Как работает система охлаждения в инжекторном ваз 2109?

На автомобиле ВАЗ 2109 система охлаждения функционирует под небольшим давлением. В этой статье мы рассмотрим, за счет чего оно поддерживается, а также постараемся понять принцип работы всей системы.

Но для этого необходимо внимательно изучить все компоненты системы и понять, какие функции выполняет каждый.

Начать стоит с водяной помпы, так как она обеспечивает стабильную работу системы охлаждения во всех режимах.

Жидкостный насос

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Такое название окажется правильным, так как водяная помпа – это узел, у которого совершенно иное предназначение. Функции, правда, одинаковые, но вы не забывайте, что в ВАЗ 2109 система охлаждения работает на антифризе. Или тосоле, если так вам будет угодно. Но стоит заметить, что тосол – это и есть антифриз. Разница между ними заключается в количество присадок, в том числе тех, которые обеспечивают смазку. Впрочем, любой спиртосодержащий продукт, даже водку, можно назвать антифризом.

Насос же необходим для перекачивания жидкости. С его помощью происходит циркуляция по большому и малому кругам. В результате этого охлаждение оказывается более эффективным.

Состоит насос из корпуса, оси, на которой расположен шкив для соединения с ремнем ГРМ и пластиковая крыльчатка. Последняя позволяет производить перекачку жидкости. Между корпусом и осью находится подшипник.

Именно он смазывается антифризом, поэтому использование воды крайне не рекомендуется. В итоге происходит разрушение подшипника.

Термостат

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Этот элемент системы тоже играет чуть ли не главную роль. Хотя по факту, конечно, система может работать и без него. Устроена система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 таким образом, что сначала происходит прогрев мотора до рабочей температуры – порядка 90 градусов. После этого необходимо дополнительно остужать жидкость. А дело в том, что сначала антифриз движется по малому кругу – проходит по рубашке охлаждения, поступает в радиатор печки, излишки уходят в расширительный бачок.

Но когда происходит прогрев до рабочей температуры, термостат направляет поток жидкости в радиатор. О том, как он работает, будет рассказано немного ниже. Термостат – это своеобразный механический клапан.

Но он имеет небольшую доработку, которая позволяет автоматизировать работу охлаждения. Простая биметаллическая пластина, которая деформируется, когда на нее производится воздействие горячей жидкости.

С ее помощью и открывается/закрывается клапан подачи антифриза в радиатор.

Радиаторы

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Всего их два в системе – основной и печки. Но общая конструкция у них практически одинаковая. Независимо от того, система охлаждения ВАЗ 2109, инжектор установлен или же карбюратор, радиаторы используются одинаковые. Тонкие ячейки, по которым жидкость двигается сверху вниз. Ячейки окружены десятками тончайших пластин, они позволяют увеличить эффективность охлаждения двигателя. Но есть существенные различия в радиаторах.

Во-первых, основной имеет большие размеры по сравнению с радиатором печки. Во-вторых, функции совершенно иные. В-третьих, радиатор охлаждения имеет отверстие для установки датчика-выключателя вентилятора. Для сравнения – обдув радиатора печки можно включить при любой температуре. А вот основной запускается автоматически. Но про это будет рассказано в конце статьи.

Расширительный бачок и его пробка

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Ну нельзя выделить самый важный элемент системы. Тут каждая мелочь играет чуть ли не главную роль. Даже система охлаждения ВАЗ 2109, карбюратор если установлен в системе впрыска, имеет одну важную деталь – расширительный бачок и пробку. В самом начале упоминалось о том, что в системе поддерживается постоянное давление, за счет которого циркуляция улучшается во много раз. Но это не последнее достоинство герметичного типа охлаждения.

На автомобиле ВАЗ 2109 система охлаждения работает так, что жидкость при высоком давлении закипает не при 100 градусах, а при более высоком значении. А это значит, что угробить двигатель становится сложнее.

И поддерживать давление помогает пробка расширительного бачка. В ней установлены два механических клапана – на впуск и выпуск. Первый срабатывает тогда, когда давление в системе снижается до 0,13 Атм. А второй открывается, когда давление становится выше 1,3 Атм.

Есть, конечно, небольшие погрешности, это усредненные значения.

Патрубки и хомуты

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Даже патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109, которые имеют простую конструкцию, играют не последнюю роль в функционировании всего автомобиля. С их помощью происходит подача жидкости в необходимые точки. Можно выделить несколько патрубков (при ремонте их следует заменять все, а не по одному):

  1. Термостат-кран печки.
  2. Термостат-радиатор.
  3. Термостат-расширительный бачок.
  4. Саксофон-дроссельный узел.
  5. Саксофон-кран печки.
  6. Кран-радиатор печки (два патрубка).
  7. Радиатор-блок двигателя.
  8. Блок двигателя-термостат («коротыш»).
  9. Термостат-саксофон («коротыш»).

Последние два получили такое название по той причине, что имеют маленькие размеры. Не стоит думать, что можно использовать обрезки от других патрубков. Они не смогут обеспечить герметичность, к сожалению.

