Раздаточная коробка автомобиль зил 131: техническое обслуживание

Автомобили ЗИЛ-131. Практическое руководство водителю

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Автомобили ЗИЛ-157К, ЗИЛ-157КД, ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Практическон руководство водителю по эксплуатации и безаварийному вождению. Издательство: Военное издательство Год издания: 1985 Страниц: 90 Формат: DjVu Размер: 17,0 Mb

Автомобили ЗИЛ-131. Руководство по войсковому ремонту

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Руководство по ремонту автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К. Издательство: Военное издательство Год издания: 1986 Страниц: 286/280 Формат: DjVu Размер: 9,7 Mb

Автомобили ЗИЛ

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Руководство по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-157К. коллектив авторов Издательство: Транспорт Год издания: 1971 Страниц: 367 Формат: DjVu Размер: 64,7 Mb

Автомобиль ЗИЛ-131 и его модификации

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Руководство по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций. Издательство: Машиностроение Год издания: 1977 Страниц: 182 Формат: DjVu Размер: 11,3 Mb

Автомобиль ЗИЛ-131 и его модификации. ТО

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Техническое описание и инструкция по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций. Издательство: Военное издательство Год издания: 1983 Страниц: 150 Формат: DjVu Размер: 6,1 Mb

Альбом схем и рисунков ЗИЛ-131

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Устройство агрегатов, механизмов и систем автомобиля ЗИЛ-131 в рисунках. Издательство:Год издания: 2011 Страниц: 111 Формат: JPG Размер: 56,0 Mb

Войсковой ремонт автомобиля ЗИЛ-131

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Руководство по ремонту автомобиля ЗИЛ-131. Издательство: Военное издательство МО СССР Год издания: 1973 Страниц: 327 Формат: DjVu Размер: 18,3 Mb

Грузовые автомобили высокой проходимости

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание В книге подробно описано устройство автомобилей ГАЗ-66, ЗИЛ-131 и Урал-375. Издательство: Воениздат Год издания: 1968 Страниц: 410 Формат: PDF Размер: 314,3 Mb

Инструкция по техническому обслуживанию ЗИЛ-131

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Инструкция по техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-131. Издательство: Военное издательство Год издания: 1987 Страниц: 50 Формат: DjVu Размер: 1,4 Mb

Конструкция и ТО ЗИЛ-131 и модификаций

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание Устройство и руководство по техническому обслуживанию автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций ЗИЛ-131А и ЗИЛ-131В. Издательство:Год издания: 1974 Страниц: 162 Формат: PDF Размер: 140,8 Mb

Обслуживание ЗИЛ-131

Комплект плакатов по обслуживанию автомобиля ЗИЛ-131. Издательство:Год издания: 1989 Страниц: 34 Формат: JPG Размер: 338,1 Mb

Практическое руководство по ремонту ЗИЛ-131Н

Руководство по ремонту автомобилей ЗИЛ-431410 и ЗИЛ-131Н и их модификаций. Издательство: Машиностроение Год издания: 1994 Страниц: 150/127 Формат: PDF Размер: 184,2 Mb

Регулировка автомобиля ЗИЛ-131

Руководство по техническому обслуживанию автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. А.А. Зубарев Издательство: Транспорт Год издания: 1969 Страниц: 151 Формат: DjVu Размер: 5,3 Mb

Ремонт в дороге, ремонт в гараже ЗИЛ-131

Руководство по ремонту автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и их модификаций. Издательство: СверчокЪ Год издания:Страниц: 212 Формат:Размер:

Руководство по капремонту ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131В

Руководство по капитальному ремонту автомобилей ЗИЛ-131 и ЗИЛ-131В. Часть III. Ремонтные чертежи. Издательство: Военное издательство Год издания: 1988 Страниц: 149 Формат: PDF Размер: 61,1 Mb

Руководство по эксплуатации ЗИЛ-131Н и модификации

Руководство по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131Н и его модификаций. Издательство: Машиностроение Год издания: 1990 Страниц: 337 Формат: PDF Размер: 18,2 Mb

