Рама автомобиля маз: ремонт и назначение

Но именно здесь собирается последняя модель МАЗ, на разработку которой было потрачено почти 2 года. У нас появилась уникальная возможность проследить за всеми этапами сборки одного из самых популярных тягачей — МАЗ-5440Е9

Поехали!

Секретность, обучение, непрерывная работа, поиск конструкторских решений — не просто слова. Это суть работы одного из крупнейших на постсоветском пространстве завода. За свою историю МАЗ прошел немало испытаний и претерпел ряд изменений.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеМАЗ с высоты птичьего полета

9 августа 1944 года постановлением Государственного комитета обороны было принято решение о создании автосборочного завода в Минске. Несмотря на тяжелые времена, МАЗу удалось уже к 1947 году выпустить своих первенцев: пять автомобилей МАЗ-205. Через год было организовано серийное производство.

Уже к 1951 году количество выпущенных машин достигло 25 тысяч экземпляров! С того далекого и уже ставшего для нас историей времени МАЗ ни на минуту не прекращает работу.

Постоянная модернизация, выпуск новых усовершенствованных моделей, множество наград и премий не заставляют усомниться в том, что завод по-прежнему является одним из лидеров в данной сфере, обеспечивая грузовой техникой многие страны СНГ. Сегодня МАЗ — это 110 цехов, 18 тыс. работников.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеМАЗ на конвейере

С линии автосборочного завода сходит до 100 грузовиков в день — это примерно 7 грузовиков в час. Впечатляет? А что если мы скажем, что в большинстве своем машины не производятся массово, каждая — своего рода уникальное творение, созданное с учетом индивидуальных требований клиента. То есть примерно 35 000 грузовиков в год, и ни один не похож на другой!

Все начинается с… «позвоночника»

Сборка любого грузовика (и МАЗ-5440Е9 не исключение) стартует со сборки шасси. Процесс начинается с лонжеронов (фр.

longeron, от longer — идти вдоль) — главного силового элемента рамы, который обеспечивает прочность и сопротивляемость изгибу при нагрузке. Два параллельных лонжерона укрепляются усилителями, а между собой скрепляются поперечинами.

Такая конструкция имеет множество отверстий. Это, можно сказать, своеобразный конструктор, скрепляемый впоследствии примерно 120 болтами.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеЛонжероны – гарант прочности и надежности

Из интервью с заместителем начальника автосборочного цеха Дмитрием Гореликом — Как удается избежать ошибки и установить все правильно, ведь рама имеет множество отверстий? — Мы проводим обучение наших специалистов, постоянно повышаем разряд. Если выходит какой-то новый автомобиль, то технологи совместно с конструкторами предварительно проводят авторский контроль, то есть обучают и рассказывают об особенностях новинки.

Рама — главный несущий механизм грузовика — содержит несколько основных деталей: лонжероны, усилители лонжеронов, поперечины, боковины.

Сначала собирают усилители и лонжероны, затем на кронштейны крепятся заклепки (или болты, в зависимости от модели), потом все эти части собираются вместе и проходят контрольные испытания.

Для того чтобы не перепутать все эти детали, каждая из них имеет свою маркировку, идентификационный номер, который страхует от ошибок при сборке.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеКаждая деталь рамы пронумерована

Одну раму собирают около 20 рабочих, а помогают им вот такие машины. Это высокоскоростное многофункциональное оборудование. Если раньше для обработки кронштейна необходимо было 5-6 станков с их переналадкой, то сейчас есть возможность, пропустив кронштейн через одну установку, обработать его со всех сторон. Это позволяет сократить расходы и время на обработку деталей.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеЯпонское оборудование для обработки кронштейнов

Вообще, сборка рамы — настоящий ритуал, сродни японской церемонии чаепития. Количество этапов подготовки, которые проходит автомобильная рама, впечатляет. Такой чести не удостаивается больше ни одна деталь. На первом этапе рама проходит дробеструйную обработку, а затем ее ожидает процедура катафорезного покрытия, которая обеспечивает защиту детали от ржавчины и окисления.

Но особенно привлекательным с точки зрения обывателя, впервые попавшего на автомобильный завод, выглядит этап порошкового окрашивания рамы. Вот как это происходит.

Если вы думаете, что принятие ванн — занятие только для людей, то вы ошибаетесь.

Рамы тоже принимают ванны! И не одну! Сначала ее просто промывают, следующая ванна — фосфатная (это ей все автомобилисты обязаны отсутствием коррозии), далее — 3-х кратная промывка после фосфата, и наконец, ванна с катафорезной грунтовкой. И опять 3-х кратная промывка, чтобы смыть лишние хлопья краски. Не удивимся, если сотрудники завода заканчивают эту процедуру 3-х кратным «Ура»!

После этого специалист проверяет качество сборки и покраски рамы. И только затем рама отправляется на конвейер. Кстати, цикл от навески до съема рамы составляет 4 часа 30 минут, каждая последующая рама выходит через 6 минут 30 секунд!

По мосту — к автомобилю

В это время другая группа рабочих в автосборочном цеху уже ожидает раму. Сам цех представляет собой огромное помещение, где трудятся десятки работников. С конвейера, протяженностью 320 метров, ежедневно сходят до сотни автомобилей.