Саксофон – это название металлической трубы, которая соединяет термостат с помпой. Расположен он позади мотора, рядом с выпускным коллектором. При проведении замены патрубков обязательно меняйте все хомуты.

Желательно использовать такие, у которых площадь соприкосновения с патрубком больше.

Датчики

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Если посмотреть на радиатор охлаждения, то в нижней его части вы можете увидеть два провода и желтоватое устройство, вкрученное в отверстие. Это датчик-выключатель электрического вентилятора. В блоке двигателя установлен датчик температуры, который выдает сигнал на указатель или ЭБУ. Датчик включения вентилятора может коммутировать большие токи, но все равно рекомендуется изменить схему и сделать все, как на первых выпусках девяток – через электромагнитное реле.

Электровентилятор системы охлаждения

Стандартный электрический вентилятор, который устанавливается на девятках, имеет четыре лопасти.

Но для улучшения охлаждения лучше применить тот, у которого шесть лопастей, так как он позволяет получить более сильный поток воздуха при той же мощности и скорости вращения.

В салоне установлен радиатор печки, подача горячей жидкости в него происходит после открывания крана. В подкапотном пространстве смонтирован вентилятор, который подключается через реостат.

С помощью последнего происходит регулирование частоты вращения крыльчатки вентилятора. Выключатель установлен под магнитофоном, рядом с рычагами, которые управляют заслонками печки. Обратите внимание на то, что замена электрического вентилятора печки производится из-под капота, снимать «улитку» для этого не нужно.

Заключение

Вот и все, на ВАЗ 2109 система охлаждения рассмотрена, все мелочи описаны. Теперь вы знаете назначение каждого узла. Но нужно сделать некоторые выводы. Во-первых, необходимо проводить модернизацию для спокойной езды по пробкам в городе. Для этого нужно использовать помпу с крыльчаткой, у которой большее число лопастей.

Во-вторых, провести установку электрического вентилятора с шестью лопастями. В-третьих, провести изменение схемы включения вентилятора, установив дополнительное электромагнитное реле. В-четвертых, параллельно датчику подключить кнопку, которую необходимо установить в салоне.

С ее помощью вы сможете включить электровентилятор, если выйдет из строя датчик.

Источник: https://www.syl.ru/article/194460/new_vaz—sistema-ohlajdeniya-peregrev-dvigatelya-na-avtomobile-vaz

Схема ВАЗ 2109: особенности отечественной «девятки»

Автомобильная схема ВАЗ 2109 представляет в деталях конструкцию машины малого класса, которая является пятидверным комби/хэтчбеком (международная классификация относит ее к классу С).

Общая схема ВАЗ 2109

Транспортное средство комплектовалось двигателем 21083. Его рабочий объем составлял 1,5 л, мощность измерялась 79-ю л.с. Мотор расположен поперек двигательного отсека (на фото ниже). История марки ВАЗ 2109 берет начало в 1988 году. Авто является модернизированным аналогом модели 2108 и отличается наличием дополнительных двух дверей в задней части.

Возможность складывания сидений заднего ряда, за счет чего расширяется вместимость багажника, превращают «девятку» в семейный автомобиль. Встречаются также автомобили (в основном они принадлежали к первым выпускам), которые оснащали двигателем 2108, рабочий объемом которого — 1,3 л, а мощность составляла 64 л.с.

Недостатком такого мотора является то, что если оборвется ремень ГРМ, это станет серьезной проблемой и приведет к дорогостоящему ремонту. На экспорт предназначалась модификация автомобиля, которая комплектовалась 1,1-литровым двигателем 21081, мощностью 54 л.с.

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Схема инжектора ВАЗ 2109: как это работает

В 1997 году начали производить автомобили 2109-20, которые оснащены двигателем с системой распределенного впрыска (инжектор). Это улучшает их экономичность, экологические и тяговые показатели. Распределенный впрыск называется так вследствие того, что топливо непосредственно в каждый цилиндр впрыскивается отдельной форсункой.

Подобная система позволяет несколько снизить токсичность отработанных газов, а также улучшить ходовые качества авто 2109. На сегодняшний день существуют инжекторные системы без обратной и с обратной связью. Обе представленные системы могут включать отечественные и импортные комплектующие. Каждая из систем имеет собственные особенности устройства, ремонта и диагностики.

Хотелось бы только отметить главные принципы устройства, нормальной работы, ремонта двигателя (в случае необходимости) и последующей диагностики системы впрыска топлива (схема инжектора ВАЗ 2109 представлена ниже).

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Автомобильная система впрыска топлива, которая имеет обратную связь, используется, преимущественно, на экспортных ВАЗ 2109. Система выпуска данных машин комплектуется каталитическим нейтрализатором для отработанных газов и датчиком кислорода. Он обеспечивает обратную связь. С помощью датчика кислорода происходит отслеживание концентрации кислорода в уже отработанных газах.

Далее электронный блок управления (ЭБУ) транспортного средства, согласно его сигналам, поддерживает соответствующее соотношение топлива и воздуха, то есть такое, при котором специальный нейтрализатор работает в высшей степени эффективно. Система впрыска, в которой нет обратной связи, не оснащена нейтрализатором и датчиком кислорода.