ТО и инструкция по эксплуатации ЗИЛ-131

Техническое описание и инструкция по эксплуатации автомобиля ЗИЛ-131 и его модификаций. Издательство:Год издания:Страниц: 318 Формат: PDF Размер: 68,4 Mb

Техническое обслуживание автомобиля ЗИЛ-131

Руководство по техническому обслуживанию автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131. Издательство: Военное издательство МО СССР Год издания: 1971 Страниц: 75 Формат: PDF Размер: 59,9 Mb

Техобслуживание, эксплуатация, ремонт ЗИЛ-131

Руководство по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту автомобилей ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и ЗИЛ-431410 и их модификаций с бензиновыми и дизельными двигателями. Издательство: Третий Рим Год издания: 2004 Страниц: 275 Формат: DjVu Размер: 20,6 Mb

Устройство и эксплуатация ЗИЛ-131

Описание устройство и руководство по эксплуатации ЗИЛ-130, ЗИЛ-131 и БТР-60П. коллектив авторов Издательство: издательство ДОСААФ СССР Год издания: 1978 Страниц: 158 Формат: DjVu Размер: 7,1 Mb

Источник: https://autoinfo24.ru/rukovodstva-po-remontu/otechestvennye-avtomobili/amo-zis-zil/zil-131

Коробка ЗИЛ-131: схема переключения, устройство, порядок работы цилиндров

Удачный мотор и надежная трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 во многом определили успех нового грузовика повышенной проходимости.

Основные особенности устройства силового агрегата и трансмиссии ЗИЛ-131

ЗИЛ-131- отечественный трехосный грузовой автомобиль повышенной проходимости. Выпускался заводом имени Лихачева с 1966 по 2002 г. Основная часть выпускаемых машин шла для армейских нужд. Автомобиль содержал много полезных и прогрессивных для того времени технических решений.

Порядок работы цилиндров ЗИЛ-131

 На грузовике применялся карбюраторный V-образный, восьмицилиндровый двигатель, с зажиганием на основе электронного коммутатора.

Распределительный вал двигателя и система зажигания обеспечивают следующий порядок работы цилиндров ЗИЛ-131: 1-5-4-2-6-3-7-8. Отдача мощности двигателя не менее 150 л.с., при оборотах 3200 в минуту.

Схема переключения коробки передач ЗИЛ-131

На автомобиле применяется пятискоростная механическая коробка перемены передач (КПП).

На всех скоростях коробки кроме первой передачи и заднего хода имеют синхронизаторы. Переключение скоростей ЗИЛ-131 производится рычагом, расположенным на верхней крышке КПП.

Передаточные отношения КПП:

  • первая – 7,44;
  • вторая – 4,10;
  • третья – 2,29;
  • четвертая – 1,47;
  • пятая – 1,00;
  • задний ход – 7,09.

Первая передача коробки применяется только при начале движения в условиях бездорожья и находится на одном «плече» с задним ходом. Сделано это для «раскачки» автомобиля, завязшего в грязи или рыхлом снегу, путем быстрого попеременного включения первой скорости и заднего хода.

Схема переключения КПП ЗИЛ-131 представлена ниже.

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Сухой вес коробки передач ЗИЛ-131 около 100 кг.

Сцепление

Сцепление ЗИЛ-131 однодисковое, сухое, герметизированное, надежно работающее в условиях преодоления бродов. Привод отключения и включения сцепления механический, рычажный от педали водителя в кабине.

КПП в трансмиссии ЗИЛ-131 через карданный вал передает поток мощности на раздаточную коробку (РК) или на профессиональном сленге «раздатку».

Устройство раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 преобразует и распределяет крутящий момент, получаемый от КПП к переднему и задним мостам, и, в конечном счете, к колесам грузовика.

Активация переднего привода возможна в ручном или автоматическом режиме.

Раздатка ЗИЛ-131 также имеет возможность включения пониженной передачи с коэффициентом 2,08 при движении в особо тяжелых условиях – рыхлый снег, раскисшая почва, бездорожье.

