Принцип работы секвентальной коробки передач

Всем привет! Представьте себе ситуацию. Вы накопили деньги и думаете о покупке автомобиля. Не последним вопросом будет выбор коробки передач. И тут возникает мысль — купить себе автомат или остановить выбор на старой доброй механике. Ведь, казалось бы, что может быть еще. Но нет. Существует также секвентальная коробка передач.

Я ее не придумывал и устройство действительно есть. Хотя практика и общение даже со своими знакомыми доказывает, что далеко не всем известно подобное название. И уж тем более не все с ходу могут сказать, что это такое и как оно работает.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Дабы вы не упали в грязь лицом и были настоящим экспертом в области коробок передач, предлагаю разобраться в этой теме подробнее. Может кто-то после этого захочет себе взять авто с секвентальной КПП.

Как это работает

Все мы знаем, что такое автоматическая или адаптивная и механическая коробка. В первом случае система все делает сама, опираясь на текущие нагрузки и скорость движения машины. То есть адаптируется под машину. В случае с механикой нужно самостоятельно переключать передачи.

Принцип работы секвентальной коробки передач

В случае с секвентальной КПП важно заметить, что она отличается способностью переключать скорости последовательно. Грубо говоря, если на механике можно «перепрыгнуть» с 5 на 3 скорость, то секвенталка этого сделать не позволит. Есть последовательность переключений, нарушать которую СКПП не может.

Изначально СКПП создавались для гоночных авто, болидов Формулы 1 и машин, которые принимают участие в профессиональных гонках. Но идея понравилась автопроизводителям, из-за чего многие внедряют такие коробки в гражданские машины. И это радует.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Ошибка многих в том, что они считают СКПП аналогом АКПП. На деле источником вдохновения для создания секвенталки служила механика. Строили ее на базе МКПП.

Рассмотрим принцип работы этого устройства и ключевые особенности СКПП. Так вы поймете, что это и как работает вся система секвенталки.

  1. У СКПП нет педали сцепления. Это приятно радует тех, кто не имеет большого опыта вождения. Управление упрощается, не нужно постоянно выжимать сцепление. За него отвечает электроника, получающая сигналы от сенсоров при считывании нажатий на педаль газа и включении передачи. Коробка, получив от блока управления команду, датчиками передает сигнал о скорости, на которой движется сейчас машина. Прогрессивный блок — это последний этап, где происходит корректировка параметров движения. Он изучает буквально все, от оборотов мотора до включенного или выключенного кондиционера.
  2. В конструкции секвенталки используют шестерни прямозубного типа. Их КПД выше по сравнению с косозубыми конструкциями, стоящими на механике. Последние обладают внушительными потерями при трении. Хотя прямозубки передают меньший крутящий момент. Чтобы компенсировать это, шестерни ставят большого размера.
  3. Сервопривод гидравлического типа. Последняя отличительная черта. Такое устройство осуществляет переключение между скоростями. Сейчас многие уверены, что гидросервопривод — это достояние роботизированных коробок. Распространенная ошибка, ведь там используют электрические девайсы.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Работает секвенталка предельно просто. Вы можете использовать непосредственно рычаг КПП или подрулевые лепестки. Это заимствованная из гоночных болидов технология, которая очень хорошо прижилась в народе. Особенно в компании БМВ и Тойота.

Если взглянуть на коробку, на ней вы увидите рычаг, который перемещается вверх и вниз. Плюс есть дополнительные режимы, в зависимости от автопроизводителя.

Нажатие вверх (там где стоит +) поднимает на одну передачу вверх, а движение в сторону с «минусом» позволяет опустить коробку на 1 передачу.

Вот что значит комфортно и удобно. Не удивительно, что многие стремятся поставить СКПП себе на машину. Некоторые умельцы умудряются впихнуть коробку на ВАЗ 2108 и 2107. Есть и заводские модели, идущие в паре с секвентальной.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Но скажу честно. Это актуально для спортивных машин, от которых ждешь скорости и минимальных потерь при разгоне. Для автомобиля, под капотом которого менее 150-200 лошадиных сил, и которые служат для семейных поездок, в СКПП нет никакой потребности.

Плюсы и минусы

Теперь вы знаете, что такое СКПП и что значит секвентальность. Нет? Да это же последовательность в переводе. Тут вообще все становится на свои места.

Посмотрев видео и изучив особенности такой коробки, возникает вопрос — стоит ли брать машину с этой КПП. Немного вам помогу, рассказав про сильные и слабые стороны секвенталок.

Начнем с преимуществ.

Принцип работы секвентальной коробки передач

  • Высокая скорость переключения. Автомат живет своей жизнью, потому иногда он откровенно тупит и не делает то, чего ждешь. Механику переключать сложнее. Оптимальную скорость выдает СКПП. Электронный блок и гидравлика обеспечивают минимальные затраты по времени на переход с передачи на передачу. Для профессионального автоспорта это крайне важно.
  • Удобство. Выжимать педаль сцепления, попадать в передачу, да еще и на скорости при плохой дороге — удовольствие сомнительное. СКПП гарантирует точность и комфорт при переключениях. Это бесспорный факт.

Принцип работы секвентальной коробки передач

  • Отсутствие потери скорости. Да, секвентальная коробка переключает быстро, провалов между переходами нет, отсюда и размеренная езда, быстрый набор скорости.
  • Расход топлива. Все предыдущие пункты влияют на появление этого преимущества. СКПП бережно расходует топливо и помогает экономить.
  • Подрулевые лепестки. Дополнительная опция, позволяющая почувствовать себя гонщиком. Удобно и необычно.
  • Два режима. Но тут внесу поправку. Это у АКПП есть функция перехода на ручной режим с помощью секвентальной системы. Так что это скорее плюс автоматов.

Но не все так идеально. У СКПП есть два существенных недостатка.

Принцип работы секвентальной коробки передач

  • Низкая устойчивость к нагрузкам и износам. Система сложная, состоит из множества элементов и требует аккуратного обращения. Нельзя просто наобум щелкать лепестками или рычагом. Следует правильно выбирать момент для переключения. Если этого не делать, механизмы быстро выйдут из строя. Не зря СКПП стоят на машинах профессиональных гонщиков.
  • Цена. Она высока на саму машину с СКПП и на обслуживание такой коробки. Хотя если у вас есть деньги на авто с секвенталкой, стоимость ее ремонта не должна быть проблемой.