Из интервью с заместителем начальника автосборочного цеха Дмитрием Гореликом — Смешиваете ли вы сборку нескольких моделей в рамках одной линии? И к чему в конечном итоге это приводит? — Мы ориентируемся на потребителя, поэтому смешивание моделей на одной линии — это и необходимость, и существенное преимущество перед конкурентами. Мы получаем заказ и работаем в соответствии с заказом. Ведь есть базовая модель, а есть желание потребителя, который заранее оговаривает, какую хочет коробку, двигатель, шины, пневматику… Все эти требования мы выполняем. — Сколько автомобилей МАЗ-5440Е9 уже выпущено? — С производственной линии уже сошло 235 тягачей МАЗ-5440Е9.

Первое, что делают специалисты, получив по конвейеру раму, — устанавливают оси (мосты). К слову, процесс этот занимает 2 минуты. Теперь вы понимаете, что рассказ о слаженности работы — это не просто слова.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеЧто можно сделать за 2 минуты? Установить оси!

МАЗ-5440Е9 — двухосный седельный тягач. Распределение технически допустимой общей массы автомобиля происходит следующим образом: на первую ось — 7 300 кг, на вторую ось — 11 500 кг. Когда оси готовы, устанавливается сбалансированная подвеска и закрепляется тележка к раме.

Тем временем в другом цеху осуществляется сборка двигателя. На видео специалисты устанавливают сцепление и стыкуют коробку передач с двигателем, кладут жгуты по двигателю, монтируют систему отопления. После этого двигателю предстоит «встретиться» с шасси.

МАЗ-5440Е9 оснащен двигателем Mercedes-Benz OM501LA.V/5, V6 (Euro-5) мощностью 435 л.с. Впервые на седельный тягач установлена 12-ступенчатая коробка переда G211-12. Допустимая общая масса автопоезда — 40 000 кг. Также этот тягач может комплектоваться другим двигателем — отечественным ЯМЗ — если того пожелает заказчик.

Кстати, в машине отсутствует педаль сцепления. Водитель имеет возможность управлять транспортным средством как в полуавтоматическом, так и в полностью автоматическом режиме. После того, как двигатель собран, он возвращается на конвейер и устанавливается на раму.

По тормозам

Следующий этап — прокладывание магистралей тормозной системы и основной проводки. Это еще одно испытание в споре человека и машины. Кропотливая работа, ведь множество проводов необходимо собрать в ограниченном пространстве. Тягач оснащен дисковыми тормозами, которые имеют улучшенное охлаждение и более высокую эффективность торможения. А это плюс один к безопасности.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеСобрать тягач, как вышивать бисером. Также кропотливо

В то время как одна группа специалистов трудится над сборкой шасси, другая — создает не менее важный компонент автомобиля — кабину.

30 человек и 4 часа времени — кабина готова

Из пустого каркаса в итоге получается полностью оснащенный компонент автомобиля. Происходит это поэтапно: сначала закладывается проводка, она обклеивается и утепляется. Затем — обивка, установка отопителя, панели, крепление сидений, электрооборудования. Монтируются стекла. Фары кабина получает уже на конвейере. 30 человек, 4 часа времени — и кабина готова.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеПока ещё пустой каркас кабины

Как рассказали на заводе, самым популярным цветом кабины является цвет с романтическим названием «Белые ночи». В целом же, палитра довольно широкая, и каждый может выбрать цвет по душе.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Что ж, теперь опять на конвейер. Здесь кабина, шасси и двигатель будут собраны воедино. Этот союз должен быть на века!

Зона испытаний — еще один этап, без которого ни один грузовик не выезжает за пределы завода. Здесь проверяются фары, рулевое управление, тормоза и работу двигателя.

Для оценки скорости используют не только роликовый стенд. На 15-ти километровом треке с брусчаткой проводится испытание подвески на прочность.

Снять видео, как вы понимаете, в таких дакаровских условиях было сложно, но фото прилагаем.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначениеИспытание брусчаткой. Держи-и-и-и-ись!

Хотите почувствовать себя за рулем МАЗа? Пожалуйста! Видео сделано из кабины грузовика и, надо сказать, ехать в нем было мягко и комфортно. Машина быстро набирает скорость и практически бесшумна.

После прогулки грузовик возвращают обратно в цех, где машина… принимает душ. Да, вы не ослышались — в течение 10 минут на автомобиль обрушивается искусственный ливень. Это необходимо, чтобы проверить, есть ли протечки.

Читайте также:  Для чего нужны дублирующие педали в автомобиле?

Если грузовику удалось выйти сухим из воды, не подмочив своей репутации, то самое время покидать стены родного дома. Рождение тягача свершилось! Кстати, встреча грузовика и будущего владельца иногда происходит прямо на заводе, но чаще машины отправляются дилерам.