При этом крутящий момент, передаваемый раздаткой на приводы колес, увеличивается вдвое, что позволяет не перегружать мотор и агрегаты трансмиссии при движении в тяжелых дорожных условиях.

Раздаточная коробка двухвальная с косозубыми шестернями. Корпус раздатки отлит из чугуна. В конструкцию коробки входят задняя и верхняя крышки.

При необходимости на верхнюю плоскость раздатки монтируют коробку отбора мощности (КОМ). Она служит для подачи мощности от мотора автомобиля различным агрегатам и устройствам, входящим в состав специальных машин на базе ЗИЛ-131.

Читайте также:  Принцип работы секвентальной коробки передач

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Внешний вид раздатки Зил-131:

  • сверху крышка, прижатая к корпусу 8 гайками, закрывающая посадочное место для установки ком;
  • в центре фланец ведущего вала раздатки;
  • внизу справа фланец привода переднего ведущего моста зил-131;
  • внизу слева пневматическая камера включения переднего привода;
  • справа на одном уровне с ведущим фланцем раздатки штоки управления прямой и пониженной передачами.

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Раздатка ЗИЛ-131, вид сзади:

  • вверху слева видны штоки управления включения прямой и пониженной скорости;
  • вверху справа крышка с восемью гайкам закрывает фланец подключения коробки отбора мощности зил-131;
  • внизу справа тормозной барабан стояночного тормоза, совмещенный с фланцем для крепления кардана привода задних мостов;
  • слева маслозаливное отверстие раздатки с четырехгранной резьбовой пробкой.

Вид раздаточной коробки ЗИЛ-131 «в разрезе» можно увидеть на иллюстрации.

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Режимы работы раздатки

Есть несколько основных режимов.

Активирована прямая (вторая) передача

Режим предназначен для движения грузовика по дорогам с твердым покрытием.

Рычаг управления РК переводится в заднее крайнее положение. При этом крутящий момент от карданного вала КПП через фланец (9) практически без механических потерь передается с ведущего вала (15) на вторичный вал привода задних мостов (22). Все шестерни коробки вращаются свободно. Передний мост отключен.

На опасных участках дороги водитель с помощью электрического тумблера (включателя на панели управления в кабине) может активировать привод переднего моста. При этом включится пневмоэлектроклапан, а сжатый воздух поступит в пневматическую камеру (8), которая выдвинет вперед шток управления.

Шток, в свою очередь, сдвинет вилку (32) включения переднего моста и через ведущую (21) и ведомую (2) шестерни прямой передачи, каретку зубчатой муфты (35), крутящий момент поступит на фланец (6) раздатки, далее к переднему приводу грузовика.

На панели приборов загорится лампа – индикатор включения привода.

Включение пониженной передачи

При езде по бездорожью шофер переводит рычаг управления раздаткой в крайнее переднее положение. При этом тяги от рычага воздействуют на штоки переключения режимов коробки. Верхний шток управления своей вилкой сдвигает каретку (18), разъединяя ведущий вал (15) и вал привода задних мостов (22).

Вилка нижнего штока передвигает зубчатую каретку (37), тем самым объединяя шестерни (3) и (2). Одновременно нижний шток нажатием на микровлючатель, расположенный внутри раздаточной коробки, подает напряжение на пневмоэлектроклапан.

Тот, в свою очередь, сжатым воздухом с помощью пневматической камеры (8) и вилки (32) подключит кареткой (35) вал привода переднего моста (5). Таким образом, крутящий момент от КПП ЗИЛ-131 через кардан и фланец (9) поступит на первичный вал раздатки (15), пройдет через шестерни (17), (3), (2) и (21), поступит на выходной вал привода задних мостов (22).

От шестерни (2) через зубчатую каретку (35) крутящий момент передастся через вал привода переднего моста (5) на фланец (6).