Функция их (регулирования концентрации СО в уже полностью отработанных газах) выполняет СО-потенциометр. Также в них не используется система улавливания бензиновых паров.

Схема печки ВАЗ 2109: варианты улучшения

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Устройство и эксплуатация печки ВАЗ 2109 не подразумевает никаких сложных процедур. Однако, заводской отопитель, чаще всего, не может распределить равномерно горячий воздух в ноги и на лобовое стекло.

Проведенная модернизация на ВАЗ-2114, вопреки ожиданиям, не смогла решить эту проблему.

Однако, безвыходных положений не бывает, и, представленная схема печки ВАЗ 2109 поможет каждому, у кого есть желание и запас времени, решить эту задачу своими руками.

В процессе работы нам понадобятся:

  • пенопласт и битопласт;
  • силиконовый или акриловый герметик;
  • набор отверток и ключей;
  • емкость для сбора охлаждающей жидкости;
  • лист меди или алюминия.

Приступим к работе:

  1. Для начала необходимо слить охлаждающую жидкость в специальную отдельную посуду. Жидкость, что осталась в радиаторе, следует удалить с помощью шланга и воронки. Аккуратно снимите воздуховоды и, обязательно, обратите внимание на возможную несоосность отверстий, которые расположены в панели с соплами печки.

    В случае, если перекос превышает 50%, нужно подпилить отопитель салона.

  2. Далее, предварительно промаркировав разъемы выключателей и лампочек, снимаем панель приборов. Отсоединяем руль, облицовку рулевой колонки и подрулевые переключатели. Далее демонтируем отопитель: откручиваем 4 гайки М10, отсоединяем разъем провода и все разъемы на корпусе печки.

  3. Отсоедините радиаторные шланги и снимите защелку тросика краника печки. Далее аккуратно выньте отопитель, предварительно отвинтив два винта вентилятора. Снимите радиатор, открутив три болта. Будьте внимательны – здесь еще может остаться охлаждающая жидкость.
  4. Потом изготовьте турбулизаторы.

    Это специальные пластиковые спирали, которые увеличивают теплоотдачу радиатора. «По правилам», они должны монтироватся на заводе, но, чаще всего, их нет. Что своими руками их изготовить, нужно нарезать алюминиевые или медные пластинки, ширина которых 6 мм, а толщина — 1,5 мм.

    Одну сторону такой пластинки следует зажать в дрели, и, в то же время, другую, с помощью тисков, необходимо закрутить в спираль.

  5. Внимательно осмотрите низ отопителя. Убедитесь, что здесь нет деформаций, смещений, нарушений целостности или других дефектов. После разберите печку, разъединив на две половинки корпус.

    Для этого используйте отвертку, которой откройте защелки и, далее, отверните под центральным соплом винт. Демонтируйте рычаги управления заслонками.

  6. Внимательно осмотрите внутреннюю поверхность печки. Если отслонился поролон, аккуратно его подклейте, можно добавить полосы битопласта. Следует сделать корпус максимально герметичным.

    Отрегулируйте центральную заслонку.

  7. Перед тем, как начинать собирать отопитель, обязательно смажьте специальной консистентной смазкой места, где крепятся заслонки. Одновременно, когда соединяете половинки корпуса, нанесите на разъем силиконовый или акриловый герметик. Отопитель следует собирать в обратном разборке порядку.

    Если есть деформации на нижней стенке, следует заполнить щель герметиком.

  8. Между корпусом печки и радиатором не должно присутствовать зазоров. В местах, где корпус соединяется с радиатором, следует приклеить битопласт. Далее необходимо отбалансировать крыльчатку вентилятора, наматывая на лопасти проволоку.

    Провода нужно провести сквозь специальную резиновую заглушку, которая находится в корпусе отопителя.

  9. Обязательно следует отрегулировать ход заслонок. Руководствоваться нужно тем, что рычаги всегда должны четко фиксироваться в крайних положениях. Регулировку нужно проводить, подбирая положения оплетки. Далее отрегулируйте кран печки.

    Следует выбрать положение, в котором кран не будет до конца закрываться.

  10. Герметиком необходимо смазать шланги и радиаторные трубки перед тем, как их устанавливать. Использовать следует новые хомуты. Когда сборка закончена, вы залили охлаждающую жидкость и прогрели двигатель, следует еще раз подтянуть хомуты. Перед тем, как устанавливать панель приборов, нужно наклеить пенопласт и битопласт на входные отверстия сопел.

Схема электрооборудования ВАЗ 2109: обязательна к ознакомлению

«Девятки» являются одними из самых популярных отечественных переднеприводных авто в России. Они недорогие и относительно просты в ремонте.

Часто их обслуживают сами владельцы, транспортные средства являются предметами тюнинга, они превращаются для своих хозяев в хобби. Владельцы монтируют на авто новое оборудование.

Размещенные ниже схемы электрооборудования будут весьма полезными при ремонте.