  • Готов к труду и обороне!
  • Легкой дороги, МАЗ!
  • Седельные тягачи МАЗ в Торговой системе Грузового Ру

Источник: https://gruzovoy.ru/news/industry/993_odin_den_iz_jizni_zavoda_sobiraem_maz-5440e9_vmeste.html

Руководства по эксплуатации, обслуживанию и ремонту МАЗ

Автомобили МАЗ

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500/503/504. Издательство: Транспорт Год издания: 1968 Страниц: 328 Формат: DjVu Размер: 16,9 Mb

Ремонт автомобилей МАЗ

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500/503Б/504. В.З. Пасов, И.И. Малишевский Издательство: Транспорт Год издания: 1971 Страниц: 304 Формат: DjVu Размер: 4,1 Mb

Автомобиль МАЗ-500 и его модификации

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по устройству и техническому обслуживанию автомобилей МАЗ-500/503/504. Издательство: Машиностроение Год издания: 1968 Страниц: 339 Формат: PDF Размер: 125,7 Mb

Автомобили МАЗ-500A/504А/516

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-500А/504А/516. Издательство: Транспорт Год издания: 1973 Страниц: 264 Формат: DjVu Размер: 7,9 Mb

Автомобили МАЗ-5335/5549/5429/5430/504В

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по устройству, эксплуатации и техническому обслуживанию автомобилей МАЗ-5004В/5335/5429/5430/5549. Издательство: Полымя Год издания: 1977 Страниц: 241 Формат: DjVu Размер: 7,6 Mb

Руководство по ремонту МАЗ-437040

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по эксплуатации и ремонту автомобилей МАЗ-437040/437041/437141. Издательство: Третий Рим Год издания:Страниц: 188 Формат:Размер:

Автомобили МАЗ. ТО и ремонт

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-5335 и МАЗ-64227. А.Ф. Синельников, Б.С. Васильев Издательство: Транспорт Год издания: 2000 Страниц: 370 Формат: PDF Размер: 16,9 Mb

Руководство по эксплуатации, ТО и ремонту МАЗ-5336/6303

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-5336, МАЗ-6303 и их модификаций с дизельными двигателями объемом 11,0/15,0 л. Издательство: Третий Рим Год издания:Страниц: 222 Формат:Размер:

Автомобили МАЗ. Устройство, ремонт, ТО

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ. Издательство: Катарина Год издания: 2006 Страниц: 182 Формат: PDF Размер: 148,3 Mb

Устройство, ТО и ремонт, автомобилей МАЗ

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-533660/533700/533710/543230/543300/551600/555100/630300/942290. В.В. Корсаков, Н.И. Кузин Издательство: РусьАвтокнига Год издания: 2001 Страниц: 196 Формат: DjVu Размер: 18,4 Mb

Автомобили МАЗ-54322/64227. Устройство, ТО, ремонт

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей МАЗ-54322 и МАЗ-64227. Издательство: Транспорт Год издания: 1987 Страниц: 192 Формат: DjVu Размер: 3,7 Mb

Магистральные автопоезда Минского автомобильного завода

Руководство по устройству автомобилей МАЗ-54322-9397 и МАЗ-64227-9398. Издательство: Машиностроение Год издания: 1988 Страниц: 175 Формат: PDF Размер: 17,0 Mb

Применяемость деталей и сборочных единиц автомобилей МАЗ

Справочник по применяемости запасных частей к автомобилям марки МАЗ. Издательство: Минск Год издания:Страниц: 82 Формат:Размер:

Прицепы и полуприцепы МАЗ

Руководство по устройству и техническому обслуживанию полуприцепов и прицепов МАЗ. Издательство: Транспорт Год издания: 1978 Страниц: 175 Формат: PDF Размер: 15,4 Mb

Рядные ТНВД ЯЗТА

Руководство по техническому обслуживанию и ремонту рядных ТНВД ЯЗТА устанавливающихся на автомобили марок Урал, КрАЗ, МАЗ и др. Издательство: Легион-Автодата Год издания:Страниц: 256 Формат:Размер:

Источник: https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/inomarki/maz

Рама автомобиля

Несущая часть является одним из важнейших компонентов в устройстве автомобиля, ведь именно благодаря ей удается собрать все составные части машины в единое целое.

Сейчас используется несколько видов несущей части, каждая из которых нашла применение на определенных видах авто. Изначально все автомобили строились на основе рамной несущей части.

Но со временем ее вытеснили иные типы, к примеру, практически на всех легковых автомобилях используется несущий кузов, в котором рама отсутствует, а все ее функции выполняет усиленный кузов.

И все же рамная несущая часть продолжает использоваться – на грузовых авто и внедорожниках.

Назначение, виды

Рама автомобиля представляет собой балочную конструкцию, выступающую в роли основы для крепления всех составных частей авто – силовой установки, узлов трансмиссии, ходовой части и прочего.

Кузов, присутствующий в конструкции несущей части выполняет лишь некоторые функции – обеспечивает пространство для размещения пассажиров и грузов, а также выступает в качестве декоративного элемента.

Основным положительным качеством использования рамы является высокий показатель прочности несущей части. Именно благодаря этому она и используется на грузовиках и полноценных внедорожниках. Но при этом из-за рамы общая масса авто увеличена.

Также рама автомобиля позволяет по максимуму унифицировать узлы и механизмы между моделями разных классов. В свое время доходило до того, что многие автопроизводители выпускали шасси авто со всеми основными частями (рамы, мотора, трансмиссии, ходовой части), на которую «натягивали» разные типы кузовов.