Следует отметить, что скорость вращения выходных валов (22) и (5) при включении пониженной (первой) скорости раздатки уменьшатся вдвое по сравнению с оборотами на прямой (второй) передаче. Зато крутящий момент на этих валах повысится так же вдвое, что позволит грузовику уверенно двигаться в условиях бездорожья.

Важно отметить, что при переходе РК на пониженную передачу включение переднего моста ЗИЛ-131 происходит автоматически, без вмешательства водителя.

Режим «нейтраль»

Третий вариант работы раздаточной коробки ЗИЛ-131 – нейтральное положение. Рычаг управления РК устанавливается в среднее положение. При этом происходит рассоединение валов (15), (22) и (5). Такое отключение всех мостов необходимо для подачи крутящего момента от первичного вала (15) и шестерни (17) на привод коробки отбора мощности. Автомобиль при этом не движется.

Вес раздатки ЗИЛ-131

«Сухой» вес раздаточной коробки 115 кг. При заправке трансмиссионным маслом вес РК увеличится на 2,5 кг.

Как включить передний мост ЗИЛ-131

Как уже упоминалось ранее, передний привод можно активировать электрическим тумблером из кабины при работе раздатки на первой (прямой) передаче.

Если же в РК установлена понижающая передача, то подключение переднего привода произойдет автоматически.

Обслуживание раздаточной коробки автомобиля ЗИЛ-131

Обслуживание раздатки состоит из:

  • ЕО – ежедневного обслуживания;
  • регламентных ТО – технических обслуживаний, ТО-1 и ТО-2, предусмотренных заводом изготовителем;
  • сезонного ТО – СО (сезонного обслуживания).

ЕО заключается в предрейсовом визуальном осмотре основных агрегатов грузовика. Также следует провести осмотр поверхности земли под двигателем, коробкой скоростей, раздаткой, передним и задними мостами на наличие пятен от течи смазки.

При ТО-2 происходит проверка надежности крепления раздатки к силовому каркасу автомобиля, прочистка сапуна вентиляции раздатки.

Смена масла в раздаточной коробке проводится согласно карте смазки. Масло, применяемое для РК – всесезонное ТСп-15. При эксплуатации автомобиля при температурах -30 0 С и ниже применяется смазка ТСп–10.

Слив масла из раздатки производится выворачиванием резьбовой пробки (38, см «разрез» РК). Заливка смазки ведется через маслоналивное отверстие, при вывернутой пробке (39).

Ремонт раздаточной коробки ЗИЛ-131

Раздаточная коробка ЗИЛ-131 надежный и долговечный агрегат. Однако при появлении признаков неправильной работы коробки – повышенный шум, скрежет при переключении режимов, «выбивание» скоростей, течь смазки, РК следует снять с автомобиля.

 Затем на ремонтном участке коробку разбирают, обследуют. Неисправные детали и узлы заменяют новыми. Затем производят сборку коробки и установку ее на грузовик. После залива свежей смазки производят пробную поездку и определяют исправность отремонтированной раздатки.

Заключение

Трансмиссия автомобиля ЗИЛ-131 позволила этому трехосному грузовику стать надежным перевозчиком в различных отраслях народного хозяйства, стать базовой армейской машиной самого широкого профиля. К сожалению, отсутствие надежного, мощного, компактного и экономичного дизельного двигателя сократила срок существования этого знакового автомобиля.

Источник: https://mashintop.ru/transmissiya/razdatka-zil-131-ustroystvo-pereklyuchenie-skorostey-remont.html

ЗИЛ-131 — технические характеристики, фото, модификации обзор

Легендарный грузовик с военной рессорой – ЗИЛ-131. История автомобиля, воплотившего в жизнь задачу глав СССР, который продолжает служить в различных сферах по сей день. Технические характеристики в таблицах и описание рабочих качеств позволяют понять, отчего машина обладает столь ценной репутацией. Весь модельный ряд ЗИЛ.

История автомобиля

В 1959 году рабочим завода имени Лихачева была поставлена цель по улучшению производства моделей «130» и модификации «131». Такой призыв к производительности был обусловлен двадцать первым партийным съездом, а точнее, принятым на нем планом о развитии народного хозяйства.