Вот и все, что я хотел вам рассказать. Спасибо за внимание! Надеюсь, вам понравилось.

Источник: https://pricep-vlg.ru/auto-gadget/sekventalnaya-korobka-peredach/

Секвентальная коробка передач: классификация и принцип работы :

Благодаря эволюции механической классической КПП появились новые типы трансмиссии, которые так или иначе позволяют сделать управление авто более легким и комфортным. Автоматическая трансмиссия стала огромным прорывом в данной области.

Ежегодно она продолжала модифицироваться и совершенствоваться, давая возможность водителю не задумываться о переключении передач.

При этом механическая КПП не собиралась отставать: она тоже трансформировалась, формировала новые, более совершенные вариации.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Секвентальная коробка передач стала одним из таких новшеств. Она разительно отличается от других и позволяет менять передачи только в строго установленной последовательности: вниз для перехода на одну ниже, вверх – на одну выше.

Секвентальная коробка передач: принцип работы

В базе коробки передач данного вида лежит механическая обычная трансмиссия.

Среди основных отличий стоит отметить осуществление переключения за счет механизма гидравлики, отсутствие педали сцепления (управление системой осуществляется электронным блоком) и изменение косозубых шестерен на прямозубые.

Обеспечивают данные конструкционные особенности существенное снижение скорости переключения, что крайне важно для гоночных и спортивных автомобилей.

Где используется

Такая коробка передач приобрела распространение на гоночных соревнованиях. Это сделали с расчетом на то, что гонщику в процессе высокоскоростной езды (когда на машину воздействует вибрация и большие нагрузки) будет проще последовательно переключать передачи, чем стараться попасть в определенную.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Также секвентальная коробка передач уже давно активно используется на обычных серийных авто и успела приобрести большую популярность. Среди автолюбителей она получила название ручного режима трансмиссии.

Сцепление

Несмотря на отсутствие соответствующей педали, секвентальная коробка передач имеет сцепление, контролируемое специально предназначенным электронным блоком. Он перенимает сигнал с сенсора, определяющего силу давления на педаль газа, и включает необходимую передачу.

Электронный блок отправляет команду на КПП к специальным датчикам. После принятия команды они передают сигнал на прогрессивный блок, в котором находятся данные о скоростном режиме.

Это устройство является последним элементом, отвечающим за изменение работы двигателя. Оно принимает команды с различных датчиков, от включенной системы кондиционирования и силы нажатия на педали.

Вычисляется и корректируется скоростной режим на основе этой информации.

Классификация

Секвентальная коробка передач разделяется на КПП с применением сервопривода (с автоматикой или без) и КПП прямого действия, в основном распространенного на мотоциклах.

Принцип работы последнего заключается в следующем: производится переход на одну верхнюю передачу соответственным передвижением рычага. Обратный алгоритм используется для перевода на нижнюю.

Находится выключение между второй и первой передачами, осуществляется включение при помощи неполного отведения рычага.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Управление передачами на автомобилях производится рычагом, использующимся как переключатель, а также селектором режимов. Возможно применение «лепестков» или кнопок, находящихся на самом рулевом колесе. Дублированный принцип (рычаг+педаль) используется на тракторах.

Достоинства

К сильным сторонам КПП относится отсутствие самой педали сцепления, благодаря чему водители-новички чувствуют себя намного комфортнее. Другое неоспоримое преимущество – это увеличенная скорость переключения по сравнению с автоматической трансмиссией или стандартной механической (все-таки в скоростном аспекте лидирующую позицию занимает кулачковая коробка).

Составляет переключение примерно 150 мс. Столь короткий временной интервал достигается за счет присутствия сервопривода на гидравлической основе и электронного управления системы. Секвентальная автоматическая коробка передач меняет в автоспорте все правила игры.

Также машина приобретает лучшее сцепление с дорожным покрытием, так как вибрация и тряска практически отсутствуют.

Водителю не приходится до упора давить на педаль газа для достижения необходимого количества оборотов до того, как будет совершен переход на повышенную передачу.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Следующим достоинством является возможность выбора режима переключения. Это может быть автоматическое или ручное управление. Существует, как правило, три режима:

  • полностью автоматизированный;
  • спортивный механический;
  • стандартный механический.

Автоматическая адаптивная секвентальная коробка передач характеризуется присутствием кнопок на самом руле, благодаря чему водитель может, не отвлекаясь, контролировать передачи. Также топливный расход автомобиля значительно снижен за счет грамотно организованной трансмиссии.

Слабые стороны

В конструкции трансмиссии кроются недостатки данного типа. Заключаются сложности в малой износоустойчивости механизма гидравлики, который подвержен быстрому износу при высокоскоростной езде, из-за чего он нередко выходит из строя. Владельцам гоночных авто приходится очень часто перебирать всю конструкцию.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Секвентальная коробка передач на ВАЗ и других серийных автомобилях не испытывает больших нагрузок и намного дольше обходится без ремонта.

Тем не менее нужно правильно эксплуатировать механизм, уметь ощущать время необходимого понижения или повышения передачи в механическом режиме.

В ином случае может пострадать любой отдел трансмиссии, к примеру, гидравлический привод, что выльется в дорогостоящий и продолжительный ремонт.

Источник: https://www.syl.ru/article/253425/new_sekventalnaya-korobka-peredach-klassifikatsiya-i-printsip-rabotyi

Что значит секвентальная коробка передач

Автомобильная индустрия развивается крайне быстро. Каждый день появляются новые технологии, которые переворачивают сознание простых автомобилистов. Наглядным примером выступает эволюция трансмиссии.

Первой была изобретена механическая КПП, потом появился автомат и секвентальная коробка передач. Эти три этапа развития заняли приблизительно сто лет. Естественно, что в процессе появлялись ответвления и специфические изделия, которые имели узкий круг применения.

Внимание! В ряде источников секвентальная коробка называется роботизированной.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Секвентальные коробки устанавливаются на гоночных автомобилях, грузовиках и мотоциклах. Их главным отличием от стандартных МКПП является последовательное переключение скоростей. Проще говоря, водитель не тратит время на манипуляции с рычагом. К тому же система сама выбирает оптимальный момент для перехода. Благодаря этому производительность возрастает в несколько раз.

