночного тормоза (кнопка с восклицательным знаком), функция Auto Hold (кнопка с буквой А).

Преимущества электромеханического стояночного тормоза перед обычным очевидны. Вместо громоздкого рычага между передними сиденьями компактная кнопка.

Не надо тащить через все днище тросики и тяги — достаточно подключить к общей электрической шине управляющий блок да снабдить тормозные механизмы на задних колесах электромоторами.

Иными словами, такая конструкция упрощает компоновку и сборку, сокращает время и затраты при производстве.

Кроме того, при эксплуатации отпадает необходимость в регулировках — электроника отслеживает зазор между колодками и диском всякий раз, когда срабатывал стояночный тормоз. А если им пользуются редко (например, на автомобилях с автоматами), то система подтягивает ручник через каждые 1000 км.

Алгоритм работы на большинстве автомобилей схож. Водитель нажимает на клавишу, с которой сигнал поступает в блок управления стояночным тормозом.

Колесный механизм стояночного тормоза:

Принцип работы стояночного тормоза

  • 2 — электромотор;
  • 3 — приводной ремень;
  • 4 — редуктор с качающейся шайбой.
  • Электромотор через зубчато-ременную передачу связан с редуктором, понижающим в десятки раз скорость вращения выходного вала и позволяющим развить необходимое для работы тормозны

www.zr.ru

Вот как работает электронный стояночный тормоз

Принцип работы электронного стояночного тормоза

Принцип работы стояночного тормоза

Быстро уходят те дни, когда все мы при покупке нового или б/у автомобиля могли довольствоваться двумя, максимум тремя, типами ручного тормоза. Это могла быть ручка над центральным тоннелем, приводимая в действие рукой, небольшая педаль, висящая над площадкой для отдыха левой ноги (это был ножной «ручной тормоз») и гидравлический ручник для любителей дрифта (он зажимал колодки без участия тросика с достаточной силой и прекрасной модуляцией, усилие зажатия тонко регулировалось в широком спектре). Наконец, к этому пантеону «ручников» добавились электрические системы, или, правильнее будет назвать их, электронные системы стояночного тормоза. Как они работают? Взглянем на это чудо техники и инженерии поближе.

Источник: https://ssangyong-echoauto.ru/raznoe-2/princip-raboty-ruchnogo-tormoza-stoyanochnyj-tormoz-ustrojstvo-i-princip-raboty-2.html

Ссылка на основную публикацию