При этом было разработано несколько типов рам, каждая из которых обладает своими конструктивными особенностями. Все их можно разделить на:

  1. Лонжеронные
  2. Хребтовые
  3. Пространственные

Некоторые из этих видов имеют подвиды, также нередко используются комбинированные типы, в конструкции которых имеются составные элементы разных рам.

Лонжеронная и ее подвиды

Лонжеронная рама автомобиля является самой распространенной. Конструкция ее включает две продольных силовых балки – лонжероны, тянущихся вдоль всего кузова и соединенных между собой поперечинами.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Лонжеронная рама Toyota Land Cruiser

Сами лонжероны изготавливаются из стали, а для обеспечения высоких показателей на скручивание используются разные типы профиля сечения – короб, двутавр, швеллер.

Причем не обязательно, чтобы они были ровными, многие лонжероны имеют изгибы как вертикальной, так и горизонтальной плоскости. К примеру, на некоторых авто рама изогнута в передней и задней частях (в районе расположения колес), что позволяет переместить центр тяжести вниз.

Помимо этого, лонжероны размещаются как в строго горизонтальном положении относительно пола, так и могут находиться под углом. Второй вариант применяется на внедорожниках.

Лонжероны соединяются поперечинами, которые могут располагаться разными способами. В так называемой раме лестничного типа поперечины крепятся перпендикулярно лонжеронам (считается классической). Но есть и конструкции, у которых эти составные части располагаются под углами – К-образные и Х-образные рамы.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Лонжеронная х-образная рама

Для соединения лонжеронов с поперечинами применяется сварка (во внедорожниках), заклепки (грузовики). В некоторых случаях используются болтовые соединения. Для крепления узлов авто и лонжероны, и поперечины оснащаются кронштейнами.

Подвидом лонжеронной рамы является периферийная. Отличительной особенностью ее является большое расстояние между лонжеронами. После полной сборки авто они располагаются возле порогов кузова, что значительно повышает устойчивость к воздействию боковых ударов, а также позволяет опустить уровень пола (насколько это возможно).

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Периферийная рама Corvette

Еще одна разновидность лонжеронной рамы – Х-образная. Суть конструкции такой рамы сводится к тому, что в передней и задней части лонжероны разведены, а в центральной – по максимуму сведены (пространство между ними позволяет разместить разве что валы трансмиссии). Внешне этот тип напоминает букву «Х», отсюда и название.

Еще один вариант – несущее основание. В конструкции этой рамы все так же используются продольные лонжероны, но здесь они соединены между собой не поперечинами, а днищем. При этом несущее основание, хоть в него и входит днище, не является элементом кузова, поэтому и относится этот вид к рамам.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Несущее основание

Хребтовая рама

Рамы хребтового типа в меньшей степени распространены и ее, по сути, используют только на грузовиках «Татра». Основным составным элементом этого типа несущей части выступает центральная балка, изготовленная из трубы.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Хребтовая рама

Примечательно, что в такой раме некоторые узлы авто используются в качестве несущих элементов, а именно мотор, КПП, корпусы главной передачи. Все они соединены между собой центральной балкой, вращение же между узлами осуществляется при помощи валов, располагаемых в трубе.

Особенность конструкции задних ведущих мостов заключается в том, что передача вращения на колеса осуществляется валами с карданными шарнирами, а не полуосями, поскольку корпусы главных передач жестко крепятся к балке. Но такое устройство в свою очередь дает возможность установить на все колеса авто независимую подвеску.

К основным достоинствам этого типа рамы относится высокая устойчивость на кручение и возможность сравнительно простого создания многоосных шасси. Для этого всего лишь необходимо добавить требуемое количество главных передач и соединить их при помощи центральной балки.

Но эта рама автомобиля широкого распространения не получила из-за сложности обслуживания и ремонта узлов трансмиссии, поскольку для этого приходится разбирать практически всю раму, чтобы отсоединить картеры главных передач и коробку передач. К тому же, кузов, закрепленный на трубе, располагается достаточно высоко над землей. Поэтому этот тип рамы пригоден только для использования на грузовиках.

Пространственная рама

Пространственной называется рама автомобиля, представленная в виде каркаса, сваренного из труб. Отличается небольшой массой и высокими показателями по прочности.

Читайте также:  Как работает турбонаддув на ваз 2112?

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Этот каркас формирует не только отсеки для размещения и закрепления составных частей авто, а еще и кабину для пассажиров. Помимо этого, каркас выполняет еще и роль кузова, который в авто с такой рамой попросту отсутствует, а декоративная обшивка закрепляется прямо на составные трубы.

Такая рама нашла применение на спортивных авто, а также самодельных моделях — багги. Примечательно, что даже на массовых авто с несущим кузовом, которые переделывают для участия в соревнованиях, комплектуются внутренним трубчатым каркасом для повышения жесткости кузова. Но в этом случае устанавливаемый каркас нельзя назвать полноценной пространственной рамой.

Комбинированные виды

Выше перечислены основные виды рамных несущих частей. Но, как отмечено, существует немало вариаций, представляющих собой комбинированные типы.