Читайте также:  Бампер хонда аккорд 7: передний и задний снимаем для ремонта или замены

Внимание! Если в гонке будут принимать участие два автомобиля полностью одинаковые по техническим характеристикам, кроме коробки передач, то победит тот, у которого будет секвентальная система.

На видео показано на примере КПП на Хонде как работает коробка передач:

Распространённые типы коробок передач

За период эволюции трансмиссии было выпущено множество машин, работающих за счёт автомата и механики. Каждая из этих систем имеет свои особенности, которые в той или иной мере отразились на секвентальной коробке.

Механическая коробка установлена практически на всех отечественных автомобилях. К её преимуществам можно причислить высокую надёжность и простоту в обслуживании. К тому же сама масса конструкции намного меньше, чем у АКПП.

Из-за простоты конструкции в производстве механическая коробка намного дешевле, чем АКПП. Также нельзя не отметить высокий КПД. Главным недостатком является высокая сложность эксплуатации для новичка.

В свою очередь, автоматическая коробка проста в управлении и не требует долгих тренировок для быстрого переключения. Также благодаря ей двигатель работает в оптимальном режиме. Из-за этого отсутствуют перегрузки.

Исторические сведения о секвентальной коробке

Принцип работы секвентальной коробки передач

Секвентальная коробка часто применяется конструкторами компании BMW в своих автомобилях. Первое внедрение произошло в 1996 году. Тогда модель Е36 М3 обзавелась подобной системой.

Внимание! Модификация секвентальной коробки называлась SMG 1.

За пять лет водители сумели оценить все преимущества секвентальной коробки. В результате в 2001 году линейка пополняется системой SMG 2. Ею оснащаются автомобили Е46 М3.

Концепт Е46 М3 стал настоящим хитом. Мало того, отзывы автомобилистов были о нём более чем позитивными. Наконец, в 2005 году появляется SMG 3. В ней временные затраты, необходимые на переключение, стали ещё меньше.

Спортивный тип М

Последним инновационным решением считается именно эта секвентальная коробка. Она насчитывает 7 ступеней. До этого ни одному автомобильному концерну не удавалось достичь этой цифры.

Главным достоинством семиступенчатой секвентальной коробки SMG является то, что она позволяет водителю делать выбор между комфортным и спортивным режимом. Конечно же, такие устройства устанавливаются только на мощных автомобилях.

Принцип и устройство

Принцип работы секвентальной коробки передач

Проще всего сравнить секвентальную коробку с механикой. Мало того, база у них практически одинаковая. Главное отличие заключается в шестернях. Здесь вместо косых зубьев идут прямые. В самой же конструкции отсутствует сцепление за ненадобностью.

Внимание! За переключение передач отвечает блок управления.

Само переключение происходит посредством гидравлики. Благодаря всем этим особенностям секвентальная коробка часто устанавливается на гоночные автомобили. Общим знаменателем всех этих модернизаций стало то, что КПП перестала зависеть от вибраций. Точнее, гонщику не нужно тратить время на поиск нужной передачи.

При сравнении обычной КПП и секвентальной коробки необходимо особое внимание уделить моменту переключения тяги. Как только это происходит, тяга привода подтягивается, поворачивается и нажимается. Так происходит в стандартной системе, но не в последовательной.

В секвентальной коробке при переключении одна тяга подтягивается, а другая отвечает за нажатие. Благодаря этому сокращается временной интервал. Это техническое новшество позволило выйти на новый уровень производительности.

Что такое секвентальная коробка передач:

Особенности функционирования

Рычаг переключения в машинах, на которых установлена секвентальная коробка, располагается на руле. В некоторых модификациях можно увидеть кнопки. При этом система функционирует в таких режимах:

  • спортивном;
  • стандартном;
  • автоматическом.

В первых двух вариантах используется механика. Неудивительно, что многие начинающие водители предпочитают ездить именно на такой коробке передач. Как только, они достигнут нужного уровня водительского навыка – для них откроется весь спектр возможностей системы.

Достоинства и недостатки

Принцип работы секвентальной коробки передач

Каждая система имеет уникальные особенности, которые обуславливают её эксплуатацию. Не стала исключением и секвентальная коробка. К её главным достоинствам можно причислить:

  • простоту в управлении,
  • высокую скорость переключения передач,
  • экономичность,
  • несколько режимов работы.

Секвентальная коробка передач может быть как механической, так и автоматической. К сожалению, без недостатков обойтись не получилось, и к минусам устройства причисляют:

  • ненадёжную конструкцию;
  • быстрый износ всех деталей;
  • необходимость в постоянном обслуживании.

В качестве примера можно взять обычную гоночную машину с секвентальной коробкой передач. После каждого заезда её перебирают мастера. Это является обязательным условиям для допуска автомобиля к следующей гонке.

Секвентальную коробку можно назвать результатом долгой эволюции трансмиссии. Она сочетает в себе преимущества МКПП и АКПП. Как результат подобная система обеспечивает великолепный разгонный потенциал и минимизирует затраты топлива. Также нельзя не отметить простоту в эксплуатации.

Источник: https://auto-gl.ru/chto-znachit-sekvental-naya-korobka-peredach/

Секвентальная коробка передач: что это такое, принцип работы, видео

Автомобильная инженерия за время своего существования шагнула далеко вперед. Инновационные разработки в области трансмиссии – прямое тому доказательство. На автомобилях, существующих сегодня, можно встретить различные по типу КПП. Пример такого механизма – это секвентальная коробка передач.

Что такое секвентальная коробка передач

Широкое распространение новая технология в области трансмиссии получила в 1990-х годах. Такая КПП представляет из себя коробку передач, допускающую переключать скорости только последовательным способом. От известного всем обычного варианта отличается механизмом работы.

Последовательное переключение было предусмотрено для тех случаев, когда действие на управленческую систему осуществляется с помощью ноги, как, например, на мотоциклах. Актуальна секвентальная коробка и в случаях со спортивными машинами, когда требуется быстрое переключение скоростей. Применение нашлось и в случае наличия у транспортного средства большого количества передач.