Для достижения цели, как раз, требовались достойные грузовики. Однако, ЗИЛ-131 предназначался для особого хозяйства – для военных целей. Ранее в распоряжении у советских армейцев был ЗИЛ-157, который к концу 50-х начинал устаревать.

Читайте также:  Как проводится прокачка амортизаторов перед установкой?

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживаниеЗИЛ-157

Несмотря на то, что опытные образцы ЗИС-130 начали проходить испытания еще в середине 50-х годов, на конвейер машину планировали отправить только в 1962 году. Столь длительный срок был частично обусловлен рядом непредвиденных ситуаций, с которыми хоть и не сразу, но успешно было покончено.

Впоследствии на базе данной модели начали разработку ЗИЛ-131. Опытные образцы военной модификации появились в 1966 году и почти сразу успешно прошли все испытания. И вот, в 1967 году окончательно завод имени Лихачева начал производство 131-й модели.

За довольно длительный срок испытаний производительность машины и ее эксплуатационные возможности были существенно улучшены. Также этому способствовало постоянное улучшение базового шасси ЗИЛ-130.

В итоге во многом были улучшены основные характеристики автомобиля, повысилась проходимость и грузоподъёмность за счет нового строения рамы и улучшенного мотора, рабочее место водителя вместе с кабиной приобрело первые признаки эргономики.

Для 1960-х годов такие инновации для грузовиков-внедорожников были приняты с энтузиазмом. На этом производство не остановилось, и в 1986 году у ЗИЛ-131 появился новый силовой агрегат, позволивший поднять планку способностей и уменьшить потери ресурсов при эксплуатации автомобиля.

Внешний вид и кабина

Как и большинство своих моделей, ЗИЛ сделали модель «131» с капотной компоновкой кузова. Кабина внешне была точной копией «стотридцатки», только преимущественно все образцы окрашивались цветом хаки.

Конструкция также осталась цельнометаллической. Оказавшись непрактичной, передняя часть была заменена, и снова на готовую, только теперь от ЗИЛ-165. Гнутые крылья и мудреная форма решетки были заменены на более простые, но строгие элементы.

В 60-х годах прошлого века такой дизайн был сродни революционному, не говоря о сравнении новой модели с образцом «157». В течение практически сорока лет внешность военного грузовика менялась только в мелких деталях. Более всего в глаза бросается новое лобовое стекло, которое сделали панорамным.

Прятать двигатель под кабину не было целесообразно, так как это отрицательно влияло сразу на несколько факторов: ухудшался доступ в полевых условиях к моторному отсеку, при повреждении мотора во время боевых действий создавалась повышенная опасность.

Учитывая направленность на армейские нужды, внешность была схожа с другим братом по классу — Урал-375. Страна была одна, и предприятия были полностью подчинены государству. Основными отличиями являлось различное решение технических вопросов и инженерных построений.

Кузов обладал типичными характеристиками, имея на борту две откидные скамейки и одну съемную. Борта не могут откидываться, кроме заднего, но это не мешает удобно осуществлять отгрузку и погрузку.

Для натяжки тента можно установить специальные дуги. Строение автомобиля позволяло устанавливать вместо грузового кузова и другие модули, такие как полевая кухня, медпункт, радиостанция, ракетные установки «Катюша», «С-125»; а также гражданских — стрела с люлькой, пожарная машина.

Внутри было удобно находиться за счет нескольких нововведений. Уже упомянутое лобовое стекло значительно улучшило обзор в сравнении с предыдущей версией «157». Улучшенная теплоизоляция позволяет управлять машиной в тепле, даже, в зимние морозы.

Сидение водителя было отдельным от двойного пассажирского и регулировалось по высоте, вылету и углу наклона спинки. На приборной панели имеется минимальное количество датчиков, которые обеспечивают водителя всей необходимой информацией:

  • Уровень бензина;
  • Вольтметр/амперметр;
  • Спидометр;
  • Давление масла;
  • Уровень температуры;
  • Тахометр.