Схема электрооборудования ВАЗ 2109 всегда поможет владельцам автомобиля проверить, какие приборы и устройства вышли из строя. Чтобы это узнать, нужно проверить их «тестером». Выявив неисправности, можно самому провести ремонт машины.

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Источник: https://vsepoedem.com/story/shema-vaz-2109-osobennosti-otechestvennoy-devyatki

Ваз 2109 циркуляция охлаждающей жидкости

Главная › Легковые › ВАЗ ›

Система охлаждения двигателя – важный конструктивный элемент автомобиля. Ее неисправность приводит к плохому прогреву двигателя до требуемой температуры, что становится причиной плохой работы печки, потери мощности и снижения ресурса силового агрегата. С другой стороны, система двигателя может перегреваться, что провоцирует поломку цилиндро-поршневой группы.

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?система охлаждения ваз 21099 карбюратор схемаКак работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?ваз 2199 система охлаждения инжектор

1 – элемент в виде пробки для бака расширения; 2 – бак для расширения; 3 – шланг отвода жидкости из патрубка; 4 – шланг проходящий между радиатором и бачком расширительным; 5 – шланг отводящий от радиатора; 6 – бачок с лева от радиатора; 7 – трубка алюминиевая; 8 – системы заглушки; 9 – бачок с права от радиатора; 10 – пробка для слива; 11 – середина радиатора; 12 – кожух для электрического вентилятора; 13 – пластиковые крылья электрического вентилятора; 14 – электрический двигатель; 15 – насосный шкив зубчатый; 16 – крыльчатка насоса; 17 – ремень привода вала распределительного; 18 – блок для двигателя; 19 – насосная труба; 20 – шланг для радиатора с подводящей функцией; 21 – шланг радиатора отопителя с функцией отвода; 22 – шланг подводящий охлаждающую жидкость к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – шланг для заправки; 25 – шланг радиатора отопителя с функцией подвода; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения ваз 21093,2109,21099 выполняет отбор тепла от подверженных нагреву деталей двигателя, путем принудительной циркуляции. А инжектор дозирует поступление топлива. Конструктивно система охлаждения ваз инжектор состоит из:

  1. насос охлаждающего вещества,
  2. моноблочный термостат,
  3. электровентилятор обдува радиатора,
  4. радиатор с бачком расширения,
  5. трубопроводы, патрубки, сливные пробки.

Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок.

В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной).

Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.

Особенности работы вентилятора и термостата ваз 21093, 2109, 21099

Электровентилятор включает в себя электродвигатель и четырех лопастную крыльчатку, лопасти которой имеют переменный угол наклона и шаг для снижения уровня шума. Для повышения КПД система вентилятора ваз оборудована кожухом, прикрепленным на кронштейнах.

Электровентилятор монтируется на резиновых втулках. Срабатывание вентилятора происходит благодаря сигналу датчика, установленного в бачок радиатора. При этом величина температуры замыкания контактов примерно 99’С, а отключения вентилятора 94’С.

Термостат системы обеспечивает первоочередной прогрев двигателя и регулирует тепловой режим. Оптимальная величина температуры охлаждающей жидкости – в пределах 90-98’С. Термостат включает корпус и крышку, завальцованых совместно с клапаном.

Особенности системы охлаждения ваз инжектор

Охлаждение в автомобилях 21093,2109,21099 жидкостное, но нужно понимать что радиатор охлаждается потоком набегающего воздуха и вентилятором, который повышает интенсивность охлаждения. Также часть тепла отводится радиатором отопителя салона автомобиля в при низких температурах.

Расширительный бачок предназначен для компенсации объема жидкости при нагревании, для долива и контроля уровня тосола.

Система термостата обеспечивает регулировку температурного режима, предварительный прогрев двигателя ваз, первоначальный подогрев салона зимой и только потом обеспечивает включение большого контура охлаждения.

Датчик температуры обеспечивает управление системой охлаждения, позволяет контролировать температуру двигателя и регулируют работу вентилятора.

Весь цикл работы системы охлаждения контролируется с помощью системы управления силовым агрегатом, учитывающей все температурные параметры. Она определяет оптимальные условия включения и время работы конструктивных элементов системы.

Диагностика системы охлаждения двигателя ваз 21093, 2109, 21099 и определение неисправностей

В случае возникновения проблем, связанных с системой охлаждения двигателя, следует определять причины начиная с наиболее вероятных и простых:

  • Наличие утечки охлаждающей жидкости – для начала проверяют уровень жидкости в системе. В автомобилях 21093,2109,21099 это выполняется по индикатору уровня или при осмотре расширительного бачка.
  • Если уровень поменялся, то осмотрите моторный отсек на наличие подтеков. Как правило, основные причины: изношенные патрубки и хомуты, поврежденный радиатор охлаждения мотора или печки.
  • В случае перепадов струи в бачке при 3000об/мин. Необходимо выполнить проверку циркуляции жидкости. Для этого отворачивается крышка расширительного бачка и определяется равномерность поступления тосола. Причинами плохой циркуляции может оказаться забитая система или неисправность циркуляционного насоса.