При таком раскладе традиционное перемещение вызывает неудобство. Это характерно для грузовых автомобилей и тракторов.

Зачастую такие коробки имеют механический тип работы. Но с течением времени и развитием технологий все чаще встречается автоматическая секвентальная коробка передач.

Отличие от обычного варианта заключается в том, что есть возможность для выбора между ручным и автоматическим режимом переключения передачи. Какой бы тип работы не использовался, главная особенность – строгая последовательность в переключении. Только вниз или вверх.

Водитель либо повышает скорость, либо понижает. Такой подход в системе работы механизма облегчает процесс езды для водителя и увеличивает быстроту переходу от одной скорости к другой.

Именно по этой причине автоматическая адаптивная секвентальная система приобрела популярность среди многих автолюбителей. Простота и удобство – две главные составляющие, взаимодополняющие друг друга.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Как устроена секвентальная коробка передач

Основанием для секвентальной коробки передач служит все та же привычная механическая трансмиссия.

Только в данном случае она была усовершенствована: в конструкции используются прямые зубья шестеренок, вместо распространенных косозубых. Также в основу заложен сервопривод, строящийся на гидравлической системе.

Именно благодаря этому скорости переключаются быстро. Схематически изобразить коробку такого типа можно следующим образом:

Принцип работы секвентальной коробки передач
Внимание! Секвентальная коробка передач не дает возможность водителю осуществлять выбор передач независимо, то есть перескакивать с одной передачи на другую сразу через несколько.

У некоторых автолюбителей возникает отдельный вопрос по поводу секвентальной АКПП, а именно, что это такое.

Ответ находится на поверхности: это автоматическая коробка передач, оснащенная только последовательным переключением скоростей (то есть секвентальным).

Существенным отличием такого вида является отсутствия педали сцепления у автомобиля и способ переключения скорости (только вниз и вверх).

Разбираясь с вопросом устройства данных конструкций, стоит упомянуть и про кулачковую секвентальную коробку передач. В моментах конструирования оба варианта имеют сходные характеристики.

Например, в обоих вариантах есть как прямозубые, так и длинные шестеренки. Они влияют на скорость переключения с одной передачи на другую. Определить, какая из этих КПП лучше, очень тяжело.

Поэтому специалисты по этой области объединили два данных механизма в один.

Принцип работы секвентальной коробки передач

Как уже упоминалось ранее, для секвентальной коробки передач характерно отсутствие третьей педали – сцепления. Особенно актуальна такая особенность для тех водителей, которые имеют небольшой опыт в обращении с транспортом на дороге. Ведь постоянное отвлечение левой ноги на педаль сцепления для многих является проблемой.

Но это далеко не означает, что данный механизм в коробке передач отсутствует. Он есть, только работает иначе. Следовательно, и сама работа секвентальной КПП отличается. Управление сцеплением осуществляется за счет специального электронного блока, который, в свою очередь, получает необходимые сигналы от сенсоров.

Они определяют силу давления на педаль газа со стороны водителя и контролируют включение конкретной скорости. Коробка передач же получает сигнал от электронного блока, а та в свою очередь с помощью датчиков передает всю необходимую информацию об используемой скорости в прогрессивный блок.

Именно тут протекает последний процесс – корректировка скоростного режима на основе следующих показателей:

  • количество оборотов двигателя;
  • работа кондиционера;
  • сила нажатия на педаль, а также ряд других.

Следующий принцип работы секвентального переключения передач заключается в используемых прямозубых шестеренках. Если сравнивать их с косозубыми, которые применяются в МКПП, они выдают более высокий коэффициент полезного действия. Это связано с тем, что первые из них оставляют большие потери во время трения.

И третья особенность работы устройства секвентальной коробки передач характеризуется наличием гидравлического сервопривода. Благодаря ему, происходит быстрое переключение с одной передачи на другую.

Важно! Гидравлические сервоприводы и роботизированные КПП – это не одно и то же. Различия заключаются в устройстве прибора: в последнем используется электрический сервопривод.

Более подробную и наглядную информацию о том, как работает секвентальная коробка передач, можно получить из следующего видео: 

На каких машинах установлена секвентальная коробка передач

Наибольшее распространение секвентальная коробка передач получила для спортивных машин, участвующих в гонках. Например, такая система работы используется в автомобилях «Формулы-1». Среди моделей транспорта, на которых изначально используется такой вид КПП, выделяются следующие:

  • BMW M3;
  • BMW M5;
  • Mercedes Benz C-Class.

Но секвентальная коробка гораздо распространеннее, чем кажется на первый взгляд. Как упоминалось ранее, встретить устройство такого вида можно на сельскохозяйственном транспорте и на большегрузных автомобилях. При конструировании машин с секвентальной коробкой передач в данном случае получило даже большее распространение.

Каждый водитель хочет обеспечить свой автомобиль всем необходимым для комфортной и безопасной езды. Так что некоторые автолюбители устанавливают КПП с последовательным переключением скоростей на свои машины, специально произведя замену старой трансмиссии на новую.

Поэтому встретить устройство можно совершенно у разного транспорта. Очень часто секвентальная КПП устанавливается на ВАЗ. Это обеспечивает водителю более облегченное вождение автомобилем. При этом отдается предпочтение именно кулачковой системе.

Таким образом, установить данную трансмиссию можно на любой автомобиль, главное, подобрать нужную модель, подходящую по всем параметрам. Вариантов секвентальной коробки передач на ВАЗ существует большое количество. Поэтому проблем в выборе или поиске нужного устройства не возникнет.

Тем более, что некоторые предлагают индивидуальную сборку для автомобиля специалистами высокого уровня.