К ним относится вильчатая рама. В этом типе присутствуют основные составные элементы лонжеронного и хребтового видов – центральная балка и лонжероны.

Конструкция выглядит так: в передней и задней части для крепления узлов авто применяются продольные лонжероны, а в центральной части установлена труба (но здесь она не используется для размещения приводных валов). Между собой балка и лонжероны жестко соединены.

Вильчатая рамасимбиоз нескольких видов, причем он не единственный. На некоторых авто применялись конструкции, состоящие, к примеру, из компонентов Х-образной рамы и несущего основания, или же центральной балки и лонжеронов (в отличие от вильчатой, лонжероны располагаются только спереди).

Но существуют также и варианты, которые совмещают в себе разные виды несущей части – раму и несущий кузов. К такому типу относится так называемая интегрированная рама.

Суть ее сводится к тому, что элементы рамы (лонжеронной классической или периферийной) входят в конструкцию кузова и выполнена с ним заодно (они жестко между собой соединены).

Но стоит отметить, что лонжероны обычно располагаются только в передней части и предназначены для фиксации силовой установки.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Интегрированная рама с кузовом

Еще одним вариантом комбинированных несущих частей является кузов с подрамником. Этот элемент выполняет те же функции, что и лонжероны в интегрированном варианте, но в отличие от него крепиться к кузову при помощи болтовых соединений.

Напоследок отметим, что хоть рама применяется только на авто определенных классов, элементы, входящие в конструкцию используются достаточно широко и сейчас, поскольку ими усиливают жесткость несущих кузовов. Практически в любом легковом авто можно найти усиливающие лонжероны или подрамники.

Источник: http://autoleek.ru/nesushhaja-sistema/platforma-i-rama-avtomobilja/rama-avtomobilya.html

МАЗ-5549: характеристики и особенности конструкции :

Самосвал МАЗ-5549 грузоподъёмностью до 7 тонн производился на Минском автомобильном заводе (МАЗ) в течение 13 лет. Машина относилась к слегка модернизированному поколению грузовых автомобилей МАЗ с четырехтактными двигателями и пришла на смену МАЗ-503А.

Основные отличия

Машины нового поколения МАЗ появились в производственной программе в 1977 году. Базовой моделью стал бортовой грузовик МАЗ-5335. Конструктивно машины мало отличались от предыдущего поколения «головастика» МАЗ-500.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Основные изменения коснулись расположения светотехники. Для соответствия новым стандартам, передние фары разместили в бампере. Несколько изменился дизайн рисунка решетки радиатора. А поскольку передняя панель кабины не изменилась, то отверстия от фар закрыли заглушками.

Декоративные заглушки выполнили в виде элементов решетки радиатора. В них установили комбинированные фонари. В состав каждого из них входили указатель поворота и фонарь габаритного света.

В соответствии с новыми отраслевыми требованиями, изменили систему обозначений моделей. В рамках модернизации, ресурс автомобиля до капитального ремонта увеличили до 350 тысяч километров и снизили сложность техобслуживания.

В 1985 году на МАЗ начался выпуск самосвальных машин нового поколения МАЗ-5551. Однако более дешевый и простой самосвал МАЗ-5549 производился параллельно с новой моделью еще в течение пяти лет.

Силовой агрегат

В качестве силового агрегата на МАЗ-5549 использовался атмосферный 6-цилиндровый четырёхтактный дизель ЯМЗ-236. Цилиндры дизеля располагались в двух блоках под углом 90 градусов.

Блоки несколько смещены относительно друг друга для установки двух шатунов на одной шейке коленчатого вала. Головки общие на каждый блок, каждый цилиндр имеет два клапана.

При рабочем объёме цилиндров 11,15 литра, мотор развивал в базовом исполнении до 180 сил.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

С двигателем стыковалась пятискоростная механическая коробка передач. Четыре высших передачи переднего хода оснащены синхронизаторами.

Сцепление классической однодисковой схемы с пневматическим усилителем в приводе. Крутящий момент поступает на задний мост при помощи карданного вала. Задний мост оснащался планетарными механизмами в ступицах колес.

Автомобиль не имел ограничителя скорости и был способен развить до 75 км/час.

Все автомобили семейства МАЗ-5335 имеют электрическую систему с напряжением 24 В. Для движения описываемый автомобиль вообще не нуждался в наличии напряжения в электрической системе (запуск двигателя можно легко осуществить «с толкача»).

Ходовая часть и тормозная система

Рама автомобиля и конструкция мостов остались без изменений. А рама самосвала МАЗ-5549 короче и оснащается двойной поперечиной для опоры гидроцилиндра подъемного механизма. Небольшие изменения претерпела и передняя зависимая подвеска.

Листовые рессоры (из 11 листов) переднего моста немного удлинили и ввели амортизаторы со скорректированными параметрами работы.

За счет этого удалось сделать подвеску менее жесткой, что улучшило условия работы водителя и позволило увеличить эксплуатационную скорость машины.

Задняя рессора состоит из двух частей – основной (из 12 листов) и расположенной над ней дополнительной рессоры (из 6 листов).