Из органов управления только один находится на рулевой колонке — рычаг включения поворота. Большие зеркала дают хороший обзор заднего вида, сводя мертвую зону до минимума даже при наличии прицепа.

Технические характеристики

Двигатель

Так как, в первую очередь, машина создавалась с целью покорять бездорожье, силовой агрегат должен был быть достаточно мощным. Карбюраторный ЗИЛ-5081 отлично для этого подошел, учитывая, что специально для данной машины и разрабатывался.

Технические характеристики

Двигатель ЗИЛ-5081
Количество цилиндров 8
Расположение цилиндров V-образное под углом 90о
Количество тактов 4
Диаметр цилиндра 100 мм
Ход поршня 95 мм
Объем двигателя 5,97 л
Степень сжатия 6,5
Мощность в киловаттах 110,3
Мощность двигателя в лошадиных силах 150
Максимальный крутящий момент 410 Ньютон метров
Максимальная скорость 85 км/ч
Максимальная скорость в составе автопоезда 75 км/ч
Тип охлаждения Жидкостное
Тип топлива Бензин А-76*
Расход топлива для автомобиля# 35 литров на 100 км
Расход топлива в составе автопоезда# 47 литров на 100 км

*Также подходят и большие октановые числа.

#Представленные числа являются среднестатистическими.

В последствии агрегат получил доработку в виде пускового подогревателя, встроенного в систему охлаждения.

Трансмиссия

Тип сцепления 24
Тип коробки переключения передач 182ЭМ/6СТ-132ЭМ
Количество ступеней
Синхронизаторы
Тип раздаточной коробки
Передаточное число раздаточной коробки
Первая ступень 2,08:1
Вторая ступень 1:1
Тип главной передачи Двойная
Передаточное число главной передачи 7,339:1
Привод задних мостов Последовательный проходной

Диск сцепления снабжался демпферными пружинами для смягчения перехода ступеней КПП. Главным отличием от ЗИЛ-157 был доступ только к двум задним мостам, передний включался автоматически специальным электропневматическим приводом.

Габариты

Размеры автомобиля
Длина 7 040 мм
Ширина 2 500 мм
Высота 2 480 мм
Размеры платформы
Длинна 3 600 мм
Ширина 2 322 мм
Высота 346 мм
Высота с учетом тента 569 мм
Погрузочная высота 1 430 мм
Колесная база 3 350 мм
Дорожный просвет 330 мм
Передняя колея 1 820 мм
Колея задних колес обоих мостов 1 820 мм
Колесная база 6х6
Наружный радиус поворота 10,2 м
Размер шин 12,00-12
Преодолеваемый брод 1,4 м
Преодолеваемый подъем 30о
Длинна лебедки 50 м
Грузоподъемность
По шоссе 5 000 кг
По грунту 3 500 кг
Вес буксируемого прицепа 4 000 кг
Вес в полном снаряжении 10 425 кг

Электросистема

Значительной особенностью стала проработка герметизация и изоляция. В базовых версиях вся система экранизирована и бесконтактно-транзисторная, что обеспечивает хорошую работу, даже, в самых сложным климатических условиях.

Соответственно, экраны сводили к минимуму наличие помех при зажигании, а герметизация обеспечивала стойкость контактов от замыканий во время преодоления брода. Приборы работали от аккумулятора общей мощностью 12В и специального генератора.

Подвеска

Подвеска спереди зависимая, работающая на двух рессорах со скользящими задними концами. Также использованы амортизаторы. Что касается задней подвески, то здесь балансирная, на двух рессорах с шестью штангами. Тормоза представлены системой на основе барабанных механизмов и пневматического, а также механического привода.

Плюсы и минусы

Автомобиль ЗИЛ-131, как и большинство советской техники периода с 50-х по 70-е годы имеет уникальное шасси, позволяющее создавать необходимые модификации без лишних осложнений.

Читайте также:  Коробка передач ваз 2106 устройство и обслуживание

Технические характеристики позволяют работать всем системам в самых экстремальных условиях, демонстрируя свою надежность. Грузовик применялся и применяется до сих пор не только в военных целях, но и для гражданских нужд.