Плюсы и минусы секвентальной трансмиссии

Для того чтобы разобраться, что ожидать от трансмиссии, нужно рассмотреть ее положительные и отрицательные стороны. Среди плюсов следует отметить следующие моменты:

  • Высокая скорость и удобство в вопросе переключения передач. Благодаря электронному блоку и гидравлическому механизму, скорость перехода с одной скорости на другую сводится к минимуму. Похвастаться такими показателями не может ни одна другая КПП: ни механическая, ни автоматическая. Ну а главное то, что с использованием секвентальной трансмиссии водителю не придется судорожно стараться найти нужную в данный момент передачу. Особенно это актуально при прохождении крутых поворотов или движению по кольцу, когда трудно удержать автомобиль на правильной траектории.
  • При переключении отсутствует потеря скорости. Такая особенность полюбилась в кругах гонщиков, ну и, конечно, обычные водители тоже высоко оценили наличие такой возможности в трансмиссии.
  • За счет хорошо продуманного устройства секвентальной коробки передач топливо расходуется экономично.
  • Переключение скоростей подрулевыми лепестками. Такая технология еще больше упрощает управление автомобилем во время движения.
  • Возможность выбора между автоматическим режимом переключения скоростей и ручным. Конечно, секвентальная трансмиссия может существовать и отдельно от данной функции. Но если все-таки она используется, то это однозначно относится к плюсам.
  • Отсутствует педаль сцепления. Особенно актуально это для начинающих водителей, которым в силу малого опыта сложно справиться с механической КПП.
  • Во время переключения рычага не приходится задумываться о том, какую именно передачу выбрать. Водитель просто либо понижает, либо повышает скорость.
Читайте также:  Устройство и принцип работы тнвд lucas

Минусы секвентальной трансмиссии:

  • Чувствительность к высоким нагрузкам и износу. Речь идет не только о спортивных автомобилях, но и простых гражданских машинах.
    Внимание! Каким бы простым не было переключение скоростей на КПП, важно делать это своевременно. Если пренебрегать этим пунктом, то система быстро придет в негодность.
  • Высокая стоимость обслуживания. Принцип работы секвентальной коробки заключается в сложном механизме. Чем сложнее механизм, тем дороже его обслуживание.
  • Добиться увеличения мощности машины путем установки секвентальной коробки можно только в том случае, если вовремя переключаться с высших передач на низшие и наоборот. Так что водитель должен хорошо чувствовать свой автомобиль, что является не всегда простой задачей.

Заключение

Секвентальная коробка передач подарила автолюбителям новые возможности.

Устройство и принцип работы заслуживают внимание со стороны водителей, а удобство использования приобретает все большее количество потребителей.

Благодаря всему перечисленному, КПП такого типа с каждым годом получает все большое распространение. И, учитывая все положительные стороны коробки передач, это не спроста.

Источник: https://mashintop.ru/transmissiya/chto-znachit-i-kak-rabotaet-sekventalnaya-kpp.html

Как это работает: секвентальная коробка передач

Эволюция механической коробки передач привела к изобретению целого ряда типов трансмиссий, которые в той или иной мере упрощали водителю управление автомобилем.

Важным шагом в этом плане стало изобретение автоматической коробки передач, которая впоследствии трансформировалась и совершенствовалась, позволяя водителю вообще не задумываться о том, когда и как нужно переключиться на нужную передачу.

Но и механическая трансмиссия не осталась без внимания инженеров – ее тоже постоянно модернизировали и модифицировали, изобретая все новые и новые механизмы переключения передач.

Одним из результатов таких изысканий стала секвентальная коробка передач – трансмиссия, отличающаяся тем, что ее передачи можно включать только в строгой последовательности: вверх для повышения передачи, вниз – для понижения.

Принцип работы секвентальной коробки передачСеквентальная коробка передач

Принцип работы секвентальной трансмиссии

Этот тип КПП построен на базе обычной механической трансмиссии. Ее основное отличие заключается в том, что вместо косозубых здесь стоят прямозубые шестерни, отсутствует педаль сцепления (эту роль выполняет электронный блок управления), а передачи в этой коробке переключаются при помощи гидравлического механизма.

Это в значительной мере (до 150 миллисекунд) сокращает скорость переключения, что наиболее важно для спортивных автомобилей, на которых, кстати, секвентальная КПП устанавливается наиболее часто.

Так, именно коробка передач с секвентальным механизмом монтируется на гоночные болиды, участвующие в Формуле 1 и прочих соревнованиях подобного толка.

Конструкторы поняли, что коробка передач с таким механизмом будет наиболее удобной для гонщика, ведь при езде на высокой скорости, когда автомобиль подвержен вибрации, достаточно сложно попасть в нужную передачу. А секвентальная коробка передач справляется с этой задачей на пять с плюсом.

Впрочем, уже не один десяток лет секвентальный механизм переключения передач используют и на «гражданских» машинах. В обиходе его называют «ручным» режимом и характерен он для автоматических трансмиссий.

Плюсы и минусы секвентальной коробки передач

Как и у всякого механизма, который работает под нагрузкой, у секвентальной трансмиссии есть свои особенности.

К положительным сторонам этого агрегата относится отсутствие педали сцепления, что важно для водителей-новичков (если мы говорим об использовании этого типа трансмиссии на серийных автомобилях).

Вторым положительным фактором селективной КПП считается скорость переключения передач, которая выше чем у классических автоматической и механической трансмиссий. Третьим плюсом этой коробки передач является экономичность – благодаря сокращенному времени переключения передач.

Четвертый аспект – выбор из двух режимов переключения передач (автоматический либо механический). Для такой коробки характерно наличие подрулевых «лепестков», посредством которых водитель переключает передачи, не отрывая рук от рулевого колеса.

Есть у этой коробки и свои минусы, и кроются они в конструкции самого агрегата. Дело в том, что гидравлический механизм секвентальной КПП неустойчив к износу и при езде под большой нагрузкой склонен к частому выходу из строя.

На спортивных автомобилях, где нагрузки весьма высоки, такую коробку зачастую перебирают после каждой второй гонки.

Для секвентальных коробок, использующихся на серийных автомобилях (BMW M3, M5, Mercedes-Benz C-Class) характерен более высокий ресурс мощности вследствие того, что они не испытывают перегрузок, подобно гоночным автомобилям.

И все же, если эксплуатировать секвентальную коробку неправильно (в ручном режиме важно чувствовать момент и вовремя переключать передачи), то и на серийном автомобиле она долго не прослужит – может выйти из строя гидравлический привод сцепления и прочие узлы и агрегаты этой трансмиссии. А ремонт секвентальной КПП – удовольствие не из дешевых.