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Тормозную систему в ходе модернизации привели в соответствие современным требованиям. Пневматический привод тормозов получил раздельные контуры по осям самосвала.

Условия работы водителя

Для обеспечения комфортных условий работы водителя, машина оснащена цельнометаллической кабиной с двумя дверями. Для доступа к узлам двигателя она откидывается вперед под углом 45 градусов.

Сидение водителя регулируется по высоте, углу наклона спинки и расстоянию до руля. Сидение пассажиров двухместное, нерегулируемое. Кабина оснащена системой вентиляции и отопления с принудительной подачей воздуха вентилятором. Для дополнительной вентиляции стекла дверей могут опускаться, а в крыше кабины имеются вентиляционные лючки.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

На самосвале МАЗ-5549 применяется рулевое управление с усилителем гидравлического типа. Из-за откидной кабины машина оснащена рулевой колонкой раздвижной схемы. Рулевое колесо с пластиковым ободом, двухспицевое или трёхспицевое. Кабина имеет два электрических стеклоочистителя. Фото МАЗ-5549 вы можете видеть в статье.

Для контроля над параметрами автомобиля у водителя имеются следующие приборы – манометры давления в системе привода тормозов и непосредственно в камерах, манометр давления масла в двигателе, амперметр, указатели температуры и остатка топлива, спидометр.

Сфера применения

Основной сферой применения самосвала была работа на стройках и небольших карьерах. Характеристики МАЗ-5549 позволяли использовать шасси в качестве базы для установки различных надстроек – бетономешалок и прочей строительной техники.

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Отличительной чертой машин семейств МАЗ-500 и 5335 является «неубиваемость» конструкции и нетребовательность к качеству обслуживания. Стоимость самой машины низка при высокой распространенности новых и бывших в употреблении запчастей. По этим причинам машины используются на стройках до сих пор, несмотря на полное отсутствие комфорта для водителя.

Источник: https://www.syl.ru/article/349558/maz—harakteristiki-i-osobennosti-konstruktsii

МАЗ-5551

Практически с самого начала его массового серийного производства грузовиков МАЗ-5551, в 1985 году, и по сей день, эту машину можно встретить чуть ли не на каждой строительной площадке в России и других республиках бывшего Союза.

МАЗ-5551 – компактный (для грузоподъёмности 8-10 тонн), маневренный и недорогой автомобиль получил чрезвычайно широкое распространение, и прежде всего в виде самосвала.

Об особенностях конструкции и конкретном применении МАЗ-5551 – далее подробно.

Назначение

МАЗ-5551 – маневренный самосвал, предназначенный для перевозки различных сыпучих грузов. Чаще всего машина используется для перевозки строительных материалов при строительстве зданий и сооружений.

Машина прекрасно зарекомендовала себя на внутрирегиональных маршрутах при перевозке урожая и других сыпучих грузов сельскохозяйственного назначения в составе автопоездов. Нередко десятитонник используется городскими коммунальными службами при обустройстве городских территорий.

Благодаря подогреву кузова в любое время года автомобиль можно использовать для подвоза асфальта при строительстве и ремонте дорог. Универсальность и многофункциональность грузовика определяет также его использование на различных производствах.

Технические характеристики

МАЗ-5551 – двухосный самосвал с колесной формулой 2х4 и двойной ошиновкой задних колес. Кузов цельнометаллический, с автоматическим открыванием и закрыванием заднего борта. Разгрузка самосвала в базовой комплектации – задняя. Двигатель расположен продольно, под бескапотной кабиной. Все силовые элементы закреплены на металлической раме.

Двигатель

Наиболее часто на современных мазах установлены четырехтактные силовые установки Ярославского производства ЯМЗ-6563.10-03.

Основные параметры

  • Тип – с воспламенением от сжатия и непосредственным впрыском топлива;
  •  Рабочий объем – 11,15 л;
  •  Количество и расположение цилиндров – 6, V-образное;
  •  Степень сжатия – 17,5;
  •  Мощность – 230 л.с. (169 кВт);
  •  Максимальный крутящий момент при частоте вращения  коленчатого вала 1100-1300 об/мин – 90 Нм;
  •  Минимальный удельный расход топлива – 200 г/кВт.ч;
  •  Система турбонаддува – с промежуточным охлаждением надувочного воздуха. Теплообменник типа «воздух-воздух».
Читайте также:  Автомобиль с пробегом: как узнать реальный пробег и быстро продать или купить

Двигатели оснащаются системой топливоподачи «Язда» с ТНВД типа «Компакт-40». Двигатель обеспечивает соответствие экологическим нормам ЕВРО-3.

Расход Топлива

Расход топлива у МАЗ-5551 составляет 22 л/100 км. С учетом большой емкости топливного бака (200 л) грузовик может покрыть без дополнительной заправки свыше 800 км.

Ходовая часть

Передняя подвеска выполнена на двух полуэллиптических рессорах с гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Задняя подвеска на двух основных и двух дополнительных рессорах со стабилизатором поперечной устойчивости.

Механизмы тормозов – барабанные. Привод основной тормозной системы – пневматический, раздельно на передние и задние колеса. Стояночный тормоз – на задние колеса с пневмоприводом, от пружинных энергоаккумуляторов.