Причины перегрева двигателя ваз

  1. Неисправный термостат может вызывать перегрев двигателя. Если на прогретом моторе верхний патрубок – горячий, а нижний холодный, – термостат заклинило и тосол проходит только по малому кругу. Или же термостат будет включать только большой круг, что не позволит мотору ваз прогреваться до необходимой рабочей температуры.

    В таком случае термостат следует заменить.

  2. Еще одной причиной чрезмерного нагрева двигателя может быть завоздушивание системы охлаждения, в таком случае систему нужно продавить и устранить воздух со всех полостей.
  3. При высокой температуре не включается вентилятор – проблемы с датчиком температуры, реле вентилятора или с жгутом проводов к нему.

  4. Иногда забиваются соты радиатора, что резко снижает интенсивность теплообмена. Необходимо произвести дательную чистку радиатора, ее нужно выполнять аккуратно, во избежание повреждения сот.

Вот основные причины, которые влияют на качественную работу системы охлаждения двигателя ваз 21093,2109,21099, с их помощью можно определить и устранить неисправности, обеспечив надежную и долговечную работу мотора.

Источник: https://www.vazzz.ru/vaz-2109-tsirkulyatsiya-ohlazhdayushhej-zhidkosti/

Система охлаждения ваз 2109 инжектор

Система охлаждения ВАЗ 2109 состоит из пяти основных элементов. Каждый автовладелец должен знать схему устройства данного узла, чтобы избежать неожиданностей на дорогах. Преимущества автомобилей отечественного производства состоит в особенной неприхотливости работы: главное, суметь завести двигатель.

Большинство поломок на наших авто исправляется подручными средствами. Даже если снять с авто некоторые детали, все равно можно доехать до финишной точки.

Основные части системы охлаждения

В основную функцию охлаждающего узла входит отбор избыточного тепла от перегретых деталей двигателя. Это обеспечивает принудительная циркуляция системы охлаждения ВАЗ 2109.

Узел охлаждения двигателя ВАЗ 2109 представляет собой герметичную систему замкнутого типа с циркуляцией жидкости принудительного типа. Наличие впускных/выпускных клапанов обеспечивает поддержание давления во время движения автомобиля. Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 состоит из следующих основных элементов:

  • расширительный бачок;
  • жидкостный насос;
  • радиатор;
  • электровентиляторы;
  • датчики;
  • термостат.

Работа системы охлаждения ВАЗ 2109 начинается с расширительного бачка. Расширительный бачок — основной элемент в данной схеме: в него заливается рабочая жидкость. В бачке находится своеобразный резервуар, в который поступают излишки закипевшего (расширенного) антифриза. После остывания жидкость возвращается в систему. Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литров.

Расширительный бачок снабжен клапанами, в функцию которых входит поддержание давления определенной величины. При повышении давления работает выпускной клапан, при понижении давления — впускной. Синхронная работа клапанов поддерживает давление в рабочем состоянии. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного вещества (полиэтилена), благодаря чему можно наблюдать за уровнем жидкости.

Для соединения бачка с термостатом используются шланги системы охлаждения ВАЗ 2109.

Замена деталей узла

После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами.

Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости.

Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.

Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:

В системе охлаждения находится два радиатора. первый расположен между фарами, второй — на печке. Благодаря удачному расположению основного радиатора осуществляется качественный обдув двигателя.

Другой распостраненной проблемой в ремонте автомобилей является тормозная система, об этом можно прочитать в этой статье. О том, как тюнинговать ВАЗ 2109, читайте здесь.

Корпус насоса изготовлен из алюминия. Узел запускается от шкива коленвала зубчатым ремнем. При неисправности системы охлаждения ВАЗ 2109 рекомендуется заменять насос в комплексе со всеми элементами.

Проверьте пробки мотора и радиатора на предмет течи. В случае подтекания их следует подтянуть. Датчик вентилятора тоже может подтекать и требовать более плотной фиксации.

Радиатор необходимо менять по причине обнаружения течи антифриза.

Для более детального ознакомления с системой охлаждения отечественных автомобилей советуем посмотреть краткий видеокурс.

Лада 2109 › Бортжурнал › Система охлаждения (или как сделать теплее) ВАЗ-2109

Нашел информацию о там как сделать печь более производительнее. Суть заключается в том, что (1.) Подводящая труба насоса немного! перекрывается возле ( 6.) Термостата, и из-за этого создается более активная циркуляция нагретого тосола через радиатор печи отопления.

1. Подводящая труба насоса; 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной трубы на подогрев карбюратора; 3. Выпускной патрубок головки блока цилиндров; 4. Патрубок подвода жидкости в радиатор отопителя салона; 5. Шланг отвода жидкости с подогрева карбюратора и впускной трубы: 6. Термостат: 7. Расширительный бачок; 8. Пробка расширительного бачка: 9. Отводящий шланг радиатора; 10.

Шланг от расширительного бачка к радиатору; 11. Подводящий шланг радиатора; 12. Датчик температуры охлаждающей жидкости: 13. Головка блока цилиндров: 14. Электродвигатель; 15. Кожух электровентилятора: 16. Левый бачок радиатора; 17. Крыльчатка электровентилятора: 18. Радиатор; 19. Корпус клапанов пробки расширительного бачка; 20. Выпускной клапан пробки; 21. Впускной клапан пробки; 22.