Нынешнему существованию не мало способствует и внешний вид машины, так как его простота и наличие всего необходимого цепляли как в годы его создания, так и сейчас.

Несмотря на явное преимущество ЗИЛ-131 над ЗИЛ-157, второй выпускался еще 20 лет с момента появления наследника.

Отрицательным качеством является постепенное старение модели. Появляются все более высокие требования и более сложные задачи. В связи с этим, в 2002 году ЗИЛ-131 был снят с производства.

Также работа на бензине делает данную машину крайне неэкономной, а дизельные версии практически нереально встретить. Ценовой вопрос для кого-то будет минусом, а для кого-то плюсом.

ЗИЛ-131 с небольшим пробегом и в хорошем состоянии можно купить в радиусе 160-270 тысяч российских рублей. Различные модификации с учетом стоимости модуля могут достигать в цене 600 тысяч рублей.

Модификации

  • ЗИЛ-131 – базовая модификация;
  • ЗИЛ-131А – версия с неэкранированным электрооборудованием, которое она получила от ЗИЛ-130. Отличия ее от базового варианта заключались в отсутствии особого военного оборудования, средней скамейки в кузове и фары-искателя. Выпуск автомобиля завершился в 1971 году;
  • ЗИЛ-131В – седельный тягач, построенный на базе ЗИЛ-131. Машина имела 2 запасных колеса, укороченную раму и седельно-сцепное устройство. Автомобиль использовался для перевозки грузов вместе с полуприцепом массой в 12000 кг (по грунтовым дорогам – 10000 кг). Производился в 1968-1986 годах;
  • ЗИЛ-131Д – опытное шасси для самосвалов; в серийное производство не пошло из-за множества недоработок;
  • ЗИЛ-131Д – модель с аналогичным названием и мотором «Катерпиллер», созданная в 1992 году. Ее производство продолжалось 2 года;
  • ЗИЛ-131Н – модернизированная версия базовой модели. Основные отличия: новый мотор «ЗиЛ-5081», увеличенный ресурс (250 тысяч км), тент из синтетического материала и улучшенная оптика. Производство ЗИЛ-131Н завершилось в 1987 году;
  • ЗИЛ-131НА – аналог ЗИЛ-131Н с неэкранированным электрооборудованием;
  • ЗИЛ-131НВ — седельный тягач с улучшенной платформой;
  • ЗИЛ-131Н1 – модификация со 105-сильным дизельным агрегатом «Д-245.20»;
  • ЗИЛ-131Н2 – версия со 132-сильным дизельным агрегатом «ЗИЛ-0550»;
  • ЗИЛ-131С и ЗИЛ-131АС – версии в северном исполнении. Данные модели комплектовались кабиной с автономным отопителем, резинотехническими изделиями, устойчивыми к морозу, дополнительной теплоизоляцией, противотуманными огнями, теплоизоляцией аккумулятора и двойными стеклами. Автомобили использовались при температуре до -60 градусов;
  • ЗИЛ-131НС, ЗИЛ-131НАС и ЗИЛ-131НВС – улучшенные варианты в северном исполнении;
  • ЗИЛ-131Х – модель для пустынных и жарких районов;
  • ЗИЛ-131-137Б – автопоезд;
  • ЗИЛ-131 КУНГ (кузов унифицированный нулевых габаритов) – утепленная постройка с наличием печки и станцией очистки воздуха (ФВУА-100Н-12) может служить для широкого спектра военных нужд.
  • ЗИЛ-131-АТЗ-3 – топливозаправщик;
  • ЗИЛ-131-МЗ-131 – маслозаправщик;
  • ЗИЛ-131-АЦ-40 – пожарная машина.

Специальная установка позволяла поддерживать автономное отопление, которое работало, сжигая рабочее топливо.

Подводим итоги

С 1967 по 2002 год прошло 35 лет. За это время рассматриваемую модель не раз улучшали, что удачно сказывалось на ее работоспособности. В итоге модель «131», созданная на заводе имени Лихачева, получила высшую награду для продукта – знак качества СССР.