На автомобиль устанавливаются шины размером 12.00R20 мод. ИД-304.

Силовая передача

В базовой комплектации автомобиль оснащается механической пятиступенчатой коробкой передач ЯМЗ-236П. Синхронизаторы установлены на 2, 3, 4, и 5 передачах.

Передача крутящего момента от двигателя на элементы трансмиссии осуществляется двухдисковым фрикционным сцеплением. Привод сцепления – гидравлический с пневматическим усилителем. Задний мост – двойная передача, состоящая из центрального редуктора и колесных передач.

Передаточное число ведущего моста – 7,79. Карданная передача открытого типа с шарнирами на игольчатых подшипниках

Регулировка сцепления

На МАЗ-5551 установлено традиционное для мощных грузовиков двухдисковое фрикционное сцепление. Элементы этого узла подвержены износу из-за значительных перегрузок при работе и требуют периодического обслуживания.

Регулировка сцепления МАЗ-5551 требуется, например, в следующих случаях:

  • пробуксовка сцепления на высоких оборотах
  • треск в момент переключения передачи
  • сцепление отключается не до конца

Можно выделить три основных этапа:

1. Установка зазора 1 мм между регулировочными винтами и средним ведущим диском производится следующим образом:

  • снять крышки люков, чтобы открыть доступ к сцеплению и маховику,
  • при включенном сцеплении переместить рычаг КПП в нейтраль,
  • отвернуть контргайки и ввернуть все регулировочные винты в средний ведущий диск до упора, маховик для этого нужно поворачивать,
  • ослабить винты на 1 оборот и завернуть контргайки с небольшим усилием.

За счет этой регулировки обеспечиваются требуемые расстояния между дисками и поверхностью трения маховика.

2. Обеспечение зазора 3,3…3,7 мм между гайкой и задней крышкой клапана. Для регулировки требуется ослабить контргайку и установить зазор нужной величины, подтянув регулировочную гайку.

3. Настройка свободного хода педали. Нормативная величина — 34-43 мм (измеряется линейкой при пустой пневмосистеме).

Рама автомобиля МАЗ: ремонт и назначение

Электрооборудование

Источник: https://spectekhnika.info/maz-5551/

3.2. Технологические процессы ремонта рам, кузовов и кабин

Рама
является остовом автомобиля, служит
для восприятия нагрузок, передаваемых
подвеской, и предназначена для обеспечения
монтажа двигателя, агрегатов трансмиссии
и ходовой части, механизмов органов
управления, агрегатов дополнительного
оборудования, кабины и платформы.

Рама
автомобилей КамАЗ штампованная, клепаная,
состоит из двух лонжеронов, соединенных
поперечинами. Ширина рамы за кабиной
865 мм. Для обеспечения установки силового
агрегата рама в передней части расширена
на 90 мм.

Конструкции
рам отдельных модификаций автомобилей
КамАЗ аналогичны и отличаются в
зависимости от базы автомобиля длиной
лонжеронов, кроме того, в зависимости
от назначения модификаций количеством
и расположением поперечин, конструкций
отдельных поперечин и их отдельных
элементов, а также наличием усилительных
накладок.

Устройство
рамы автомобиля КамАЗ-5320 представлено
на рис. 9.

Лонжероны
15
и 16
швеллерного сечения, высота вертикальной
полки 260 мм. Лонжероны изготовлены
из листовой стали 15ГЮТ толщиной 8мм
и соединены между собой семью поперечинами.

Высота и сечение лонжеронов по длине
непостоянны, наибольшее сечение
расположено между второй и пятой
поперечинами, а к концам лонжерона оно
уменьшается. Передние концы лонжеронов
опущены вниз, а нижняя полка лонжеронов,
кроме того, имеет специальный выгиб,
обеспечивающий более удобное размещение
передней подвески.

К передним концам
лонжеронов на трех заклепках каждый
приклепаны кронштейны крепления
переднего буфера 1.

Все
поперечины рамы штампованные. Поперечины,
элементы их крепления и усиления, за
исключением пятой и задней поперечин,
изготовлены из стали 20 толщиной 5 и 6 мм.
Для предотвращения прогиба нижних полок
лонжеронов при «пробоях» подвески в
зоне установки передней оси, среднего
и заднего мостов внутри лонжеронов
установлены усилительные вставки 7,
19 и 27.

Правая
и левая вставки лонжеронов передней
оси взаимозаме­няемы между собой, а
вставки среднего и заднего мостов –
между собой.

Первая
поперечина

специального профиля предназначена
для соединения лонжеронов и установки
передних опор кабины. Поперечина
установлена в передней части лонжеронов
и приклепана к их верхним горизонтальным полкам.

Дополнительно
поперечина крепится к лонжеронам
опорными кронштейнами и раскосами.
Раскосы первой поперечины установлены
снизу поперечины внутри лонжеронов.
Каждый раскос приклепан к полкам
поперечины и к нижней полке лонжерона.

Опорные
кронштейны установлены снаружи лонжеронов
и крепятся заклепками к полкам поперечины
и к вертикальной полке лонжерона.