Охлаждающие трубки радиатора; 23. Охлаждающие пластины радиатора; 24. Датчик включения и выключения электровентилятора; 25. Правый бачок радиатора; 26. Сливная пробка радиатора; 27. Насос охлаждающей жидкости; 28. Зубчатый ремень газораспределительного механизма; 29. Упорное кольцо сальника; 30. Корпус насоса; 31. Стопорный винт; 32. Подшипник валика насоса; 33.

Зубчатый шкив насоса; 34. Валик насоса; 35. Сальник; 36. Крыльчатка насоса; 37. Патрубок подвода жидкости из радиатора отопителя салона: 38. Твердый термочувствительный наполнитель: 39. Резиновая вставка: 40. Поршень рабочего элемента; 41. Входной патрубок (от двигателя); 42. Корпус термостата; 43. Крышка термостата: 44. Входной патрубок (от радиатора); 45.

Патрубок термостата, соединенный с расширительным бачком; 46. Основной клапан термостата; 47. Патрубок термостата для подачи жидкости в насос; 48. Перепускной клапан термостата; 49. Держатель; 50. 1.Датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 51. 11.Пробка расширительного бачка; 52. III.Насос охлаждающей жидкости: 53. IV.Схема работы термостата; 54. А.

Температура жидкости выше 102 С; 55. В.Температура жидкости от 87-С до 102

То есть примерно так:

В этом месте поток ограничивают, ставят либо краник, либо изготавливают спец.шайбы, а если проще то ставят пробку от пластиковой бутылки с отверстием около 1-1,5см. Так же можно приколхозить =) какой нибудь зажим для патрубка.

Устройство системы охлаждения Ваз-2109

Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

  • 15 – электродвигатель;
  • 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 – блок подогрева карбюратора; 25 – выпускной патрубок; 26 – подводящий патрубок отопителя; 27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
  • 29 – термостат.
  • Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

  1. 15 – электродвигатель;
  2. 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 – выпускной патрубок; 27 – подводящий патрубок отопителя; 28 – термостат;
  3. 29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка.

Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2.

Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Насос охлаждающей жидкости —лопастной, центробежного типа, приводится от шкива коленчатого вала зубчатым ремнем привода распределительного вала. Корпус насоса — алюминиевый. Валик вращается в двухрядном подшипнике с «пожизненным» запасом смазки. Наружное кольцо подшипника стопорится винтом.

На передний конец валика напрессован зубчатый шкив, на задний — крыльчатка. Расстояние от привалочной поверхности крышки насоса до наружного торца шкива должно быть 52±0,5 мм, а до наружного (обращенного к блоку) торца крыльчатки — 39,8±0,1 мм.

К противоположному торцу крыльчатки прижато упорное кольцо из графитосодержащей композиции, под которым находится сальник. При выходе насоса из строя рекомендуется заменять его в сборе.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор.

На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства).

На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами.

Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний.

Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г.

(со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке.

На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

При перегреве двигателя блок управления включает сигнализатор «Проверьте двигатель» в комбинации приборов

Источник: https://ladafakt.ru/sistema-ohlazhdeniya-vaz-2109-inzhektor.html

Из чего состоит схема охлаждения ВАЗ 2109

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?Место установки термостата на ВАЗ 2109

Из чего состоит схема охлаждения ВАЗ 2109, должен знать каждый владелец этого автомобиля. В пути могут случиться самые разные поломки. И вы должны их исправить. Этим и хороши отечественные автомобили – им главное завести мотор, а там уж доедет он хоть куда. И не важно, сколько километров до финишной черты. Большинство неисправностей устраняется подручными средствами. Да что уж там, часть деталей можно снять, а машина останется все равно на ходу! И будет прекрасно себя чувствовать. В частности, это относится к такому узлу, как термостат. Если он вышел из строя, то можно его внутренности просто разбить – жидкость начнет бегать по большому кругу, охлаждение мотора будет работать идеально. То же самое можно сказать и про датчик вентилятора. Если сломался, то замыкаете его контакты, чтобы включить обдув. Каких хитростей только не придумает наш человек в сложных ситуациях (для кого-то они сложные, а для нас они вполне стандартные).

Основные элементы схемы охлаждения ВАЗ 2109

Итак, начать стоит с общего описания. Сразу нужно отметить, что система полностью герметичная, в ней поддерживается некоторое давление. Оно позволяет жидкости циркулировать (конечно, больше на этот фактор влияет насос).

В качестве охлаждающей жидкости используется либо чистый антифриз, либо разбавленный (тосол). Крайне не рекомендуется применять воду, так как она оставляет много накипи на стенках системы.

Давайте рассмотрим более детально схему охлаждения ВАЗ 2109 (вместе с отопительной системой).