Несмотря на окончание производства и замену на более новые прототипы, ЗИЛ-131 до сих пор встречается на дорогах стран постсоветского пространства. Автомобили верно служат в различных сферах народного хозяйства, воплощая в жизнь план, поставленный съездом КПСС в далеком 1959 году.

Советуем Вам прочитать статью: ЗиЛ – история автогиганта

ЗИЛ-131 фото

Источник: https://all-auto.org/883-zil-131.html

Раздаточная коробка ЗИЛ

Раздаточная коробка полноприводных грузовых автомобилей ЗИЛ показана на рисунке 1. Коробка двухступенчатая, с прямой (uk = 1) и понижающей (uk = 2,08) передачами, блокированным приводом переднего моста и несоосными валами привода ведущих мостов. Коробка не имеет промежуточного вала.

В картере 5 и крышке 7 раздаточной коробки на подшипниках установлены ведущий вал 1, вал 15 привода переднего ведущего моста и вал 10 привода среднего и заднего мостов.

При этом задний конец вала 1 установлен в выточке вала 10 на цилиндрическом роликовом подшипнике.

На ведущем валу 1 закреплена шпонкой шестерня 2 понижающей передачи и на шлицах установлена скользящая шестерня 4 включения прямой передачи.

Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое обслуживание

Рисунок 1 – Раздаточная коробка грузовых автомобилей ЗИЛ

1 – ведущий вал; 2, 4, 6, 8, 12, 14 – шестерни; 3, 7 – крышки; 5 – картер; 9 – тормозной механизм; 10, 15 – валы привода ведущих мостов; 11, 13 — муфты

Вал 10 привода задних мостов изготовлен за одно целое с шестерней 6, имеющей внутренний зубчатый венец. На валу закреплена шестерня 8 привода спидометра.

На валу 15 привода переднего моста свободно установлены на игольчатых подшипниках промежуточные косозубые шестерни 12 и 14 понижающей передачи, находящиеся в постоянном зацеплении с шестернями 2 и 6 ведущего вала и вала привода задних мостов. Подвижная муфта 13, установленная на зубчатом венце шестерни 14, служит для включения понижающей передачи, а муфта 11, установленная на зубчатом венце шестерни 12, — для включения переднего моста.

При включении прямой передачи скользящая шестерня 4 входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом шестерни 6, и ведущий вал 1 и вал привода задних мостов соединяются напрямую.

При включении понижающей передачи муфта 13 соединяет шестерни 14 и 12, и крутящий момент передается на средний и задний ведущие мосты.

Одновременно с этим муфта 11 автоматически соединяет шестерню 12 с зубчатым венцом вала 15, и крутящий момент передается на передний ведущий мост.

Механизм переключения передач раздаточной коробки

Механизм переключения передач имеет шариковые фиксаторы, исключающие самопроизвольное включение передач, и шариковый блокирующий механизм, препятствующий одновременному включению обеих передач. Переключение передач в раздаточной коробке производится специальным рычагом.

Автоматическое включение переднего моста осуществляется с помощью электропневматического привода и только при включении понижающей передачи раздаточной коробки.

Это упрощает управление автомобилем в сложных условиях движения по бездорожью и предохраняет задние ведущие мосты от перегрузки на понижающей передаче.

При необходимости (например, при движении на скользкой дороге) передний мост может быть включен принудительно при прямой передаче раздаточной коробки с помощью специального переключателя, расположенного на переднем щитке приборов.

На раздаточной коробке установлен центральный трансмиссионный (стояночный) тормозной механизм 9.

Крышка 3 закрывает люк в картере 5, предназначенный для присоединения коробки отбора мощности. Отбор мощности производится от шестерни 2 ведущего вала 1.

В крышке люка находится сапун, предотвращающий появление избыточного давления в раздаточной коробке вследствие изменения температуры.

Источник: https://carspec.info/razdatochnaya-korobka-zil

Ссылка на основную публикацию