Для обеспечения
возможности крепления буксирных крюков
в нижней части раскосов и полке поперечины
предусмотрены отвер­стия.

Вторая
поперечина

установлена в зоне крепления заднего
крон­штейна передней подвески и
состоит из двух половин 8
и 9,
скле­панных между собой. Обе половины
одинаковы. Поперечина в сбо­ре крепится
к вертикальным полкам лонжеронов на
четырех за­клепках к каждому.
Конфигурация поперечины выполнена
таким образом, чтобы обеспечить свободную
установку силового агрегата.

Третья
поперечина

установлена в месте начала расширения
рамы, состоит из двух половин 13
и 14
швеллерного сечения, соединенных между
собой. Обе половины одинаковы по
конструкции. Поперечина в сборе крепится
к вертикальным полкам каждого лонжерона
четырьмя заклепками.

Четвертая
поперечина

состоит из поперечины 18
и усилителя 17,
расположенного снизу. Поперечина и
усилитель в средней части образуют
коробчатое сечение. Поперечина приклепана
к вертикальным стенкам лонжеронов
четырьмя заклепками с каждой стороны.

Усилитель крепится к горизонтальным
полкам поперечины шестью заклепками и
четырьмя заклепками к вертикальным
стенкам лонжеронов. Конфигурация
поперечины подобрана таким об­разом,
чтобы обеспечить свободное перемещение
в вертикальной плоскости карданного
вала среднего моста.

Пятая
поперечина

соединяет лонжероны в зоне установки
балансирной подвески. Поперечина
составная, многоэлементная и состоит
из передней 22
и задней 23
поперечин, проставок лонжеронов и
средней косынки 20.
Поперечины и проставки лонжеронов
отштампованы из стали марки 15ГЮТ толщиной
8 мм, косынки – из стали толщиной 5
мм.

Передняя
и задняя части поперечины 22
и 23
одинаковы по конструкции. Они имеют
профиль швеллерного сечения и склепаны
между собой четырьмя заклепками. Снизу
к полкам поперечин приклепаны проставки
лонжеронов швеллерного сечения. Правые
проставки швеллерного сечения с
одинаковыми верхними и нижними полками.
Проставки одинаковы.

Левые
проставки также швеллерного сечения,
у которого ниж­няя полка имеет большую
ширину, чем верхняя.

Каждая
пара проставок соединена между собой
двумя заклеп­ками. Поперечина в сборе
соединяется с лонжеронами с помощью
верхних, средних и нижних косынок.

В
вертикальных стенках лонжеронов
предусмотрено по восемь, а у средней и
нижней косынок по четыре отверстия для
крепления кронштейнов задней подвески.

Шестая
поперечина

28
выполнена из профиля швеллерного
се­чения и тремя заклепками с каждой
стороны приклепана к верти­кальным
стенкам лонжеронов.

Задняя,
или замыкающая, поперечина 32
установлена в задней части лонжеронов.
Поперечина швеллерного сечения
отштампована из стали 20. Поперечина с
каждого конца приклепана к верхней и к
нижней полкам лонжеронов.

Для
усиления поперечины к ее верхней и
нижней полкам приклепаны раскосы 30
швеллерного сечения. Раскосы изготовлены
из стали 20 толщиной 5,5 мм. Для увеличения
жесткости к раскосам на болтах крепится
стяжка 29.
Задняя поперечина дополнительно усилена
накладкой 33,
приклепанной к ней в средней части.

В
задней поперечине предусмотрено
отверстие для установки тягово-сцепного
прибора (рис.
10).
Тягово-сцепной прибор с двусторонней
амортизацией предназначен для обеспечения
буксиров­ки прицепов и восприятия
динамических ударов и толчков, возникающих
при этом.

Рис.
10.

Тягово-буксирный прибор:

1
– масленка для смазки стебля крюка; 2

буксирный крюк; 3
– крышка
корпуса; 4,
6

опорные шайбы; 5
– упругий элемент; 7
– корпус буксирного
прибора; 8

гайка буксирного крюка; 9

колпак; 10
– масленка для
смазки гайки крюка; 11

предохранитель; 12

палец; 13

защелка

Тягово-сцепной
прибор

состоит из корпуса 7,
крышки корпуса 3,
буксирного крюка 2,
упругого резинового элемента 5,
гайки буксирного крюка 8
и колпака 9.
Буксирный крюк вставляется в крышку
корпуса, которая вместе с корпусом
четырьмя болтами крепится к задней
поперечине. На передний конец крюка
навинчивается гайка.

Внутри корпуса на
конической части крюка через упорные
шайбы установлены резиновый буфер 5,
опирающийся в торец корпуса, и крышка
корпуса. Наружная поверхность упругого
элемента имеет форму гиперболоида,
которая при сжатии выпучивается и
принимает форму цилиндра, прижимаясь
к внутренней поверхности корпуса.

Поверхности соприкосновения крюка с
крышкой и гайки с корпусом смазаны и
снабжены пресс-масленками.

Для
предотвращения самопроизвольного
расцепления с прицепом крюк снабжен
предохранительным замком и накидной
защелкой.

Источник: https://studfile.net/preview/5831988/page:5/

Ссылка на основную публикацию