Расширительный бачок

Это именно то, с чего начинается наша схема. Ведь именно расширительный бачок ВАЗ 2109 позволяет проводить заливку жидкости. В нем хранится своеобразный «резерв». Когда антифриз закипает, он расширяется, все излишки поступают в бачок. При остывании они уходят в систему. С помощью расширительного бачка ВАЗ 2109 получается избавиться от воздушных пробок.

Один важный элемент у него – это пробка. Поистине интересная деталь, так как в нее встроено два клапана. Первый работает на выпуск (при давлении свыше 1,3 Атмосферы через него стравливается лишний воздух). Второй же засасывает снаружи воздух, когда давление падает до 0,2 Атм. Благодаря синхронной работе этих элементов поддерживается практически стабильное давление.

Жидкостный насос

Осуществляется охлаждение двигателя ВАЗ 2109 во многом благодаря этому нехитрому устройству. Еще его называют помпой – в основе лежит всего три элемента. Это корпус, шкив привода и крыльчатка (сегодня чаще встречается пластиковая, а вот раньше нередко можно было увидеть алюминиевые образцы). Привод от ремня газораспределительного механизма у помпы ВАЗ 2109.

Вращение оси происходит посредством подшипника (но некоторые производители для уменьшения себестоимости используют даже втулки). Конечно, доверия к втулкам, пусть и прочным, у автовладельцев мало. Между блоком цилиндров и корпусом насоса стоит прокладка, которая предотвращает протечки охлаждающей жидкости.

Пожалуй, это и все, что можно в общих чертах сказать об этом узле.

Радиаторы ВАЗ 2109

Их в схеме охлаждения два – основной и на печке. Первый устанавливается аккурат между фарами, напротив решетки. Благодаря ее специфической конструкции, а также форме бампера, осуществляется забор воздуха и равномерный обдув ячеек. Радиатор печки ставится в отопителе-улитке, которая расположена под панелью.

Подключение к системе охлаждения осуществляется при помощи четырех тонких патрубков: два в салоне, два в моторном отсеке. Между ними находится кран печки – пластмассовая деталь, устанавливаемая в окно кузова. В ней имеется два отверстия с наконечниками под патрубки.

Причем одно оборудовано нехитрой задвижкой, приводимой в движение рычагом на бороде посредством тросика.

Электровентиляторы

Как на основном, так и на радиаторе печки, имеется принудительный обдув. Основной радиатор оснащен вентилятором, который смонтирован в непосредственной близости к ячейкам. Его включение производится при помощи датчика, расположенного в нижней части радиатора. Первые модели девяток имели в схеме включения электровентилятора реле.

Оно снижало нагрузки на датчик, что способствовало увеличению его срока службы. Но в конце 90-х начали отказываться от дополнительного электромагнитного реле, так как при производстве использовались датчики, контакты которого могли выдержать включение силовых цепей.

Но если вы вдруг решите заняться переоборудованием схемы охлаждения ВАЗ 2109, примените реле, оно надежнее и использовать его намного эффективнее.

А вот вентилятор печки имеет более сложное подключение, так как у него есть три скорости вращения. Установлен он в подкапотном пространстве, по центру кузова. Воздух от него поступает к радиатору через воздуховод с заслонками. Три скорости вращения получилось достигнуть благодаря использованию резистора.

Это несколько витков, выполненных нихромовой проволокой, также есть отвод от середины. Первая скорость (минимальная частота вращения) – включены в цепь питания все витки резистора. Вторая скорость – происходит включение только половины резистора. И третья – это питание напрямую от АКБ.

В таком случае будут самые большие обороты крыльчатки.

Датчики

В схеме охлаждения ВАЗ 2109 использовано всего два датчика. Первый – на радиаторе, предназначен для включения электрического вентилятора. И второй – в блоке двигателя (под трамблером). Он выводит информацию о текущей температуре на индикатор в приборной панели.

Никакого ухода за ними не нужно, так как эти устройства не подлежат ремонту. В случае появления какой-либо неисправности, датчик охлаждающей жидкости ВАЗ 2109 заменяется новым.

Процедура эта осложняется лишь тем, что потребуется сливать антифриз (весь или частично, в зависимости от того, какой именно датчик вышел из строя).

Термостат

Самое вкусное осталось на конец саги про охлаждение девятки. Термостат необходим, чтобы проводить перенаправление потоков жидкости. Первоначальный прогрев происходит при циркуляции антифриза по малому кругу.

Когда он достигает температуры около 85 градусов, начинает часть жидкости поступать в большой круг (если просто объяснить, то начинается циркуляция по основному радиатору). Так вот термостат может заклинить, в результате чего антифриз не переходит в радиатор, двигатель начинает перегреваться.

Чтобы исправить такую «ошибку», можно выбить все внутренности из узла (правда, придется сливать антифриз и патрубки). Но при поломке в дороге это единственный выход из ситуации. Не забудьте только залить после жидкость по уровню.

Вот такая несложная схема охлаждения ВАЗ 2109, хотя в самом начале было даже страшновато смотреть на нее, ведь столько всего непонятного виделось в ней.

Как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ-2109?

И вообще, стоит ли это делать, спросите вы. Еще как стоит! Только представьте, какое количество грязи может попасть в расширительный бачок.