Источник: https://avtoexperts.ru/article/kak-e-to-rabotaet-sekvental-naya-korobka-peredach/

Где применяется коробка секвентального типа

Такое мудреное и труднопроизносимое слово для простого русского человека, как секвентальный, образовано от английского sequence, что в переводе значит: последовательность.

И английское название sequential manual gearbox по-русски звучит как секвентальная коробка передач.

Это устройство на автомобилях определенного класса, допускающее только последовательные переключения скоростей с первой на повышенную и наоборот, без перескакиваний.

Традиционная коробка

На традиционных КПП, устанавливаемых на большинстве отечественных автомобилей, нейтральное положение рычага включения скоростей установлено посредине. Для того чтобы тронуться с места, мы выжимаем сцепление и включаем первую передачу.

В дальнейшем с набором скорости рекомендуется их последовательное переключение.

Однако ничто не мешает нам начать движение сразу на второй скорости, если состояние дороги нормальное и двигатель рассчитан на такое действие.

Пытаясь запустить двигатель с севшим аккумулятором, мы, толкая автомобиль, для облегчения можем включить сразу и третью, и даже четвертую. Ничто этому не препятствует.

Снижая скорость для совершения маневра, мы, притормозив, с четвертой передачи переходим сразу на вторую или на первую. Перепутав, можно и на ходу включить не ту скорость, что для авто далеко не безобидно.

Коробка-автомат

Чтобы упростить управление автомобилем, была изобретена автоматическая коробка передач, которая освободила водителя от необходимости выбирать режим движения на том или ином участке пути. Автомат сам переключается, водитель же, работая одной ногой, или прибавляет скорость, или притормаживает.

Управление автомобилем с АКПП требует меньшей квалификации, и не зря разрешение на эксплуатацию подобного транспортного средства выделено теперь в отдельную категорию.

Но и работа над совершенствованием механической трансмиссии не останавливалась.

В результате появилась секвентальная трансмиссия, которая также не предусматривает наличие педали сцепления, но работающая на иных принципах. И главная её особенность – строго последовательное переключение скоростей.

Принцип секвентальности

Последовательное переключение передач можно отметить, например, на мотоциклах, где они включаются ногой. Нейтральное положение там располагается чаще всего между первой и второй передачей. Та же механика применяется на тракторах, на больших грузовиках.

Наибольшее же распространение последовательное включение получило в коробках спортивных автомобилей, где дорога каждая миллисекунда и недопустимо снижение скорости при переключении.

Использование гидравлики позволяет ещё больше ускорить этот процесс и сократить его до минимума.

В основе секвентального механизма лежит обычная механическая коробка передач, несколько усложненная в процессе модернизации. Главной особенностью является то, что с её помощью можно осуществлять переключение с пониженной на повышенную передачу без снижения скорости движения автомобиля, что неизменно происходит при работе традиционной КПП.

Кулачковая или секвентальная

Надо сказать, что на ряде гоночных автомобилей установлена кулачковая коробка передач. Хотя если кулачковую трансмиссию сделать ещё и секвентальной, уже и так очень большая скорость переключения режимов будет ещё выше. И это применяется уже на болидах «Формулы 1».

В отличие от косозубых шестерен на традиционной коробке обычного автомобиля, в кулачковой шестерни прямозубые и длинные. Это роднит её с трансмиссией секвентальной коробки.

И именно эта особенность позволяет и той, и другой системе переключаться, не снижая скорости. При этом устройство самой коробки проще – здесь нет синхронизаторов, а вместо множества мелких зубьев на шестерне и муфте торцевые выступы.

Те самые кулачки, которые и входят напрямую в зацепление с зазором.

Особенности

На автомобилях с секвентальной коробкой рычаг переключения располагается на руле. Как вариант, на рулевом колесе могут устанавливаться кнопки. Нужная кнопка маркирована литерой «S». Предусмотрено как автоматическое, так и ручное переключение. При этом коробка может работать в трех режимах:

  • Стандартном механическом.
  • Механическом спортивном.
  • С автоматическим переключением без участия водителя.

Достоинствами этого автомобиля будущего являются следующие моменты:

  1. У авто с секвентальной КПП, как и с АКПП, нет педали сцепления – это хорошо для начинающих водителей.
  2. Эта коробка предусматривает выбор между автоматическим и ручным переключением.
  3. Высокая скорость переключения передач, что отражается на экономичности двигателя.

Недостатком пока является низкая устойчивость к износу механизма коробки.

Источник: https://ZnanieAvto.ru/kpp/sekventalnaya-korobka-peredach-i-princip-raboty.html

Секвентальная КПП: особенности, плюсы и минусы

Сегодня существует большое количество различных типов КПП: механическая, автоматическая и роботизированная коробка передач. При этом «автоматы» и «роботы» также могут иметь разное устройство.

Например, автоматические коробки представлены АКПП и вариаторами CVT, РКПП может быть как простым роботом с одним сцеплением, так и преселективной коробкой с двумя сцеплениями типа DSG. В этой статье мы поговорим о том, что такое секвентальная коробка передач.

Коробка SMG: секвентальная трансмиссия

  • Как известно, на начальном этапе в автомобилестроении использовалась исключительно механическая коробка МКПП.
  • Однако в дальнейшем инженеры разработали другие типы трансмиссий, при этом главной задачей стало максимальное упрощение управления автомобилем.
  • Настоящим прорывом стало появление автоматической коробки передач АКПП, которая позволила реализовать возможность выбора и переключения передачи автоматически, то есть без участия водителя.

При этом гидромеханический «автомат» не вытеснил традиционную механику по целому ряду причин, МКПП продолжили дорабатывать, конструкция постоянно совершенствовалась. В результате одной из разновидностей МКПП стала секвентальная коробка передач.

В двух словах, такая трансмиссия отличается от аналогов тем, что повышенные и пониженные передачи включаются только в определенной последовательности. Если просто, водитель авто с так называемой секвенталкой переключается строго по порядку «вверх», чтобы включить повышенную, или «вниз» для включения пониженной передачи.

При этом на обычной механике водитель может переключать передачи по принципу «поиска», то есть произвольно. Главное, чтобы передача соответствовала скорости движения и т.д. На практике, например, можно тронуться со второй и сразу переключиться на четвертую. Секвентальная КПП сделать этого не позволит.

Устройство и принцип работы секвентальной коробки передач

Как уже было сказано, секвентальная КПП (иногда называется селективной коробкой передач) в основе имеет простую механическую трансмиссию. Однако есть и отличия от МКПП.

Прежде всего, нет педали сцепления, то есть секвентальная коробка похожа на классический автомат. Также в конструкции применены прямозубые шестерни вместо косозубых. За «выжим» сцепления вместо водителя отвечает отдельный ЭБУ, переключение передачи реализовано посредством специального гидромеханизма.

Читайте также:  Принцип работы топливного насоса mitsubishi lancer

Такие особенности позволяют добиться высокой скорости переключений, что незаменимо для спорткаров, гоночных болидов и т.д. Кстати, именно на таких машинах зачастую и устанавливается секвентальная коробка, хотя данный тип КПП можно встретить и на гражданских версиях.

  • Дело в том, что на высокой скорости машина сильно вибрирует, в результате чего достаточно сложно включить нужную передачу на обычной механике, причем сделать это нужно очень быстро.

Как видно, секвентальная КПП фактически является более привычным сегодня «роботом». Также обычный автомат с ГДТ, который имеет возможность ручного управления (Типтроник), напоминает в этом режиме работу секвентальной КПП.

Преимущества и недостатки секвентальной коробки

Начнем с плюсов секвентальной трансмиссии. Прежде всего, это возможность как ручного, так и полностью автоматического переключения передач, что значительно упрощает езду на гражданских версиях автомобилей с коробкой SMG.

Также селективная КПП отличается высокой скоростью переключения передач. Под управлением электроники переключение происходит быстрее, чем у водителя-профессионала, а в автоматическом режиме скорости переключаются быстрее, чем в АКПП.

В результате крутящий момент от ДВС практически постоянно передается на колеса, в момент переключения нет заметного разрыва мощности, повышается топливная экономичность.

Также управление SMG коробкой реализовано удобнее, чем вариатором, АКПП или даже преселективной DSG на многих моделях авто. Речь идет о подрулевых «лепестках», при помощи которых можно быстро переключать передачи в ручном режиме, причем водитель не убирает руку с руля.

Например, в случае с АКПП Типтроник для переключения передач вверх и вниз водитель должен толкать селектор, на коробке DSG потребуется нажимать специальную кнопку на селекторе и т.д. Именно по этой причине секвентальные коробки, как правило, устанавливаются на гоночные машины и  спортивные «заряженные» версии гражданских авто.

  • Если же говорить о минусах, хотя коробка SMG рассчитана на высокие нагрузки и передачу внушительного крутящего момента, данный тип КПП не отличается надежностью. Прежде всего, гидравлический механизм подвержен ускоренному износу, с этим механизмом часто возникают проблемы.

Что касается спортивных автомобилей, участвующих в гонках, по понятным причинам надежность отодвинута на второй план, так как важнее всего добиться скорости переключений. Простыми словами, после одного или двух заездов КПП попросту меняют или ремонтируют.

На гражданских авто и серийных спорткарах ресурс секвентальной коробки несколько увеличен, так как нагрузки обычно меньше по сравнению с гоночными болидами. Однако ошибки во время эксплуатации, несвоевременный переход на повышенную или пониженную передачу в ручном режиме также сокращает срок службы трансмиссии.

В результате из строя быстро выходит гидропривод сцепления и другие элементы. При этом важно понимать, что ремонт секвентальной коробки передач обойдется владельцу достаточно дорого.

Подведем итоги

Как видно, секвентальная КПП SMG имеет как свои преимущества, так и недостатки. Прежде всего, покупка автомобиля с такой коробкой для езды в черте города зачастую нецелесообразна. Трансмиссия плохо адаптирована для города и езды в пробках по сравнению с аналогами, сильно изнашивается при езде по снегу с пробуксовками, а также отличается дороговизной ремонта и обслуживания.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что такое коробка AMT. Из этой статьи вы узнаете об устройстве, принципах работы, особенностях, а также преимуществах и недостатках коробок передач AMT по сравнению с аналогами.
При этом если нужна очень высокая скорость переключения передач и максимальное удобство при переключениях, тогда именно данный тип КПП можно считать оптимальным решением.

Напоследок отметим, что сегодня в продаже можно встретить модели авто, которые имеют надежный гидромеханический автомат, однако также присутствуют и подрулевые лепестки для ручного режима.

Источник: http://KrutiMotor.ru/sekventalnaya-korobka-peredach-smg/

Секвентальная коробка передач: особенности, принцип работы

Секвентальный — это слово достаточно трудно произнести русскоязычному человеку, а всё потому, что оно пришло к нам из английского (sequence) и означает «последовательный».

Секвентальная коробка передач представляет собой чаще всего автоматизированную КПП, которая может переключать передачи только последовательно, например, с первой на вторую и выше, а также в обратном порядке.

Давайте рассмотрим принципы работы механической и автоматической КПП и потом перейдём к секвентальной, чтобы лучше понять её.

Механическая коробка

На большинстве отечественных авто установлена именно механическая КПП, поэтому практически каждый встречался с ней на практике хотя бы во время вождения в автошколе. Такая коробка передач функционирует по следующему принципу.

Кулиса может быть установлена в нейтральном положении, которое находится посредине между передачами. А для того чтобы начать движение, необходимо выжать педаль сцепления и включить первую передачу.

В процессе набора скорости движения передачи переключаются последовательно.

Но водитель может тронуться и со второй передачи, если покрытие дороги не препятствует плавному движению и двигатель позволяет выполнить такой манёвр.

Если автомобиль не заводится, мы толкаем его и можем включить двигатель даже на третьей и четвёртой передаче. Для снижения скорости при повороте мы можем переключить даже с пятой на вторую.

Другими словами, вы должны запомнить главную мысль: на механической КПП можно переключать передачи непоследовательно.

Автоматическая коробка

Инженерам как-то была поставлена задача облегчить управление автомобилем, именно тогда и была изобретена коробка автоматического переключения передач.

Её появление существенно упростило процесс управления автомобилем, водителю больше не нужно было выбирать скоростной режим движения. Автомат сам выбирает передачу, а водитель контролирует его только нажатием педалей тормоза и газа.