А если еще принять во внимание тот факт, что некоторые водители любят ездить на воде, то вообще становится страшно. Потому что бывают ситуации, когда приходится лить в расширительный бачок ту воду, которая есть рядом.

Порой это вода из речек, да чуть ли не из луж. А представьте, сколько в ней всякой гадости?

И вряд ли сможет выдержать система охлаждения двигателя ВАЗ 2109 такие условия эксплуатации. Поэтому промывка обязательно должна проводиться при каждой замене антифриза. В частности, перед его заправкой, если до этого использовалась вода.

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?Жидкости для системы охлаждения

Перед тем, как заливать свежий антифриз, либо же отечественный его аналог тосол, нужно проверить состояние всех патрубков и хомутов.

Обратите внимание на то, что датчики должны быть в идеальном состоянии. Для верности их можно поменять. Также помпа должна быть в рабочем состоянии.

И перед тем, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109, смените все элементы, которые пришли в негодность.

На фото вы можете посмотреть все жидкости, которые используются в системе охлаждения мотора.

Промывочная заливается с чистой водой, двигатель заводится и некоторое время смесь эта циркулирует по патрубкам. Не забудьте открыть кран печки, чтобы состав попал во все укромные места системы.

Перед применением обязательно ознакомьтесь с инструкцией к применению, здесь рассмотрены только общие моменты.

После того, как температура двигателя достигла рабочей, можно выключить зажигание и дать мотору остыть. После сливаете промывочную жидкость и заливаете воду. Необходимо повторить с водой цикл промывки минимум три раза, чтобы смесь всю выгнать из системы.

Она довольно агрессивная, может разъесть не только отложения, но и металлические части двигателя, а также патрубки. Вот теперь вы знаете, как промыть систему охлаждения двигателя ВАЗ 2109 самостоятельно. Для этого не нужно обладать исключительными навыками.

Но не забывайте о технике безопасности — не сливайте жидкость из системы, пока не остынет мотор.

Видео о системах охлаждения двигателей внутреннего сгорания:

[youtube]https://youtu.be/EK7_GSpECNo[/youtube]

Источник: https://vaz-remzona.ru/sxema-oxlazhdeniya-vaz-2109/

Ремонт и запчасти на ВАЗ 21099

  • Все статьи  |
  • Авто статьи  |
  • Неисправности системы охлаждения на ВАЗ 21099

На автомобилях ВАЗ 2107, ВАЗ 2109 и ВАЗ 21099 используется одна система охлаждения. Единственная внедренная доработка заключалась в герметизации.

Расширительный бачок ВАЗ 2109 укомплектован пробкой с двумя клапанами. Один из них срабатывает при понижении давления до 0,15 атмосфер, а второй подключается в работу при критическом повышении.

Такая конструктивная схема позволила увеличить температуру кипения охлаждающей жидкости.

Чаще всего на автомобилях ВАЗ 21099 из строя выходит термостат http://euroauto.ru/. Характерной особенностью такой проблемы является быстрое повышение рабочей температуры. Термостат контролирует переключение между двумя кругами циркуляции охлаждающей жидкости. В случае его неисправности обычно остается подключенным малый круг циркуляции, на котором жидкость не попадает в радиатор охлаждения.

Как работает система охлаждения в инжекторном ВАЗ 2109?

Менее часто встречаются проблемы с помпой. Данный узел не имеет сложных деталей и ломаться в нем практически нечему.

Тем не менее, из строя может выйти сальник, через который охлаждающая жидкость будет вытекать из системы. Характерный свист и скрежет говорят о том, что подшипник помпы сильно изношен.

Затягивать с его заменой не стоит, так как в дальнейшем это может привести к осевому люфту вала.

Критическое повышение температуры может возникнуть и при выходе из строя электрического вентилятора. За его работу отвечает специальный датчик, неисправности которого возникают довольно часто. Кроме того, проблему может спровоцировать поврежденная электропроводка.

На автомобилях ВАЗ 2109 и ВАЗ 21099 схема подключения вентилятора сложностью не отличается. В его цепи установлен предохранитель и датчик, подключенный к массе кузова. Соединение выполнено с помощью длинного провода, который идет по всему моторному отсеку.

В случае его повреждения вентилятор работать не будет.

Если термостат заклинил во время движения, то по его корпусу можно попробовать аккуратно постучать. После такого воздействия клапан обычно открывается и автолюбителю удается сбросить температуру в системе. Если это не помогает, то для открытия большого круга придется сливать охлаждающую жидкость и пробивать термостат.

С помпой все несколько сложнее. При обнаружении утечки специалисты советуют сразу отправляться на ремонт, а во время движения постоянно доливать воду.

При отказе вентилятора необходима более детальная диагностика. Если из строя вышел датчик, то его контакты достаточно замкнуть между собой. Это позволит принудительно запустить вентилятор. В случае повреждения проводки подать напряжение можно напрямую с аккумуляторной батареи.

Источник: https://NissanEnote.ru/view_post.php?id=233

Ссылка на основную публикацию