Управлять машиной с АКПП гораздо проще, и не требуется наличие особой квалификации.

Однако процесс модификации КПП не останавливался, именно поэтому и появилась более совершенная кулачковая секвентальная коробка передач. Для её функционирования тоже не нужна педаль сцепления, как и в автоматической, но работа её основывается на совершенно иных принципах.

Секвентальная коробка

Как было сказано ранее, секвентальная коробка основывается на принципе строго последовательного переключения передач. А поскольку построена она на основе механической КПП, то и в процессе статьи мы будем периодически затрагивать принципы работы механической коробки.

Первое, что следует запомнить, — это отсутствие педали сцепления для секвентальной КПП, а это определённый плюс для неопытных водителей, которые с большим трудом справляются с тремя педалями.

На самом деле сцепление у этой КПП есть, но его контролирует электронный блок, специально предназначенный для этого.

Этот блок считывает сигнал с сенсоров, которые определяют силу нажатия на педаль газа и высчитывают, какую передачу следует включить. Теперь это задача не водителя, а техники.

От электронного блока подаётся команда на КПП, где установлены специальные датчики. Они принимают этот сигнал и передают новую команду на прогрессивный блок, где заложена информация о скоростном ритме автомобиля.

Прогрессивный блок — это последний элемент в схеме, он отвечает за корректировку данных работы двигателя. На него поступают сигналы с разных датчиков, от степени нажатия на педаль газа, от включённого кондиционера и т. д.

На основе этих данных он вычисляет и корректирует скоростной режим.

Копнём немного глубже, рассмотрим конструкционную составляющую подробнее, возможно, кто-то захочет производить ремонт такой коробки передач своими руками. А для этого обязательно нужно знать все нюансы и принципы передачи движения на вал.

В конструкции секвентальной коробки входят только прямозубые шестерни. Их использование оказалось более рациональным, если сравнить с их косозубым аналогом, установленным в механической КПП.

Прямозубые шестерёнки выдают очень высокий КПД, а связано это с тем, что они практически не создают трения в процессе работы.

Однако и у них есть недостаток, они передают меньший крутящий момент, поэтому чтобы компенсировать этот недостаток, используют шестерни большего диаметра.

И последняя черта секвентальной коробки — гидравлические сервоприводы, именно их наличие позволяет производить электронному блоку сверхбыстрое переключение передач. Сервоприводы на основе гидравлической составляющей некоторые водители путают с АКПП. А это очень серьёзная ошибка, ведь конструкционно они совершенно разные: как и их принцип действия, так и КПД на выходе.

Преимущества секвентальной трансмиссии

Давайте взглянем, какие сильные стороны есть у этой инновационной КПП.

Мгновенное переключение

Действительно, это главная отличительная черта. Настоящая трансмиссия стремительно переключает передачи. Чтобы не быть баснословным, стоит отметить, что переключение составляет около 150 мс.

Достигается такой временной отрезок благодаря наличию в системе электронного блока управления и сервопривода на гидравлическом принципе.

Более того, при переключении не теряется скорость! Секвентальная коробка передач полностью меняет правила игры в автоспорте.

Таким быстрым переключением не может выделиться ни одна из современных модификаций механической или автоматической трансмиссий. Более того, автомобиль теперь будет гораздо проще удерживать на дорожном полотне, ведь тряски и вибрации практически не будет. Да и вам не придётся вжимать педаль газа до упора, чтобы «добить» количество оборотов до перехода на повышенную передачу, как в АКПП.

Экономность

Этот пункт вытекает из первого, благодаря продуманной конструкции трансмиссии расход топлива очень экономен.

Подрулевые лепестки

Эта технология давно уже существует и пользуется большой популярностью среди гонщиков. А в секвентальной КПП скорость переключения ещё выше, а удобства ещё больше.

Выбор скоростного режима

Водитель может выбрать либо автоматическое переключение передач и ездить, не задумываясь ни о чём, либо ручное, которое носит название Sport Mode.

Недостатки секвентальной трансмиссии

Износ

Высокая нагрузка приводит к быстрому износу такого типа трансмиссии. И разговор сейчас идёт не о спорткарах, которые вы видите на треке гонок Формула 1, а об обычных автомобилях.

Дело в том, что наличие электронного блока управления делает КПП очень чувствительной к нагрузкам, другими словами, к несвоевременному переключению. Ещё одно доказательство утверждения «Чем сложнее механизм — тем выше вероятность его поломки».

Разумеется, если всё делать вовремя и не допускать лишней нагрузки — такая трансмиссия будет долговечной.

Дорогое обслуживание

Мы рассмотрели конструкцию секвентальной КПП, в ней находится множество электронных счётчиков данных и блоков анализаторов. Именно поэтому стоимость технического обслуживания такой трансмиссии очень высокая.

Основные заблуждения

Секвентальная трансмиссия = роботизированная КПП

Это, наверное, главное заблуждение. Да, две эти КПП имеют в наличии сервоприводы, но вот в секвентальной они гидравлические, а в роботизированной — электрические. А это уже технологически разная реализация.

Секвентальная КПП — это автоматическая КПП

Большинство водителей делают такой вывод на основе того, что практически все современные автомобили для постоянного пользования (не спорткары), которые комплектуются такой трансмиссией, работают только с «автоматом». Это глубочайшее заблуждение, во-первых, есть модели, где можно выбирать автоматическое переключение или ручное переключение во время езды. Во-вторых, вспомните гонки Формула 1 и всё сразу встанет на свои места.

Вывод

На сегодняшний день секвентальная коробка передач становится всё популярнее и устанавливается на новые модели автомобилей и даже мотоциклов. С течением времени эта технология совершенствуется и доводится до идеала.

Если сравнить первые такие трансмиссии, которые вышли в серийное производство на автомобилях BMW в 1996 году, и современные аналоги — разница будет колоссальной! А если устанавливается на авто секвентальная трансмиссия, которая ещё и кулачковая, — то вы получаете в два раза больше преимуществ.

Чаще всего такое технологическое решение применяется на спортивных автомобилях.

Источник: https://CarExtra.ru/obzory/sekventalnaya-korobka-peredach.html

Ссылка на основную публикацию